Темы статей
Выбрать темы

Как плательщику сельхозЕН непросто воспользоваться укороченной 50 % сельхоздолей

Децюра Сергей, налоговый эксперт
По материалам БЗ 108.02.01

zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41498

Вывод документа

Чтобы воспользоваться военным послаблением в отношении соблюдения сельхоздоли, юрлицу-аграрию при избрании или подтверждении на следующий год статуса плательщика сельхозЕН следует предоставить налоговикам копию решения областного совета (областной военной администрации) о наличии обстоятельств непреодолимой силы в регионе, в котором юрлицо значится пострадавшим

Какая должна быть сельхоздоля. В мирное время, чтобы быть плательщиком сельхозЕН, юрлицу-аграрию следует держать размер сельхоздоли на уровне не меньше 75 % (п.п. 4 п. 291.4 НКУ). Чтобы подтвердить выполнение этого требования, аграрий должен был вместе с отчетностью по сельхозЕН подать Расчет сельхоздоли (см. «Как задекларировать сельхозЕН на 2024 год» // «Налоги & бухучет», 2024, № 9).

Если аграрий не достигал уровня 75 %, то ему приходилось покинуть ряды плательщиков сельхозЕН (абзац первый п.п. 298.8.4 НКУ). Исключение представлял только случай, когда несоблюдение размера сельхоздоли связано с обстоятельствами непреодолимой силы. Тогда в соответствии с абзацем вторым п.п. 298.8.4 НКУ аграрий все равно мог остаться и на следующий год плательщиком сельхозЕН. Ему нужно было только

подать фискалам копию решения областного совета о наличии обстоятельств непреодолимой силы на территории, где находится аграрий, с перечнем субъектов хозяйствования, которые пострадали вследствие таких обстоятельств, среди которых должен был значиться аграрий

И тогда аграрий становился плательщиком сельхозЕН на следующий год без соблюдения сельхоздоли на уровне 75 %.

Военная сельхоздоля. С началом полномасштабного вторжения рашистов аграриев, которые не смогли удержать размер своей сельхоздоли на уровне 75 %, стало больше. Поэтому законодатели увеличили перечень случаев, когда аграрий мог стать плательщиком сельхозЕН и без соблюдения размера сельхоздоли на уровне 75 %.

Так, в п.п. 10.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ появилось послабление, которое дает право аграрию подтвердить статус плательщика сельхозЕН на следующий год, если размер его доли представляет не 75 %, а только 50 %.

Но воспользоваться этим укороченным размером сельхоздоли могут не все аграрии, а только те, у которых не менее 30 % соответствующих сельхозземель в предыдущем году располагалось не менее 6 месяцев на территориях боевых действий или временно оккупированных.

Чтобы определить, выполнил ли аграрий вышеприведенное требование, нужно ориентироваться на даты боевых действий и оккупации, указанные в Перечне № 309** (п.п. 10.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

** Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Из этого следовало, что аграрий, у которого 30 % (или больше) общей площади его сельхозугодий / земель водного фонда находились в зоне боевых действий (как возможных, так и активных), в оккупации не менее 6 месяцев прошлого года, мог:

1) автоматически ориентироваться на выполнение сельхоздоли на уровне 50 %;

2) пойти по пути подтверждения форс-мажора в облсовете, если его сельхоздоля не дотягивала даже до уровня 50 %.

Так во всяком случае нам виделось применение этих вышеописанных послаблений. Детали в «Что можно не уплачивать плательщикам сельхозЕН в 2024 году» // «Налоги & бухучет», 2024, № 9 (ср. ).

Мнение фискалов. Но, как видно из комментируемого разъяснения, фискалы видят правила применения укороченной сельхоздоли несколько по-другому. По их мнению, применение аграриями 50 %, а не 75 % сельхоздоли дается не автоматически, по факту пребывания 30 % земель в зоне боевых действий и/или оккупации. Одновременно с этим фискалы требуют

вместе с общей и отчетными декларациями по сельхозЕН подать копию решения областного совета (областной военной администрации) о наличии обстоятельств непреодолимой силы в регионе

И только затем аграрий может ориентироваться на сокращенную сельхоздолю — 50 %.

Причем в таком решении аграрий должен значиться пострадавшим вследствие проведения на его земельных участках, которые находятся в собственности или пользовании (в т. ч. на условиях аренды), боевых действий или их временной оккупации.

То есть, по мнению фискалов, не достаточно только того, что 30 % земель агрария находилось как минимум 6 месяцев в зоне боевых действий и/или оккупации согласно Перечню № 309, а еще и обязательно следует получить решение облсовета или областной военной администрации, в котором те подтвердят, что аграрий пострадал от боевых действий или оккупации.

Почему сделан такой вывод? Прямо в НКУ о подаче такого решения не сказано, о чем мы уже упоминали выше. Но фискалы нашли за что зацепиться, чтобы требовать предоставления копии такого решения.

Дело в том, что в п.п. 10.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, которым введено применение 50 % сельхоздоли, говорится, что требования этого пункта действуют в том числе и для целей, определенных п.п. 298.8.4 НКУ. А поскольку во втором абзаце этого подпункта речь идет о подаче копии решения облсовета о наступлении форс-мажора, то налоговики с радостью за это уцепились. И породили что-то ну совсем странное.

Наша позиция. На наш взгляд, такие выводы фискалов надуманы. Ведь если аграрий получит у облсовета или областной военной администрации копию решения о наличии обстоятельств непреодолимой силы на территории, где находится аграрий, с перечнем субъектов хозяйствования, которые пострадали вследствие таких обстоятельств, и среди них будет упоминаться аграрий, то он получит полный карт-бланш в отношении размера сельхоздоли. То есть он может выполнить такую долю и в размере меньше чем 50 % и все равно будет иметь право и на следующий год быть плательщиком сельхозЕН.

Учитывая это, выводы фискалов о применении 50 % сельхоздоли только при наличии копии решения облсовета о наступлении форс-мажора вообще обнуляют действие п.п. 10.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Суть введения 50 % сельхоздоли заключалась в том, чтобы аграрий, у которого не менее 30 % земель находилось в зоне оккупации / боевых действий, и так находится в невыгодном положении по сравнению с теми аграриями, которые работают на остальной территории Украины. Ведь риски попасть под обстрел, отыскать на поле мину или потерять урожай из-за боевых действий у них намного выше, чем у других. А потому уменьшение сельхоздоли до 50 % без всякого документального подтверждения, кроме нахождения в Перечне № 309, — это разумное послабление в настоящее время.

Но, как видим, налоговики этих простых истин не понимают. Они хотят получить бумажку, которую во время ведения военных действий и постоянных обстрелов еще попробуйте получить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше