Темы статей
Выбрать темы

Новый «никотино-оральный» подакцизный товар (акцизные марки и другие проблемы)

Павленко Алексей, налоговый эксперт
С 1 сентября 2024 года начнется обложение акцизом (в том числе и розничным!) «прочих никотиносодержащих продуктов для орального применения» плательщиками, которые являются производителями и/или импортерами таких продуктов. Однако нововведение зацепит не только этих плательщиков. В частности, фискалы настаивают на запрете с 1 сентября продажи таких продуктов, не маркированных акцизными марками. Поэтому рассмотрим разные проблемы, связанные с этим новым подакцизным товаром.

Новый подакцизный товар

Товар и ставки акциза. Напомним, что в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 3553* в п.п. 215.3.2 НКУ, начиная с 1 сентября этого года будут подлежать обложению акцизным налогом операции по ввозу и реализации на таможенной территории Украины товаров по коду согласно УКТ ВЭД 2404 91 90 00 «Другие никотиносодержащие продукты для орального применения». Данная позиция была еще с 01.03.2024 включена в этот подпункт в перечень табачных изделий, но до 1 сентября она еще акцизом не облагается.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины в отношении приведения некоторых норм в соответствие с Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» и уточнения отдельных положений» от 16.01.2024 № 3553-ІХ.

В этом году, начиная с 1 сентября, ставка акциза на такие продукты для «орала» будет представлять 2363,4 грн за 1 килограмм (нетто) (см. п. 17 подразд. 5 разд. ХХ НКУ), а с 1 января 2025 года — 2836,08 грн.

Заодно напомним, что тем же Законом № 3553 был изменен термин «табачные изделия», к которым также отнесены прочие, отличающиеся от ЖЭС, никотиносодержащие продукты, их заменители для курения, нюхания, сосания, жевания или вдыхания без горения путем нагревания. Поэтому упомянутые «никотиносодержащие продукты для орального применения» согласно НКУ теперь являются табачными изделиями, а с 1 сентября 2024 года — еще и облагаемые акцизом.

То есть на них с сентября распространяются все нормы и требования, предназначенные для подакцизных табачных изделий, в частности и об обязательности их маркировки марками акцизного налога (МАН).

Какие товары подпадают под этот «акцизный» код УКТ ВЭД. Достаточно интересный вопрос, какие же виды никотиносодержащих продуктов для орального применения подпадают под код УКТ ВЭД 2404 91 90 00, то есть будут считаться подакцизными.

В отношении этого вопроса советуем вам обратить внимание на разъяснение ГНСУ, размещенное на ее сайте 25 апреля этого года.

Там, в частности, фискалы отметили, что в перечень подакцизных товаров не входят товары с кодом УКТ ВЭД 2404 91 10 00 «Продукты, которые содержат никотин, предназначенные для содействия прекращению употребления табака». Например, из «орального», по мнению фискалов, сюда входит только никотиновая жевательная резинка, международное непатентованное название — Nicotine...

Поэтому, чтобы те, кто желает избежать обложения акцизом, не стремились «скрыть» свои никотиносодержащие продукты в этом коде вместо упомянутого подакцизного кода УКТ ВЭД 2404 91 90 00, фискалы выдвинули следующее условие. Они настаивают, что

правомерность отнесения никотиносодержащей продукции к неподакцизной товарной подкатегории по коду УКТ ВЭД 2404 91 10 00 должна подтверждаться наличием сведений о такой продукции в Государственном реестре лекарственных средств Украины

Лицензирование. Конечно, с 1 сентября операции с товарами по этому коду УКТ ВЭД требуют наличия у любых хозсубъектов (а не только у производителей и импортеров) соответствующей лицензии на операции с табачными изделиями (потому что с 1 сентября Закон № 3817 тоже соответствующим образом расширяет термин «табачные изделия» — см. п. 85 ч. 1 ст. 1 и п. 1 разд. ХІІ данного Закона).

Вопрос о маркировке

Вопрос к ГНСУ (в отношении немаркированных остатков). Одним из самых болезненных вопросов, связанных с новым подакцизным товаром, является вопрос его маркировки МАН. В частности, этому посвящена свежая консультация фискалов в категории 114.08 Базы знаний.

Обратите внимание, что эта консультация является ответом на вопрос:

«Имеют ли право СХ осуществлять с 01.09.2024 оптовую или розничную торговлю остатками ранее приобретенных прочих никотиносодержащих продуктов для орального применения, не маркированных МАН?»

Немаркированные — запрещено! Конечно, фискалы на этот вопрос предоставили в консультации отрицательный ответ. Давайте его проанализируем.

Налоговики сначала объяснили, что для целей обложения с 1 сентября 2024 года акцизным налогом этих «никотино-оральных» продуктов их производителями и/или импортерами последние имеют право в соответствии со ст. 226 НКУ не позже чем за два месяца (!) для удовлетворения потребности в марках в сентябре 2024 года подать предварительную заявку-расчет о потребности в марках акцизного налога «табак отечественный (прочие изделия)» — «ТВ ІНШІ», «табак импортный (прочие изделия)» — «ТІ ІНШІ» в количестве, необходимом для маркировки этих продуктов.

Дальше налоговики отмечают, что

для обеспечения своевременной маркировки этих продуктов с целью их ввоза в Украину и реализации с 1 сентября 2024 года — получение до этой даты МАН производителями и импортерами таких продуктов осуществляется исключительно при условии подачи продавцу МАН заявки-расчета по форме, утвержденной Минфином, и документов, которые подтверждают внесение платы за марки и уплату в соответствующий бюджет акцизного налога по ставке, которая будет действовать с 1 сентября 2024 года

В финале консультации фискалы пишут, что с 1 сентября 2024 года ввоз в Украину, хранение, транспортировка, прием на комиссию с целью продажи и продажа на таможенной территории Украины указанных продуктов, не маркированных в установленном порядке, запрещаются! Но есть оговорка: если до указанной даты законодательством не будут установлены другие сроки, в течение которых можно осуществлять хранение, транспортировку, реализацию на таможенной территории Украины этих продуктов, изготовленных или ввезенных на таможенную территорию Украины до 1 сентября 2024 года, без МАН. Об исключениях в отношении этих остатков — см. ниже!

Штрафы. Поэтому мы здесь заодно напомним, что в ст. 17 Закона № 481* за производство и/или хранение, и/или транспортировку, и/или реализацию табачных изделий без МАН установленного образца или с подделанными бумажными МАН предусмотрен штраф — 200 % стоимости товара (продукции), но не менее 17000 грн. Штраф за аналогичное нарушение, установленный в ст. 73 нового Закона № 3817** (который, думаем, в сентябре уже вступит в силу), тоже представляет 200 % стоимости товара (продукции), но не менее 3 размеров МЗП, установленной на 1 января отчетного года (в 2024 году это будет 21300 грн).

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

** Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 18.06.2024 № 3817-IX.

В ст. 156 КУоАП имеется и админштраф: розничная или оптовая торговля табачными изделиями без МАН или с подделанными МАН влечет за собой админштраф на виновные лица от 200 до 600 ннмдг (3400 — 10200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли!..

«Остаточные» проблемы

Переходная норма (только на октябрь)! Последним абзацем п. 21 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817

разрешено только до 1 октября 2024 года хранение и/или транспортировку, и/или реализацию на таможенной территории Украины этих новых подакцизных товаров/продукции (по коду УКТ ВЭД 2404 91 90 00) без марок акцизного налога, если такие товары/продукция произведены в Украине или ввезены в Украину до 1 сентября 2024 года

У производителей и импортеров. Должны отметить, что проблема маркировки остатков на 1 сентября этих «никотино-оральных» продуктов, от которых не успеют избавится до 1 октября, может быть решена (в случае подачи предварительных заявок-расчетов) только их производителями и импортерами. Поэтому тем из них, кто еще не подсчитал объемы таких возможных (не быстро ликвидных) остатков, а также объемы изготовления/ввоза в сентябре и еще не подал заявки-расчеты, стоит с этим поторопиться, потому что 1 сентября уже не за горами! А так хотя бы с опозданием, но будет шанс получить МАН и для части остатков, чтобы спокойно их хранить и реализовывать и после 1 октября.

Однако производителям и импортерам придется уплатить не только за марки, но и общий акцизный налог. И если у производителей налоговое обязательство по общему акцизу возникает при реализации табачных изделий (то есть в отношении этих остатков оно будет возникать начиная с 1 сентября и позже), то у импортеров оно возникает при ввозе. Ведь имеющиеся у импортеров на 1 сентября остатки таких товаров должны быть ввезены еще до этой даты, то есть до того, как эти товары стали облагаться акцизом. То есть импортеры вообще не должны были бы уплачивать акциз для приобретения МАН, которые будут клеиться на остатки, имеющиеся на 1 сентября и не реализованные до 1 октября! Однако налоговые органы здесь явно будут действовать формально, и без уплаты акциза никакое количество МАН импортерам отпускать не будут. То есть у импортеров на такие суммы уплаченного по остаткам на 1 сентября акциза должна возникнуть переплата по лицевому счету...

У оптовиков и розничников. А вот оптовые и розничные торговцы в отношении их остатков «никотино-орального» (если они их не успеют реализовать до 1 октября!) могут в случае налоговых проверок попасть в передрягу — см. вышеупомянутый штраф из законов, который можно получить не только за продажу, но и за хранение немаркированных табачных изделий.

Поэтому в сентябре оптовым и розничным торговцам надо максимально избавиться от немаркированных остатков «никотино-оральных» продуктов, которые отвечают коду УКТ ВЭД 2404 91 90 00!

А начиная с 1 сентября такие продукты, не маркированные МАН, уже от поставщиков им лучше не принимать (если не сумеют в течение сентября их реализовать)...

Другие «подакцизные радости»

Также отметим, что с 1 сентября 2024 года, кроме маркировки, к этим «прочим никотиносодержащим продуктам орального применения» применяются (тавтология умышленная ☺) и требования об обязательном декларировании максимальных розничных цен (МРЦ) и нанесении их на упаковки этих продуктов и об уплате 5 % розничного акциза!

МРЦ. В отношении декларирования МРЦ фискалы уже писали, что

производители и импортеры должны не позже 25 августа 2024 года (!) подать в ГНС Декларацию о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию) в отношении установки с 1 сентября 2024 года МРЦ на другие никотиносодержащие продукты для орального применения*

* См., в частности, здесь.

А вот о проблеме указания МРЦ на упаковке (которое тоже является обязательным) фискалы вообще не высказывались. Но — это еще один серьезный подводный камень...

Подробнее об МРЦ для табачных изделий (ее установке, указании на упаковке и т. п.) читайте статью «Табачно-налоговые проделки — 2022: МРЦ и НДС» // «Налоги & бухучет», 2022, № 9 (ср. ).

Розничный акциз. О розничном акцизе напомним, что этот 5 %-ный акциз сейчас уплачивают (при реализации) только производители и импортеры табачных изделий: как с оптовых, так и с розничных их объемов реализации табачных изделий. Кстати, базой обложения розничным акцизом является именно МРЦ!.. То есть оптовым и розничным торговцам, в частности при продаже остатков таких товаров, которые были на 1 августа, розничный акциз уплачивать не надо.

Об уплате розничного акциза с табачных изделий читайте статью «Розничный акциз с табачных и ЖЭС» // «Налоги & бухучет», 2023, № 67.

Единщики и торговля «оральным»

Достаточно интересным является вопрос: с какой даты плательщики единого налога не имеют права реализовывать этот новый подакцизный товар?

Напомним, что п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ запрещает единщикам осуществлять производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров. А п.п. 14.1.145 НКУ определяет термин «подакцизные товары (продукция)» как товары по кодам согласно УКТ ВЭД, на которые этим Кодексом установлены ставки акцизного налога.

Как мы уже отметили, эта новая позиция была добавлена в п.п. 215.3.2 НКУ (в перечень табачных изделий) с 01.03.2024, и ставки акциза для нее были установлены. В то же время, как указано в самой норме: «Обложение акцизным налогом операций с товарами по коду 2404 91 90 00 согласно УКТ ВЭД осуществляется начиная с 1 сентября 2024 года». Поэтому эта ставка с 01.03.2024 еще не применялась.

Но если подходить к проблеме с сугубо формальной стороны, то можно утверждать, что единщики не имели права торговать товаром по коду УКТ ВЭД 2404 91 90 00 уже с 1 марта. Однако неформально этот товар подакцизным станет лишь с 1 сентября этого года, и именно с этой даты к нему начнут применяться все требования в отношении подакцизных товаров (маркировка, установление МЗП, обложение акцизами). Поэтому логично считать, что и запрет для единщиков на операции с этим товаром должен применяться именно с 1 сентября этого года. Именно так нам ответили и на горячей линии ГНСУ, хотя официально об этом фискалы не высказывались. Поэтому для уверенности мы бы советовали заинтересованным единщикам все-таки получить по этому поводу ИНК.

Выводы

  • С 1 сентября 2024 года производители и импортеры должны облагать акцизом операции по ввозу и реализации товаров по коду УКТ ВЭД 2404 91 90 00 «Другие никотиносодержащие продукты для орального применения». Ставка акциза на такие продукты: с 01.09.2024 — 2363,4 грн за 1 килограмм (нетто), с 01.01.2025 — 2836,08 грн.
  • С этой же даты операции с этими товарами будут требовать наличия у любых хозсубъектов соответствующей лицензии на операции с табачными изделиями.
  • С 1 сентября реализация немаркированных акцизными марками таких продуктов будет запрещена (исключение только для остатков на 01.09.2024, от которых надо избавиться до 1 октября)! Производителям и импортерам для удовлетворения в сентябре потребности в марках надо было не позже чем за два месяца подать заявку-расчет о такой потребности с документами, которые подтверждают внесение платы за марки и уплату акциза по ставке, которая будет действовать с 01.09.2024.
  • У оптовых и розничных торговцев могут быть проблемы в отношении их остатков этих «никотино-оральных» продуктов, если они не успеют их реализовать до 1 октября! Ведь для них не предусмотрено возможности реализовать с этой даты немаркированные остатки или приобрести для них акцизные марки.
  • Также в отношении этого нового подакцизного товара производители и импортеры должны обязательно декларировать МРЦ (фискалы требуют первую декларацию подать не позже 25 августа этого года) с нанесением их на упаковки, а также уплачивать розничный акциз (5 %) с реализации как оптом, так и в розницу.
  • Есть проблема и с определением даты, с которой плательщики единого налога теряют право реализовывать такие товары по коду УКТ ВЭД 2404 91 90 00.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше