Темы статей
Выбрать темы

Табачно-налоговые проделки — 2022: МРЦ и НДС

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В связи с переформатированием в обложении табачных товаров косвенными налогами — НДС и розничным акцизом — у наших читателей возник ряд вопросов, которые мы попробуем обобщить и раскрыть. В этой публикации обсудим только ту часть табачных «улучшений», которая уже начала действовать в 2022 году.

Терминологическое

Прежде чем начать наши исследования новых изменений, отметим, что табачные изделия, табак, промышленные заменители табака (в том числе ТИЭН*) и жидкости, используемые в электронных сигаретах (ЖЭС), в дальнейшем мы будем обобщенно-привычно называть «табачными изделиями и ЖЭС». Почему? Потому что Закон № 481 (см. ст. 1) и НКУ (см. п.п. 14.1.252) имеют широкий термин «табачные изделия», охватывающий все вышеперечисленные товары, кроме ЖЭС**. В НКУ для ЖЭС есть отдельный термин (см. п.п. 14.1.564), который использует и Закон № 481. То есть наш обобщенный «термин» в дальнейшем охватывает все виды табачных изделий и ЖЭС, которых коснулись изменения.

* Табакосодержащие изделия для электрического нагревания.

** Потому что ЖЭС не входят в группу 24 УКТ ВЭД «Табак и промышленные заменители табака».

А теперь перейдем к уже действующим с 1 января на этом поприще изменениям.

МРЦ

В «Налоги & бухучет», 2022, № 3, с. 4 мы уже писали, что с 01.01.2022 был значительно расширен перечень табачной продукции и лиц, на которых распространяются максимальные розничные цены (МРЦ).

Определение МРЦ. Для нашего дальнейшего анализа имеет значение норма п.п. 14.1.106 НКУ, в которой определен термин МРЦ. Это — цены, установленные на подакцизные товары (продукцию с учетом всех видов налогов (сборов). Но

акцизный налог с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров (так называемый розничный акциз) не включается в максимальную розничную цену

Там также указано, что МРЦ устанавливаются для всех табачных изделий и ЖЭС производителями или импортерами таких товаров (продукции) путем декларирования МРЦ в порядке, установленном НКУ. Продажа субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, на которые устанавливаются МРЦ, не может проводиться по ценам, выше чем МРЦ, увеличенным (!) на сумму розничного акциза.

До 2022 года, напомним, под МРЦ подпадали только сигареты без фильтра, с фильтром, папиросы и сигариллы (коды 2402 20 90 10; 2402 20 90 20 и 2402 10 00 90 УКТ ВЭД). Теперь под эту «радость» попали уже все упомянутые в п.п. 14.1.106 НКУ виды табачных изделий и ЖЭС (!), а их производители и импортеры получили обязанность декларировать МРЦ! То есть теперь МРЦ-список дополнен остальными табачными изделиями (в частности, сигарами, табаком, разными его разновидностями и заменителями, ТИЭН, табачными экстрактами и эссенциями и т. п.), а также ЖЭС.

Поэтому импортеры и производители любых табачных изделий и ЖЭС, имейте эту новость в виду! Напомним, что форма Декларации об МРЦ на подакцизные товары (продукцию) и Порядок ее составления утверждены приказом Минфина от 25.03.2015 № 359. Декларация об МРЦ подается производителем или импортером подакцизных товаров (продукции) в ГНС не позднее окончания последнего рабочего часа дня, в котором истекает предельный срок подачи Декларации, — 10 и 25 числа месяца! Этот предельный срок определен в п. 220.4 НКУ. За неподачу декларации грозит штраф по п. 120.1 НКУ, от которого сейчас спасает карантин.

МРЦ, указанные в декларации, поданной не позднее 10-го, вводятся с 15 числа, а поданной не позднее 25-го — с 1 числа следующего месяца (п. 220.7 НКУ)

Действуют такие МРЦ до их изменения в порядке, установленном НКУ.

Указание МРЦ на упаковке. В соответствии с п. 220.11 НКУ установленные производителем или импортером МРЦ на подакцизные товары (продукцию) должны наноситься на потребительскую упаковку таких товаров вместе с датой их производства.

Но согласно ст. 18 Закона № 481 временно, на период до 31 декабря 2023 года включительно, МРЦ может не наноситься на пачки, коробки, сувенирные коробки табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака и емкости (упаковки) с жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, на которые до 31 декабря 2021 года включительно не устанавливалась МРЦ! В этой же статье (см. последний абзац) указано: если на упаковке таких товаров МРЦ не будет указана, то для определения превышения максимальных розничных цен при розничной торговле такими товарами (что является основанием для применения штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 17 Закона № 481) используются размер МРЦ, установленной производителем или импортером в Декларации об МРЦ на подакцизные товары (продукцию), и дата изготовления такой продукции, нанесенная на пачку, коробку, сувенирную коробку табачных изделий, табака, промышленных заменителей табака и на емкость (упаковку) с ЖЭС. Поэтому, если такой товар изготовлен (импортирован) после 01.01.2022 и МРЦ на его упаковке не указана, то ищите информацию о его МРЦ на веб-портале ГНСУ на сервисе «Информация о максимальных розничных ценах производителей и импортеров подакцизных товаров (продукции)» по адресу tax.gov.ua/cigars.

А вот на пачках, коробках сигарет, папирос и сигарилл, поскольку на них МРЦ устанавливались и до 2022 года, МРЦ должны быть обязательно указаны!

НДС

Что касается изменения механизма взимания с 01.01.2022 НДС с поставки и импорта табачных изделий и ЖЭС и целого ряда связанных с этим нюансов (в первую очередь для розничных торговцев), то это уже подробно изложено в в «Налоги & бухучет», 2022, № 3, с. 4 и № 5, с. 7.

Здесь добавим лишь несколько моментов.

База налогообложения. Новой НДС-базой, которая теперь критична только для производителей (их торговых домов) и импортеров таких товаров, и для поставок в Украине (п. 189.18 НКУ), и для ввоза-импорта (п. 190.1 НКУ) табачных изделий и ЖЭС определена МРЦ без учета НДС. А поскольку МРЦ в соответствии с упомянутым п.п. 14.1.106 НКУ должна включать в себя все виды налогов и сборов, кроме только розничного акциза (!), то сумма НДС и при первых поставках в Украине, и при импорте исчисляется так: НДС = МРЦ : 6.

Особое внимание на изменение базы НДС надо уделить импортерам — им желательно к декларированию МРЦ импортных табачных изделий и ЖЭС подходить очень взвешенно! Ведь им с этих товаров (и с этой базы) уплачивать НДС дважды: при ввозе и при поставке в Украине.

Кроме того, имейте в виду: налоговики в письме ГНСУ от 30.12.2021 № 28723/7/99-00-21-03-02-07 и БЗ 101.07 разъяснили, что МРЦ надо брать те, которые были установлены на дату изготовления табачной продукции (в том числе и МРЦ, установленные до 1 января 2022 года***), независимо от даты поставки такой продукции и от того, была указана такая МРЦ на потребительской упаковке или нет на дату изготовления такой продукции.

*** Это касается только сигарет, папирос и сигарилл (см. выше).

А вот что касается импорта, то здесь, думаем, следует брать МРЦ, действующие на дату ввоза табачных изделий или ЖЭС в Украину

Наш вывод, хоть и косвенно, подтверждает такой факт: ГТСУ на своем сайте сообщила****, что информацию об МРЦ табачных изделий и ЖЭС надо брать на веб-портале ГНСУ по адресу, который мы уже упоминали (tax.gov.ua/cigars).

**** См. здесь: customs.gov.ua/en/news/novini-20/post/do-uvagi-importeriv-tiutiunu-promislovikh-zaminnikiv-tiutiunu-ta-ridin-dlia-elektronnikh-sigaret-747

Предварительные оплаты. Еще возникают вопросы о предварительных оплатах, полученных производителями/импортерами за табачные изделия или ЖЭС. Как здесь определять базу обложения НДС в ситуациях, если соответствующие товары еще не изготовлены/не импортированы? Здесь, наверное, логично при получении предоплаты составить НН с определением базы по последней задекларированной на этот товар МРЦ (или по договорной стоимости, если МРЦ еще на такой товар не декларировали). А потом, когда станет известна МРЦ на оплаченный товар, составить РК к такой НН: по дате доплаты (если таковая будет из-за роста НДС или еще по какой-то причине), или по дате отгрузки. Но еще посмотрим, что здесь растолкуют фискалы…

Налогообложение остатков. В письме от 30.12.2021 и синхронно в БЗ 101.07, посвященным вопросам новейшего взимания НДС с табачных товаров/продукции, налоговики достаточно фискально выдвинули требование об обложении с 1 января 2022 года НДС по ставке 20 % операций по поставке остатков табачных изделий (включая ТИЭН) и ЖЭС, изготовленных до 2022 года, на всех этапах (!) поставки таких остатков от производителя к конечному потребителю (это не касается уже упомянутых сигарет без фильтра, с фильтром, папирос и сигарилл, по которым до указанной даты уже работали МРЦ). Базу обложения НДС по таким операциям они велели определять исходя из договорной стоимости такой продукции.

Во-первых, из разъяснений фискалов не понятно, касается ли это их требование реализации остатков такой продукции, которая была импортирована до 2022 года?

Во-вторых, механизм применения на практике этого требования вызывает ряд вопросов. Вот некоторые из них. Если обложение НДС должно произойти на всех этапах, то как торговец, который приобрел в 2022 году такую продукцию, например, у производителя или импортера, узнает, нужно ли ее при дальнейшей реализации облагать НДС? А также: как торговцу документально доказать в будущем фискалам, что он по такой продукции правомерно оставил НК, не начислив компенсационное НО по п. 198.5 НКУ? Не говоря уже о том, что в одной закупленной партии продавец (производитель или импортер) может в общей куче поставить товары, изготовленные/импортированные как в 2022 году, так и до того. И те, и другие НДС будут облагаться, а вот требование о выписке на такие поставки разных НН налоговиками не выдвигалось. Поэтому, чтобы выполнить эти прихоти фискалов, торговцам придется отслеживать конкретные партии таких товаров, изучать их тару/упаковку, искать даты их изготовления или импорта и декларировалась ли на них МРЦ (на сайте ГНС по упомянутой ссылке). Да еще и пристально контролировать: правильно ли их поставщик обложил НДС или прольготировал такие товары. Ну и особенно «удобно» в рознице реализовывать одинаковые товары с НДС и без НДС...

И это, думаем, — лишь часть вопросов/проблем, которые возникнут на практике из-за такого налогообложения остатков.

Искренне сочувствуем тем продавцам, которые столкнутся с этим на практике, — ведь здесь явное поле для налогового своеволия и НДС-доначислений. Не говоря уже об огромном объеме учетной работы, чтобы выполнить это требование об НДС-обложении «на всех этапах поставки… до конечного потребителя».

Намного законнее (и разумнее) было бы не ограничивать эту новую НДС-льготу и не выдумывать налогообложение остатков. Бюджет бы все равно свое получил через компенсационный НДС по п. 198.5 НКУ.

Но мы до сих пор живем «по-совковому»: «не ищем легких /и законных/ путей»…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше