05.12.2024
Закон о платежных услугах* (ст. 38) требует от торговцев обеспечить покупателю возможность рассчитаться за товары/услуги не только наличностью, но и в безналичной форме.
* Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.
Под «безналичным расчетом» Закон о платежных услугах имеет в виду прием от покупателей к оплате электронных платежных инструментов на основании договора с соответствующим предоставителем платежных услуг (эквайром или другим).
При этом разработанным под требования данного Закона постановлением № 894* предусмотрен поэтапный ввод выполнения этого требования:
— с 01.01.2023 (первый этап) такая обязанность распространялась на торговцев, которые осуществляют хозяйственную деятельность (продают товары или услуги (в том числе дистанционно)) в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек;
— с 01.01.2024 (второй этап) эта обязанность распространилась также и на тех, кто работает в населенных пунктах с численностью населения от 5 до 25 тыс. человек включительно.
А вот
с 01.01.2025 (третий этап) эта обязанность распространится также и на тех, кто работает в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 5 тыс. человек
Следовательно, с 01.01.2025 торговцы, которые работают (осуществляют расчеты) даже в селах*, должны будут обеспечить покупателям возможность рассчитаться за товары/услуги не только в наличной форме, но и безналично.
То есть с 01.01.2025 мы окажемся в ситуации, когда критерий численности населения перестанет быть вообще актуальным в терминальном вопросе. То есть где бы не осуществлялась деятельность (расчеты), терминал будет нужен. За некоторыми исключениями, о которых дальше.
От обязанности обеспечить прием оплаты товаров/услуг от покупателей в безналичной форме освобождаются:
1) до 01.01.2026 торговцы, названные в п.п. 4 п. 1 постановления № 894. К ним относятся:
— ФЛП на едином налоге (ЕН) группы 1. Следовательно,
ФЛП на ЕН группы 1 и в 2025 году могут работать еще без платежных терминалов
— торговцы, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов;
— торговцы, которые осуществляют выездную (выносную) торговлю (см. также статью «Расчеты с покупателями при выездной торговле» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45);
— торговцы, которые осуществляют продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции. Отметим, что четких разъяснений от налоговиков в отношении этой категории продукции нет. Понятно, что речь идет о сельскохозяйственной продукции собственного производства. Но «соль» в том, что в постановлении № 894 использована формулировка «собственноручно выращенная или откормленная продукция». То есть не просто собственно (то есть самостоятельно) выращенная или откормленная, а именно «собственноручно». Это создает определенную неоднозначность в отношении того, распространяется ли это на производителей сельскохозяйственной продукции — юридические лица (больше деталей по этому поводу найдете в статье «Продажа продукции собственного производства: есть ли отсрочка от POS-терминалов?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 10). Также налоговики не распространяют это освобождение на тех торговцев, которые, кроме собственно продажи собственноручно выращенной или откормленной продукции, занимаются продажей других товаров/продукции (см. разъяснение в категории 109.02 БЗ);
2) торговцы,
«осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях территориальных громад, которые расположены в районе проведения военных (боевых) действий или которые находятся во временной оккупации, окружении (блокаде), перечень которых утвержден приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий»
Обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично они должны в течение 3 месяцев после прекращения проведения военных (боевых) действий на таких территориях и/или их деоккупации, освобождения от окружения (блокады).
Считаем, что здесь следует ориентироваться на территории из Перечня № 309*.
А в таком случае не применять платежные терминалы имеют право торговцы, осуществляющие деятельность (осуществляют расчеты) на территориях, которые в соответствии с Перечнем № 309 отнесены к:
— территориям активных боевых действий;
— территориям активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы;
— территориям возможных боевых действий;
— временно оккупированным территориям.
Другими словами, следует попасть хотя бы в один раздел Перечня № 309 — где бы напротив населенного пункта (где вы осуществляете деятельность) не была заполнена колонка 4 (крайняя правая). То есть эта территория еще не потеряла соответствующий статус.
Право игнорировать требования об обеспечении покупателю возможности рассчитаться безналично сохраняется все время, в течение которого населенный пункт относится к вышеназванным территориям + в течение 3 месяцев после окончания активных боевых, возможности боевых действий или деоккупации территории
То есть + 3 месяца с даты, когда территория потеряет соответствующий статус (эта дата указывается в крайней справа колонке Перечня № 309).
Налоговики в отношении этой отсрочки немногословны. Впрочем уже длительное время «гуляет» проект изменений в постановление № 894*, которым в том числе хотят сделать привязку именно к Перечню № 309.
* Последняя версия проекта изменений.
Интересным является подход налоговиков (см. категорию 109.02 БЗ).
Если субъект хозяйствования работает онлайн (предоставляет услуги или продает товары в интернет-магазине), не контактирует с покупателем/заказчиком и расчеты проводит удаленно (то есть не имеет никакого физического контакта с покупателем) — то платеж для продавца и так будет безналичным. А значит, требования об обеспечении возможности осуществления безналичных расчетов выполнены автоматически
То есть можно работать без терминала и других способов приема платежных инструментов от покупателя.
То же, считаем, касается и отправки товара с наложенным платежом. Потому что в таком случае торговец сам непосредственно от покупателя оплату не принимает.
Но будьте осторожны: если вы будете контактировать с покупателем/заказчиком, то есть отправлять товар собственным курьером или выдавать «самовывозом» и рассчитываться с ним, то уже придется выполнять терминальные требования.
Ни из Закона о платежных услугах, ни из постановления № 894 прямо не следует, что терминальные требования касаются только розничных торговцев. То есть оптовиков терминальные требования также касаются (см., в частности, статью «Расчеты в офисе vs Платежный терминал» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79).
В то же время уже достаточно давно предлагается (на уровне проектов изменений в постановление 894) оптовиков от выполнения терминальных обязанностей освободить. См., в частности, проект изменений здесь. То есть остается лишь дождаться, когда соответствующие изменения будут приняты (когда именно это произойдет, сказать трудно).
А пока этих изменений нет, полезной является позиция налоговиков в отношении интернет-магазина (см. выше). Потому что из нее следует, что если оплата покупателем может быть осуществлена исключительно (!) дистанционно (через счет) / субъект хозяйствования лишен возможности получать наличность и может принимать оплату за товары, работы и услуги только в безналичной форме, то можно работать без терминала и других способов приема платежных инструментов от покупателя.
Например, товар передается перевозчику/экспедитору для доставки покупателю, а тот платит дистанционно (через счет). Или по договору предусмотрена дистанционная авансовая оплата (через счет), и только потом покупатель (его работник) имеет возможность забрать товар. То есть нет ситуации, когда вы встречаетесь с покупателем (его работником) и у него есть возможность решить, как именно он хочет рассчитаться (может, хочет картой).
Это достаточно противоречивый вопрос. Вообще, Законом о платежных услугах (п. 28 ст. 38) предусмотрено, что: «торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью электронных платежных средств и/или платежных приложений, и/или платежных устройств».
Конструкция «и/или» фактически значит, что торговцу достаточно обеспечить только какой-то один из перечисленных способов безналичных расчетов для покупателя.
Но! У налоговиков свое мнение по этому поводу. Сбылись наши опасения (см. в частности, статью «POS-терминалы: кто может не применять в 2024 году?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 98) в отношении возможности обеспечения расчета только через QR-код. В письмах ГНСУ от 03.10.2024 № 4695/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК; от 20.09.2024 № 4532/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК налоговики говорят, что приема оплаты только с помощью QR-кода будет недостаточно для выполнения обязанностей по обеспечению покупателю возможности рассчитаться безналично. То есть нужен еще и терминал.
В принципе, аналогичный подход видим и в анализе регуляторного влияния проекта изменений в постановление № 894 от ГНСУ. То есть это уже такая устоявшаяся тенденция.
Хотя повторим, что прочтение п. 28 ст. 38 Закона о платежных услугах все же дает возможность рассматривать расчет с помощью платежного приложения именно как один достаточный альтернативный вариант расчета. Но, как видим, налоговики с этим не соглашаются.
Поэтому для обеспечения покупателю/заказчику возможности осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) безопаснее иметь:
1) или обычный «физический» POS-терминал. При этом обращаем внимание на то, что платежный терминал не может заменить РРО/ПРРО, а РРО/ПРРО платежный терминал. Ведь РРО/ППРО формирует чеки и отправляет их на сервер налоговой службы, а платежный терминал — это лишь инструмент приема оплаты (он не выполняет фискальных функций).
POS-терминал не нужно регистрировать в налоговой или каким-то образом сообщать о его наличии. Можно обратиться в любой банк (и даже не один), заключить с ним договор эквайринга — и будем иметь POS-терминал. При этом банк никоим образом не контролирует наличие у субъекта хозяйствования РРО/ПРРО — это полная ответственность торговца. Банк лишь настроит терминал и обеспечит поступление денег с карт клиентов на счет субъекта хозяйствования.
О необходимости соединения/объединения РРО/ПРРО с POS-терминалом важную информацию найдете в статье «РРО, не объединенный / не соединенный с POS-терминалом: штрафоопасно или нет?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 41 (ср. );
2) или программный терминал в смартфоне, планшете и т. п.
А тот же расчет с помощью QR-кодов или онлайн-инвойсов (счетов) использовать только как дополнительный (в придачу к терминалам) способ расчетов.
За несоблюдение установленных законодательством требований об обеспечении покупателю возможности рассчитаться в безналичные форме налоговики могут оштрафовать ФЛП или виновное должностное лицо юрлица на 1700 — 3400 грн. А в случае повторного в течение года нарушения — применить штраф 8500 — 17000 грн (ст. 16315 КУоАП).
Но это только полбеды. Потому что наложить штраф (на ФЛП или непосредственно на юрлицо) могут и защитники прав потребителей. Так, Закон о защите прав потребителей* (ч. 2 ст. 17 и п. 12 ст. 23) предусматривает за это свой штраф — 8500 грн (для тех, кто не обеспечил потребителю возможность безналичного расчета в рамках предусмотренных законодательством требований к торговцу).
* Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII.
Если в одной хозяйственной единице обустроено несколько мест для осуществления расчетов за товары (услуги), то может ли торговец обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) только в одном месте расчетов?
Сейчас может, потому что постановление № 894 не выдвигает в отношении этого никаких требований. То есть можно ограничиться тем, что поставить тот же терминал только на одной кассе, и формально требования законодательства будут выполнены.
Но уже длительное время это хотят исправить. Как? Через установку минимального количества мест, где должна обеспечиваться возможность осуществления безналичных расчетов.
В последнем проекте изменений видим следующую арифметику: если в хозяйственный единице две кассы, то оборудовать тем же POS-терминалом следует не меньше чем 50 % общего количества касс в такой хозяйственной единице. То есть 1 кассу. Если больше чем 2 кассы — то не менее 2/3 общего количества касс. То есть если касс, например, 6, то оборудовать тем же POS-терминалом следует не менее 4 касс.
Но обратите внимание! Мы говорим лишь о проекте (то есть соответствующих требований пока что нет)!