Темы статей
Выбрать темы

POS-терминалы: кто может не применять в 2024 году?

Клец Виталина, налоговый эксперт
Жители крупных и не очень городов уже давно не представляют шопинга без возможности карточных расчетов. И с каждым годом становятся все меньше торговцев, которые желание покупателя рассчитаться безналично могут игнорировать. Поэтому давайте посмотрим, кто в 2024 году еще может работать без POS-терминала, а кому таки придется поставить его или применять какой-то другой способ безналичных расчетов.

Поэтапное «наступление»

Требования о применении торговцами POS-терминалов появились уже достаточно давно. А вот последнее «идеологическое» обновление этих требований фактически состоялось с 01.01.2023.

До этой даты, напомним, POS-терминалы должны были иметь только те субъекты хозяйствования, которые использовали РРО и работали в населенных пунктах с численностью населения не менее 25 тыс. человек. Кроме того, была пара других освобождений. Но это уже сейчас не актуально, потому что старые правила отменены с 01.01.2023.

Новые требования. Именно с 01.01.2023 заработало новое постановление № 894*, на требования которого мы сейчас и должны равняться.

* Постановление КМУ «Об установлении сроков, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (предоставленные услуги)» от 29.07.2022 № 894.

Это постановление № 894 «загоняет» в безналичные расчеты всех торговцев. И

уже не имеет никакого значения: обязан ли торговец по закону использовать РРО или ПРРО; есть ли у торговца торговая площадь; какой контингент потребителей он обслуживает

Единственное — постановление № 894 «растягивает удовольствие во времени». В том смысле, что внедрение обязанности обеспечить покупателям возможность рассчитаться безналично осуществляется поэтапно. С каждым годом/этапом (которых четыре) имеем все более широкое привлечение.

Так, если с 01.01.2023 (первый этап) такая обязанность распространялась на торговцев, которые осуществляют хозяйственную деятельность (продают товары или услуги (в том числе дистанционно)) в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек, то:

с 01.01.2024 эта обязанность распространится и на тех, кто работает в населенных пунктах с численностью населения от 5 до 25 тыс. человек включительно;

с 01.01.2025 — уже и на тех, кто работает в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 5 тыс. человек, то есть в селах.

Ну а упрощенцев группы 1, торговцев, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю, продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции, эта обязанность «догонит» с 01.01.2026.

Как определить численность населения. Обратите внимание: налоговики считают, что следует ориентироваться на численность именно того населенного пункта, где принимается оплата товаров (услуг). Именно это следует из их разъяснения из категории 109.02 БЗ. И, кстати, такой подход не лишен логики.

Где же взять данные о численности населения? Их можно найти на сайте территориальной громады, которой подчинен населенный пункт. При необходимости можно получить справку от органов местной власти с информацией о численности населения в вашем населенном пункте.

Кто может игнорировать «терминальные» требования в 2024 году

Итак, давайте теперь конкретизируем, кто с учетом «поэтапного» и других требований постановления № 894 имеет право в 2024 году работать без применения POS-терминалов / без обеспечения покупателям применения других способов безналичного расчета. Это:

1) торговцы, которые работают (принимают оплату за товары или услуги) в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 5 тыс. человек;

2) торговцы, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории возможных боевых действий / территории активных боевых действий / временно оккупированной территории Украины согласно Перечню № 309*.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Здесь, считаем, работает та же логика, которую применяют налоговики в отношении определения численности человек населенного пункта, в котором субъект осуществляет хозяйственную деятельность (см. выше). То есть на вышеуказанных территориях (возможных боевых действий / активных боевых действий и т. п.) должны осуществляться именно расчеты за товар/услуги.

Также здесь есть нюанс, связанный с тем, что название Перечня № 309 дословно немножко не отвечает тому перечню, о котором идет речь в постановлении № 894. В этом постановлении формально речь идет о перечне территорий территориальных громад, которые расположены в районе проведения военных (боевых) действий или которые находятся во временной оккупации, окружении (блокаде). Впрочем такого перечня не существует. Поэтому не видим оснований, которые бы мешали опираться именно на Перечень № 309 (больше деталей найдете в статье «Военное» освобождение от POS-терминалов: где работает?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 6).

То есть следует попасть хотя бы в один раздел Перечня № 309 — где бы напротив населенного пункта (где вы осуществляете деятельность) не была заполнена колонка 4 (крайняя права). То есть эта территория еще не потеряла соответствующий статус

Право игнорировать требования об обеспечении покупателю возможности рассчитаться безналично у вас сохраняется в течение 3 месяцев после окончания активных боевых, возможности боевых действий или деоккупации территории (п. 2 постановления № 894). То есть 3 месяца с даты, когда территория потеряет соответствующий статус (эта дата указывается в крайней справа колонке Перечня № 309).

Также об этом вопросе смотрите последний раздел настоящей статьи;

3) единоналожники группы 1 (освобождены до 01.01.2026);

4) торговцы, которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю (освобождены до 01.01.2026);

5) торговцы, которые осуществляют продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции (освобождены до 01.01.2026). Считаем, что этим освобождением могут смело воспользоваться ФЛП:

без наемных работников или

— которые работают как семейное фермерское хозяйство и привлекают к труду только членов семьи, а не наемных работников (например, упрощенцы группы 4).

А вот ФЛП-работодателям и юрлицам, которые не могут доказать, что лично что-то выращивали или откармливали, не советуем пользоваться этим освобождением, чтобы не подвергаться опасности (больше деталей по этому поводу найдете в статье «Продажа продукции собственного производства: есть ли отсрочка от POS-терминалов?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 10). Также, скорее всего, налоговики не будут распространять это освобождение на тех торговцев, которые, кроме собственно продажи собственноручно выращенной или откормленной продукции, занимаются продажей других товаров/продукции.

Нюансы интернет-торговли

Здесь интересным является подход налоговиков (см. категория 109.02 БЗ).

Если субъект хозяйствования работает онлайн (предоставляет услуги или продает товары в интернет-магазине) и расчеты проводит удаленно (то есть не имеет никакого физического контакта с покупателем) — то платеж для продавца и так будет безналичным. А значит, требования об обеспечении возможности осуществления безналичных расчетов выполнены автоматически

То есть можно работать без POS-терминала и других способов приема платежных инструментов от покупателя (больше деталей об этом найдете в статье «Когда нужен платежный терминал интернет-магазина: разъяснение фискалов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 18).

То же, считаем, касается и отправления товара «наложенным платежом». Потому что в таком случае торговец сам непосредственно от покупателя оплату не принимает.

Будьте осторожны: если вы будете контактировать с покупателем/заказчиком, то есть отправлять товар собственным курьером или выдавать «самовывозом» и рассчитываться с ним в населенном пункте с населением 5 тыс. человек и больше, то уже придется выполнять «терминальные» требования.

Что именно требуется от торговца

Напомним о важном нюансе. Торговцам позволяется принимать оплату не только через «физический» терминал, то есть POS-терминал.

Разрешенных способов в действительности несколько

Способ 1. Предоставить возможность рассчитаться обычной платежной картой — через POS-терминал или программный терминал в смартфоне.

Способ 2. Предоставить возможность покупателю рассчитаться с помощью платежного приложения, например, через «Приват24», «ПУМБ Online» и т. п. Для этого торговец должен будет, опять же, заключить договор с предоставителем соответствующих услуг, чтобы получить от него определенное программное обеспечение для генерирования QR-кодов или онлайн-инвойсов (счетов) для оплаты товара.

В отношении этого способа есть риски того, что те же налоговики будут требовать именно наличия «физических» (POS) терминалов или программных «терминалов в смартфоне» торговца. Впрочем такой подход является необоснованным, поскольку п. 28 ст. 38 Закона о платежных услугах* рассматривает расчет с помощью платежного приложения именно как самостоятельный альтернативный вариант.

* Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.

Способ 3. Предоставить возможность покупателю/заказчику рассчитаться с помощью платежного устройства, например смартфона, смартбраслета, смартчасов и т. п. Для этого торговец должен иметь устройство, которое принимает NFC-платежи, например программный терминал.

А если «терминальные» требования не выполнены?

За это (несоблюдение установленных законодательством требований в отношении обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств) налоговики могут оштрафовать ФЛП или виновное должностное лицо юрлица на 1700 — 3400 грн. А в случае повторного в течение года применения штрафа — 8500 — 17000 грн (ст. 16315 КУоАП).

Но это только полбеды. Потому что наложить штраф (на ФЛП или непосредственно на юрлицо) могут и защитники прав потребителей. Так, Закон о защите прав потребителей* (ч. 2 ст. 17 и п. 12 ст. 23) предусматривает за это свой штраф — 8500 грн (для тех, кто не обеспечил потребителю возможность безналичного расчета в рамках предусмотренных законодательством требований к торговцу).

* Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 № 1023-XII.

Проект изменений от КМУ

Также отметим, что КМУ уже «вынашивает» планы изменений в свое постановление № 894. Можете найти их здесь. Сейчас кратенько их проанализируем, потому что они дают возможность лучше понять текущие требования.

О количестве терминалов в одном объекте. Если в одной хозяйственной единице обустроено несколько мест для осуществления расчетов за товары (услуги), то может ли торговец обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) только в одном месте расчетов?

Сейчас может, потому что постановление № 894 не выдвигает в отношении этого никаких требований. То есть можно ограничиться тем, что поставить тот же POS-терминал только на одной кассе, и формально требования законодательства будут выполнены.

Но Кабмин такая ситуация не устраивает, поскольку некоторые крупные ритейлеры именно так и делают. Касс в торговом зале много, а рассчитаться безналично можно лишь на одной или двух из них. Тем самым создаются неудобства для тех, кто выражает желание рассчитаться с помощью электронных платежных средств.

Поэтому КМУ хочет эту ситуацию исправить. Как? Через установку минимального количества мест, где должна обеспечиваться возможность осуществления безналичных расчетов.

Арифметика такова: если в хозяйственный единице две кассы, то обустроить тем же POS-терминалом следует не меньше чем 50 % общего количества касс в такой хозяйственной единице. То есть 1 кассу. Если больше чем 2 кассы — то не менее 2/3 общего количества касс. То есть если касс, например, 6, то обустроить тем же POS-терминалом следует не менее 4 касс.

Но обратите внимание! Мы говорим лишь о проекте. До вступления его в силу еще далеко.

Оптовая торговля: есть ли специфика. Одно время мы отмечали, что ни из Закона о платежных услугах, ни из постановления № 894 прямо не следует, что «терминальные» требования касаются только розничных торговцев. То есть оптовиков «терминальные» требования также касаются (см., в частности, статью «Расчеты в офисе vs Платежный терминал» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79).

КМУ фактически констатирует то же — оптовиков «терминальные» требования теперь касаются

Но КМУ хочет изменить ситуацию и прямо прописать в постановлении № 894, что его требования распространяются исключительно на отношения между торговцами и конечными потребителями товаров (услуг) в розничной торговле.

Впрочем опять обращаем внимание! Мы говорим лишь о проекте. До вступления его в силу еще далеко.

О перечне «льготных» территорий. Выше мы уже говорили о нюансе, связанном с тем, что название Перечня № 309 дословно немножко не отвечает тому перечню, о котором идет речь в постановлении № 894 (ср. ). КМУ хочет эту нестыковку нивелировать.

При этом

мы не видим в этом проблему для применения Перечня № 309 уже сейчас

Да и сам КМУ, похоже, рассматривает именно эти правки как сугубо технические. Потому что в объяснительной записке ничего о них не говорит.

Выводы

  • В 2024 году работать без выполнения обязанностей обеспечить покупателям возможность безналичного расчета (то есть без POS-терминала и Ко) имеют право субъекты хозяйствования, которые:
    — проводят расчеты за товары или услуги в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 5 тыс. человек;
    — проводят расчеты на территориях возможных боевых действий / территории активных боевых действий / временно оккупированной территории Украины согласно Перечню № 309. «Иммунитет» сохраняется, пока территория не потеряет соответствующий статус + 3 месяца;
    — осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю;
    — осуществляют продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции;
    — являются плательщиками единого налога группы 1.
  • Также те, кто работает онлайн (предоставляет услуги или продает товары в интернет-магазине) и расчеты проводит только удаленно (то есть не имеет никакого физического контакта с покупателем), считаются и так выполнившими требования о безналичных расчетах.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше