Кто должен отчитываться по упрощенным формам?
Содержание и формы сокращенной финансовой отчетности и порядок ее заполнения устанавливает НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность». Таких форм две разновидности:
— финансовая отчетность малого предприятия (приложение 1 к НП(С)БУ 25), которая включает Баланс (форма № 1-м) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2-м);
— финансовая отчетность микропредприятия (приложение 2 к НП(С)БУ 25) в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс).
Для кого именно предназначена такая упрощенная финотчетность, приведено в табл. 1.
Заметьте! Теперь единоналожники группы 3 по ставкам 3 и 5 % прямо не названы ни в п. 2 Порядка № 419*, ни в п.п. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25 среди тех, кто может составлять финотчетность микропредприятия в составе форм № 1-мс и № 2-мс (см. статью «Единоналожники! Для финотчетности — ориентируйтесь на категорию предприятия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 93).
* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
Следовательно, на сегодня все единоналожники-юрлица (по ставкам 3 и 5 %, а также на сельхозЕН) должны отчитываться в зависимости от своей бухгалтерской категории, а не по факту пребывания в рядах упрощенцев. Поскольку Закон о бухучете* не выделяет единоналожников в отдельную классификационную группу предприятий.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
Таблица 1. Предоставители упрощенной финансовой отчетности
Форма финотчетности | Кто подает |
Финансовая отчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс) | — микропредприятия, которые признаны такими в соответствии с Законом о бухучете; — непредпринимательские общества |
Финансовая отчетность малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м) | — малые предприятия, которые признаны такими в соответствии с Законом о бухучете; — представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности |
Важно! НП(С)БУ 25 не предоставляет право выбора между формами отчетности «м» и «мс». То есть малое предприятие не может отчитываться по формам микропредприятия (формам № 1-мс и № 2-мс), а микропредприятие, соответственно, не может подавать финансовую отчетность по формам № 1-м и № 2-м. О том, что угрожает предприятию, которое отчиталось не по своей форме, см. в статье «Ответственность за неподачу финотчетности или подачу ее по «чужой» форме» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11.
В то же время те предприятия, которые подчиняются НП(С)БУ 25, могут на свое усмотрение составлять вместо сокращенной финотчетности полноформатный комплект финотчетности. Такое право им предоставлено п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Свой выбор следует закрепить в приказе об учетной политике. Поэтому малые предприятия, микропредприятия, непредпринимательские общества, представительства иностранных хозсубъектов могут по желанию руководствоваться НП(С)БУ 1 и составлять по общим правилам полную финансовую отчетность (п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1). При таких обстоятельствах никаких нарушений нет.
Что касается непредпринимательских обществ (НПО), то для них возможность составлять микроФО прямо прописана в п.п. 2 п. 2 разд. І НП(С)БУ 25. Недавно о том, что для неприбыльных организаций (НПО) установлена микроФО, указал Минфин в письме от 10.03.2023 № 41010-07-10/6640 (см. статью «Неприбыльные организации подают микрофинотчетность: напоминание от Минфина» // «Налоги & бухучет», 2023, № 28). Однако по желанию НПО могут составлять полную финотчетность.
Однако налоговики такие финотчетные нормы игнорируют и продолжают делить НПО на категории (крупные/средние/малые/микро-) и требуют подавать соответственно: от микроНПО — микроФО (ф. № 1-мс, № 2-мс), от малых НПО — малую ФО (ф. № 1-м, № 2-м), а от всех остальных НПО — полную ФО в составе всех 5 форм (см. БЗ 102.04). Хотя законные основания для подобных требований отсутствуют, поскольку для всех НПО установлена микроФО (и только по желанию — полная ФО).
Помните! Не могут пользоваться НП(С)БУ 25, а следовательно, и подавать финотчетность в сокращенном формате предприятия, которые составляют МСФО-отчетность — в обязательном порядке или по самостоятельному решению (см. статью «Финансовая отчетность за 2023 год: кто, кому, когда и как подает?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11).
Малые и микропредприятия, которые не являются аудитобязанными, подают годовую финотчетность лишь один раз в годовые сроки. То есть от них не требуется повторно подавать финотчетность, как это делают средние и крупные предприятия (см. статью «Финансовая отчетность за 2023 год: кто, кому, когда и как подает?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11).
Поэтому в общем случае микро- и малым предприятиям следует подать годовую финотчетность за 2023 год в статистику — не позже 28.02.2024, в налоговую (если предприятие — плательщик налога на прибыль) — не позже 29.02.2024.
Как определить категорию предприятия?
Критерии деления предприятий по их величине — микро-, малые, средние и крупные — установлены ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете (см. статью «Классификация предприятий по категориям: на что влияет и как определить?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11). Для отнесения предприятия к той или иной категории достаточно отвечать двум критериям из трех (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). Критерии, определенные в евро, пересчитывают по официальному курсу НБУ (среднему за период).
Для предприятий, которые работают не один год, порядок перехода из одной группы в другую определен ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете. Главное правило:
предприятие изменяет группу пребывания, если два года подряд не отвечает критериям ранее установленной категории
Если двухгодичного несоответствия нет, то предприятие остается в составе ранее избранной группы — категорию не изменяет.
Переходить из группы в группу в течение года нельзя. Для анализа критериев потенциальной группы перехода используют показатели именно годовой финотчетности за год, предшествующий отчетному. А это значит, что попрощаться со старой группой можно только с начала следующего года, то есть с 1 января. Конечно, при условии, что два года подряд предприятие не отвечает старым критериям.
Впервые свой калибр предприятия определили в начале 2018 года — по данным годовой финотчетности за 2017 год. Соответственно 2018 год был первым годом пребывания предприятия в определенной группе; 2019 год — вторым годом. При наличии двухгодичного несоответствия критериям определенной группы, категорию надо было изменить.
Что касается финотчетности-2023, то на соответствие критериям группы пребывания следует протестировать показатели годовой финотчетности за 2021 и 2022 годы (см. табл. 2). И только при двухгодичном несоответствии изменить свой статус.
Таблица 2. Классифицируем микро- и малые предприятия по итогам 2021 и 2022 годов
Критерии оценки | Категория предприятия | |||
микро- | малое | |||
2021 год | 2022 год | 2021 год | 2022 год | |
Балансовая стоимость активов | до 11308,5 тыс. грн включительно (350 тыс. евро х 32,31 грн/евро*) | до 11893 тыс. грн включительно (350 тыс. евро х 33,98 грн/евро*) | до 129240 тыс. грн включительно (4 млн евро х 32,31 грн/евро*) | до 135920 тыс. грн включительно (4 млн евро х 33,98 грн/евро*) |
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | до 22617 тыс. грн включительно (700 тыс. евро х 32,31 грн/евро*) | до 23786 тыс. грн включительно (700 тыс. евро х 33,98 грн/евро*) | до 258480 тыс. грн включительно (8 млн евро х 32,31 грн/евро*) | до 271840 тыс. грн включительно (8 млн евро х 33,98 грн/евро*) |
Среднее количество работников | до 10 человек включительно | до 10 человек включительно | до 50 человек включительно | до 50 человек включительно |
* Средний курс НБУ за 2021 год — 32,31 грн/евро, за 2022 год — 33,98 грн/евро (см. bank.gov.ua/ua/markets/exchangerate-chart). |
Тогда здесь срабатывает второе правило:
группу перехода определяем по показателям годовой финотчетности за предыдущий отчетный год
То есть для финотчетности-2023 ориентируемся на данные финансовой отчетности за 2022 год (см. табл. 3).
Предприятия, которые созданы в 2021 и 2022 годах, в 2023 году сохраняют первоначально установленную размерность. Ведь вновь образованные предприятия, напомним, для установления своей категории применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. То есть те, кто создан в 2021/2022 году, берут данные финотчетности за 2021/2022 год, а кто в отчетном 2023 году — возьмут показатели из финотчетности за 2023 год.
Таблица 3. Статус предприятия для финотчетности-2023
По данным финотчетности за год | Каким предприятие является в 2023 году и будет в 2024 году | |||||
2017 («старт») | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
микро- | микро- | микро- | микро- | малое | малое | С 2023 года переходит в категорию малых предприятий, поскольку два года подряд не отвечает критериям микрогруппы. Финотчетность за 2023 год подает как малое в составе форм № 1-м и № 2-м. Может избрать полноформатную финотчетность. Малым остается и в 2024 году |
микро- | микро- | микро- | микро- | малое | среднее | С 2023 года — переходит в группу средних предприятий, поскольку два года подряд не отвечает категории микро-. В какую категорию переходить, определяем по данным годовой финотчетности за 2022 год. За 2023 год отчитывается как среднее по полным формам. Средним остается и в 2024 году |
микро- | малое | микро- | малое | микро- | малое | За 2023 год отчитывается как микропредприятие по формам № 1-мс и № 2-мс, поскольку нет два года подряд несоответствия категории микро-. Может избрать полноформатную финотчетность. Если по данным годовой финотчетности за 2023 год снова будет отвечать критериям микро-, то и за 2024 будет отчитываться как микро-. А вот если по показателям финотчетности за 2023 год будет малым или средним, то в 2024 году будет отчитываться соответственно по формам № 1-м и № 2-м (как малое) или полным формам (как среднее) |
микро- | микро- | микро- | малое | малое | среднее | С 2022 года — предприятие считается малым предприятием, поскольку два года подряд не отвечало категории микро-. За 2022 год должно было отчитываться как малое по формам № 1-м и № 2-м. Таким же остается и в 2023 году. Может избрать полноформатную финотчетность. Для подачи отчетности за 2024 год важно, к какой категории будет относится предприятие по показателям финотчетности за 2023 год. Если будет малым — останется в группе малых, если микро- или среднее, то будет отчитываться по формам № 1-мс и № 2-мс (как микро-) или полным формам (как среднее) соответственно |
среднее | среднее | среднее | среднее | малое | малое | За 2023 год должно отчитываться как малое предприятие. То есть должно изменить свою группу, перейти из середняков в малые и подавать финотчетность в составе форм № 1-м и № 2-м. В то же время может остаться на полноформатной финотчетности. В 2024 году отчитывается как малое предприятие |
Итак, подытожим: с целью составления финотчетности за отчетный 2023 год предприятию надо проверить на соответствие критериям группы пребывания показатели годовой финотчетности за 2021 и 2022 годы. И только в случае, когда предприятие два года подряд (и 2021, и 2022 год) не отвечало критериям избранной категории, изменить свой статус. Принадлежность предприятия устанавливаем исходя из показателей категории второго года несоответствия. А таким является 2022 год.
Для финотчетности за 2024 год на предмет несоответствия следует проанализировать данные годовой финотчетности за 2022 и 2023 годы.
О последствиях потери и приобретения микростатуса читайте в статье «Из микро- в малые и наоборот: мигрируем из группы в группу» // «Налоги & бухучет», 2022, № 7.
Выводы
- Единоналожники-юрлица групп 3 и 4 должны подавать финансовую отчетность в зависимости от своей бухгалтерской категории, определенной по правилам ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете, а не по факту пребывания в рядах упрощенцев.
- Для финотчетности-2024 на соответствие критериям группы пребывания тестируют показатели годовой финотчетности за 2022 и 2023 годы. Если есть двухгодичное несоответствие, тогда следует изменить категорию предприятия.