Темы статей
Выбрать темы

Оплачиваемые отпуска без оплаты: разъяснение Минэкономики

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Письмо от 28.01.2024 № 4706-05/6893-09

Вывод документа

Решение о предоставлении оплачиваемых отпусков без сохранения зарплаты должно быть обоснованным. Это возможно исключительно по отпускам, право на которые работник приобрел с 24.12.2023. После завершения военного положения неиспользованные дни оплачиваемых отпусков могут быть предоставлены только с сохранением на их период заработной платы

Это письмо является ответом Минэкономики на наш запрос. Рассказываем, почему он появился и что спрашивали.

Суть проблемы. С 24.12.2023 заработали изменения, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении упорядочения предоставления и использования отпусков, а также других вопросов» от 22.11.2023 № 3494-IX (далее — Закон № 3494) в Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136). Об этом вы могли прочитать в статье «Оплачиваемый отпуск без оплаты: а так бывает?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 104.

Благодаря этим изменениям все работники, кроме руководящих работников заведений образования и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогических, научно-педагогических и научных работников, получили «чудесный» подарок под елку в виде нового абзаца третьего ч. 1 ст. 12 Закона № 2136. Напомним вам его положения.

В период действия военного положения предоставление работнику любого вида отпуска (кроме отпуска в связи с беременностью и родами, отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска в связи с усыновлением ребенка) сверх ежегодного основного отпуска по решению работодателя может осуществляться без сохранения зарплаты. Предоставление неиспользованных дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.

Что здесь сказать? Чтобы понять, как этот набор предложений должен работать вместе, нужен дешифратор. Поэтому мы решили поискать его у Минэкономики.

Что спросили? Мы задали Минэкономики два следующих вопроса из практики.

Вопрос 1. У работника есть неиспользованные социальные дополнительные отпуска на детей за 2019 — 2023 года. Имеет ли право работодатель на основании абзаца третьего ч. 1 ст. 12 Закона № 2136 перенести все эти отпуска на период после завершения военного положения и предоставить без сохранения заработной платы? Или эта норма касается исключительно отпуска на детей за текущий 2023 год и следующие годы, в течение которых она будет действовать?

Вопрос 2. У работника есть неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск за 2023 — 2024 рабочий год. Может ли он отказаться от его использования, если такой отпуск будет предоставляться в соответствии с графиком отпусков без сохранения заработной платы?

Что ответило ведомство? Сразу скажем, что Минэкономики в комментируемом письме ограничилось ответом только на первый вопрос. Но все равно письмо очень интересное и информативное. Приведем его главные тезисы.

1. В период действия военного положения работодатель имеет право, однако не обязан ограничивать предоставление работнику любого вида отпуска (кроме отпуска в связи с беременностью и родами, отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и отпуска в связи с усыновлением ребенка) сверх ежегодного основного отпуска. Поэтому если работодатель не против, работники и в дальнейшем могут пользоваться всеми отпускными благами.

2. Если работодатель принимает решение о предоставлении оплачиваемого отпуска (его части) без оплаты, то, по мнению Минэкономики,

работодатель должен обосновать необходимость предоставления оплачиваемых отпусков без сохранения зарплаты и документально подтвердить наступление обстоятельств, которые повлекли такую необходимость

От себя прибавим, что, на наш взгляд, принимать решение о предоставлении оплачиваемых отпусков без оплаты в отношении отдельных работников нельзя. Все работники должны быть в равных условиях (см. ст. 21 КЗоТ). Иначе Гоструда может увидеть в действиях работодателя дискриминацию отдельных личностей, что является нарушением трудового законодательства.

3. После прекращения или отмены военного положения неиспользованные дни оплачиваемых отпусков могут быть предоставлены только с сохранением на их период заработной платы. Свою позицию Минэкономики обосновывает положениями ст. 64 Конституции Украины. Из ее норм следует, что:

1) отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений могут устанавливаться только в условиях военного или чрезвычайного положения;

2) в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений, а не их отмена.

То есть по факту Минэкономики приходит к заключению, что нормы ч. 1 ст. 12 Закона № 2136 о предоставлении после завершения военного положения перенесенных неиспользованных дней оплачиваемых отпусков без оплаты противоречат положением ст. 64 Конституции Украины.

Заметим, что мы в статье «Оплачиваемый отпуск без оплаты: а так бывает?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 104 также обращали внимание на этот момент.

4. Воспользоваться правом предоставлять оплачиваемые отпуска без оплаты, переносить их в случае неиспользования на период после завершения военного положения работодатель может исключительно по отпускам, на которые работник приобрел право с 24.12.2023, то есть со дня вступления в силу положений абзаца третьего ч. 1 ст. 12 Закона № 2136 (в редакции Закона № 3494).

Как понимать этот вывод, если работодатель принимает решение о предоставлении оплачиваемых отпусков без оплаты? Считаем, что здесь следует отталкиваться от того, за рабочий или за календарный год предоставляется отпуск.

Если отпуск предоставляется за рабочий год (например, ежегодный дополнительный отпуск), то определяем, какое количество дней работник заработал за период с 24.12.2023. Вот эти дни работодатель может предоставить без оплаты или же перенести на период после завершения военного положения в случае их неиспользования.

Следующий вариант — отпуск, который предоставляется за календарный год, например, социальный дополнительный отпуск на детей. Его предоставляют полной продолжительности независимо от отработанного в течение года времени. Поэтому если работник имел право на такой отпуск до 24.12.2023, однако не воспользовался им, то предоставить этот отпуск в будущем без сохранения зарплаты работодатель не имеет права. Другое дело, когда право на такой отпуск возникло 24.12.2023 или позже. Например, 01.01.2024 у работника родился второй ребенок и он приобрел право на отпуск на детей за 2024 год как отец двух детей до 15 лет. В таком случае, если работник в 2024 году во время действия военного положения:

— обратится к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска на детей за 2024 год, то работодатель может принять решение о его предоставлении без сохранения зарплаты;

— не предоставит такое заявление, то отпуск (при наличии на него права) переносится на период после завершения военного положения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше