Земли под налогообложением
Неприбыльная организация (гаражный кооператив) является плательщиком платы за землю в части земельного налога за земельные участки, которыми владеет или которые переданы ей на праве постоянного пользование. Ведь плательщиком земельного налога является (п. 269.1 НКУ):
— землевладельцы, то есть собственники земельных участков или земельных долей (паев);
— постоянные землепользователи, то есть лица, которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности на правах постоянного пользования.
Прямого освобождения от уплаты земналога для гаражных кооперативов НКУ не содержит. Детали ищите в «Земельный налог — 2024: кто плательщик?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 10.
Была надежда на абзац первый п. 286.7 НКУ, в котором предусмотрено, что юрлицо уменьшает налоговые обязательства по земельному налогу на сумму льгот, которые предоставляются физлицам в соответствии с п. 281.1 НКУ за земельные участки, которые находятся в их собственности или постоянном пользовании и входят в состав земельных участков такого юрлица.
Но налоговики отмечают (БЗ 111.05), что воспользоваться этим освобождением гаражные кооперативы не могут. Ведь нормы Земельного кодекса Украины не предусматривают возможность приватизации гражданами — членами гаражно-строительных кооперативов земельных участков, предоставленных гаражно-строительным кооперативам для гаражного строительства. А когда земли не принадлежат физлицу, то независимо от наличия среди членов кооператива граждан, которые относятся к льготным категориям, кооператив освобождения от земналога в соответствии с абзацем первым п. 286.7 НКУ не получает.
То есть
гаражный кооператив должен уплатить земельный налог за всю площадь земельного участка, переданного ему в собственность (постоянное пользование)
Военное освобождение
Общее освобождение. Поскольку речь идет о землях гаражного кооператива, находящихся в г. Херсоне, который после полномасштабного вторжения был во временной оккупации и в зоне боевых действий, то рассчитывать такой кооператив должен на военное освобождение, прописанное в п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
В соответствии с этим подпунктом освобождение от уплаты платы за землю получают земельные участки, которые расположены на территориях активных боевых действий (АБД) или на временно оккупированных территориях.
Причем это освобождения юрлица получают:
— в 2022 году — за период с 1 марта 2022 года до 31 декабря 2022 года. Под освобождение в этот период попадают земли, которые находились на территории АБД или в оккупации хотя бы какой-то период времени в 2022 году;
— начиная с 1 января 2023 года такое освобождение касается также земучастков, которые расположены на территориях АБД или оккупированы. Но период освобождения (полные месяцы, за которые не следует платить плату за землю) зависит от даты начала и завершения АБД/оккупации на определенной территории.
При этом количество полных месяцев, в течение которых действует это освобождение, определяется по Перечню № 309*.
Освобождение для г. Херсона. Чтобы применить вышеописанные правила к городу Херсону, нужно открыть Перечень № 309 и определить, какой период за последние годы такой город находился в зоне АБД и оккупации.
Исходя из Перечня № 309 Херсонская городская территориальная громада (куда входит г. Херсон):
— с 01.03.2022 и по 11.11.2022 находилась во временной оккупации;
— с 11.11.2022 по 01.05.2023 находилась в зоне возможных боевых действий;
— с 01.05.2023 находится в зоне АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы.
Опираясь на эти данные, имеем, что гаражный кооператив, земли которого находятся в г. Херсоне:
1) за 2022 год должен был начислить налог за первые два месяца 2022 года (январь и февраль). За остальные 10 месяцев он получил освобождение от уплаты земналога;
2) за 2023 год должен был платить налог за период с января по апрель 2023. А с 1 мая, когда г. Херсон попал в зону АБД и на него опять начало распространяться военное освобождение от земналога, — нет;
3) с начала 2024 года и по конец месяца исключения территории из зоны АБД, налог платить налог не должен. Ведь с 01.01.2024 г. Херсон продолжает находиться в зоне АБД.
Обращаем внимание! Минфин в письме от 29.12.2023 № 11230-09-62/37196 заявил, что на территории, которые попали в зону АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы (подразд. 3 разд. І Перечня № 309), военное освобождение не распространяется. Действует такое освобождение, только когда территория упомянута в подразд. 2 разд. І Перечня № 309, где перечислены территории АБД (наверное, на которых не действуют электронные сервисы).
На наш взгляд, такой подход Минфина неправомерен. Ведь принципиальной разницы между территорией АБД и территорией АБД, где действуют электронные сервисы, нет. Подробный комментарий к этому письму читайте в ближайших номерах.
В то же время тем предприятиям, кто не желает спорить с фискалами (ведь наверняка они возьмут на вооружение эту позицию Минфина), советуем считать, что освобождение от платы за землю за 2023 и 2024 годы г. Херсон не получает.
Хотя еще раз заметим, что такой подход Минфина является ошибочным. И потому дальше будем описывать ситуацию, именно когда и на территории, которые попали в зону АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы, распространяется военное освобождение.
Подача декларации
Поскольку за 2022 год следует платить земналог за 2 месяца (январь и февраль), а за 2023 — за четыре месяца (январь — апрель), то за эти два года декларацию по плате за землю следует подать точно.
Отчетность-2022. Декларацию по плате за землю на 2022 год следовало подать не позже 20 февраля 2022 года, то есть до начала войны. Поэтому если такую декларацию подать сейчас, то на предприятие наложат штраф за несвоевременную подачу декларации согласно п. 120.1 НКУ в сумме 340 грн. И военное положение от этого штрафа не спасет. Ведь исполнить обязанность по подаче такой декларации следовало до начала войны.
Отчетность-2023. Что касается декларации по плате за землю на 2023 год, то ее следовало подать не позже 20 февраля 2023, то есть во время действия ВП.
По общему правилу, если у предприятия была возможность исполнить налоговые обязанности в течение ВП, а оно их не выполнило (не подало такую декларацию), то после подачи декларации по плате за землю сейчас ему светит штраф за несвоевременную подачу отчетности согласно п. 120.1 НКУ.
В то же время если у гаражного кооператива не было с начала войны возможности исполнить налоговую обязанность, то он может рассчитывать на военное освобождение от штрафов. А именно:
— если такой возможности не будет до конца ВП, то без штрафов исполнить такую обязанность нужно будет в течение шести месяцев после прекращения или отмены ВП в Украине;
— если возможность исполнить налоговую обязанность возникнет во время действия ВП, то без штрафов подать такую декларацию можно в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей.
О том, как подтверждать отсутствие возможности исполнить налоговую обязанность, читайте в статье «Невозможность исполнять налоговые обязанности: напоминаем о главном» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.
Отчетность-2024. С начала 2024 года и на дату подготовки материала г. Херсон находится в зоне АБД. И когда закончится на такой территории АБД, никто не знает. А потому можно смело говорить, что на сегодня начислять и уплачивать плату за земли, которые находятся в г. Херсоне, не следует.
Поэтому возникает закономерный вопрос:
следует ли подавать отчетность по плате за землю на 2024 год в отношении земли, которая находится в г. Херсоне (на территории АБД)?
На сегодня налоговики считают (БЗ 111.05), что земли, на которые распространяется военное освобождение, являются именно необъектными землями, и потому такие земли декларировать не надо.
Возникает у предприятия обязанность декларирования, по мнению фискалов, после даты завершения АБД или временной оккупации, которая определяется в соответствии с данными Перечня № 309. При этом налоговые обязательства по земельному налогу или арендной плате определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были завершены активные боевые действия (временная оккупация), по конец года (31.12.2024 — включительно).
Следовательно, поскольку г. Херсон на 01.01.2024 находится в зоне АБД и до 20.02.2024, к сожалению, из нее не выйдет, то гаражному кооперативу подавать годовую декларацию по плате за землю на 2024 не нужно. И если г. Херсон до конца 2024 года будет в зоне АБД, то такую декларацию на 2024 год вообще подавать не придется.
Если же в 2024 году г. Херсон будет переведен в зону возможных боевых действий или будет вообще исключен из Перечня № 309 или закончится ВП, то тогда следует подать отчетность с начисленным налогом по правилам, предусмотренным для возникновения посреди года объекта налогообложения (п. 286.4 НКУ). То есть подать ее нужно будет в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным месяцем завершения АБД (временной оккупации). Там следует начислить налог за этот неполный период года.
Выводы
- В 2022 году г. Херсон был большую половину года отнесен к территории, которая находилась в оккупации. Поэтому за 2022 год следует начислить налог только за январь — февраль.
- В 2023 году г. Херсон находится с начала мая в зоне АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы… Поэтому, на наш взгляд, за 2023 год налог следует начислить за первые четыре месяца года. Хотя, по мнению Минфина, на г. Херсон военное освобождение в 2023 году не распространяется, и потому уплачивать земналог следует в течение всего 2023 года.
- В начале 2024 года г. Херсон продолжает находиться в зоне АБД, где функционируют государственные электронные информационные ресурсы, и не понятно, когда из нее будет исключен. Поэтому, на наш взгляд, пока такой город будет в зоне АБД, подавать декларацию по плате за землю с начисленным налогом на 2024 год не нужно. По мнению Минфина, и в 2024 году на г. Херсон не распространяется действие военного освобождения. А потому плату за землю следует считать на весь год.