Темы статей
Выбрать темы

Поставка программного обеспечения к дронам для ВСУ: будет ли НДС-льгота?

Казанова Марина, налоговый эксперт
Поставляем для ВСУ дроны (БПЛА) и отдельно программное обеспечение к ним. Программное обеспечение покупаем в Украине. Действует ли НДС-льгота на поставку для ВСУ программного обеспечения для дронов? Сейчас выясним.

Если бы речь шла о безвозмездной передаче дронов и программного обеспечения к ним ВСУ или другим лицам, названным в абз. 4 п. 321 подразд. 2 разд. XX НКУ, то такая передача не считалась бы поставкой (была бы без НДС).

А вот если это поставка за плату, причем стоимость программного обеспечения выделена отдельно от стоимости дронов (то есть не включена в стоимость дронов), то здесь ситуация следующая.

Под «военную» НДС льготу из п. 32 подразд. 2 разд. XX НКУ поставка программного обеспечения для дронов не подпадает, даже если оно поставляется лицам, названным в пп. 4 и 5 п. 32 подразд. 2 разд. XX НКУ

Дело в том, что льгот для программного обеспечения для товаров, названных в этом п. 32 подразд. 2 разд. XX НКУ, не установлено.

Есть у нас еще «военная» НДС-льгота, предусмотренная п. 93 подразд. 2 разд. XX НКУ, которая освобождает от НДС на время военного положения операции:

«по поставке услуг, связанных с программным обеспечением военного назначения, международная передача которого подлежит государственному контролю, а именно:

услуг по разработке, модификации, тестированию и/или технической поддержке программного обеспечения,

услуг по разработке документации (для целей разработки, модификации, тестирования и технической поддержки такого программного обеспечения), и/или

предоставление имущественных прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение, в том числе по лицензионным договорам».

В отношении этой льготы стоит отметить следующее:

во-первых, в ней конкретизировано, какие именно виды услуг, связанные с программным обеспечением, подпадают под льготу (в частности, разработка, предоставление имущественных прав);

во-вторых (главное!), речь идет

только об услугах, связанных с программным обеспечением, международная передача которого подлежит государственному контролю

При этом в соответствии с Законом № 549* государственному контролю подлежит международная передача:

* Закон Украины «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» от 20.02.2003 № 549-IV.

1) товаров военного назначения, список которых утвержден постановлением КМУ от 20.11.2003 № 1807. Дроны военного (негражданского) назначения/использования названы в этом списке (позиция «ML10.c» Списка). И в этом же Списке (раздел ML 21) значится и программное обеспечение, «специально предназначенное» или модифицированное для «разработки», «производства» или «использования» военных БПЛА;

2) товаров, определенных в Едином списке товаров двойного использования, утвержденном постановлением КМУ от 28.01.2004 № 86. БПЛА определенных видов названы в этом Списке (позиция «9А012.а»). В том числе в этом Едином списке значится и программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для работы этих БПЛА.

Правда, на время военного положения в соответствии с постановлением КМУ от 09.12.2022 № 1378 на международную передачу (импорт) БПЛА, комплектующими к ним и программным обеспечением, связанным с разработкой, производством, использованием БПЛА, нормы Закона № 549 не распространяются.

То есть их международная передача осуществляется без разрешительных документов Госэкспортконтроля (без государственного контроля).

Кроме того, стоит обратить внимание и на то, что считается международной передачей товаров военного назначения / двойного назначения. Это экспорт, импорт, реэкспорт товаров, их временный вывоз за пределы Украины или временный ввоз на ее территорию, транзит товаров по территории Украины, а также любые другие передачи товаров, которые осуществляются за пределами Украины (ст. 1 Закона № 549).

Следовательно, можно прийти к заключению (осторожному), что

п. 93 подразд. 2 разд. XX НКУ распространяет НДС-льготу лишь на импорт/экспорт услуг, связанных с программным обеспечением, которое указано в Списке товаров военного назначения и Едином списке товаров двойного назначения, если такой импорт/экспорт сопровождается необходимостью получения специального разрешительного документа от Госэкспортконтроля

Во всех других случаях, очевидно, льгота эта работать не будет. Хотя соответствующих разъяснений от налоговиков нет.

То есть если речь идет (как в нашей ситуации) о перепродаже ВСУ программного обеспечения для дронов, то льгота из п. 93 подразд. 2 разд. XX НКУ не действует. В этом случае

будут действовать общие правила налогообложения, которые действуют для поставки обычного программного обеспечения

С отменой еще с 01.01.2023 ІТ-льготы (которая была предусмотрена п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ) поставки программного обеспечения следует расценивать как поставка услуг (см. статью «Поставка программной продукции для НДС-учета: товар или услуга?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 82). Следовательно, если место поставки таких услуг — территория Украины — поставка программного будет облагаться НДС на общих основаниях по ставке 20 %.

Напомним, что подробнее об учете и налогообложении поставки дронов см. в статье «Дроны — для армии: что в учете?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 12.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше