Налоговые проверки
Камеральные проверки. На сегодня камеральные проверки разрешены без любых ограничений. Сроки для таких мероприятий контроля общие, определенные в п. 76.3 НКУ. Подробнее о камеральных проверках читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 63.
Документальные проверки. Напомним: речь идет о плановых и внеплановых документальных проверках, которые могут быть выездными и невыездными (п.п. 75.1.2 НКУ). Среди таких проверок теперь есть как разрешенные, так и запрещенные. Предоставим их перечень в формате таблицы.
Разрешенные и запрещенные во время войны документальные проверки
№ п/п | Кого (не)проверяют? | Основание |
1 | Разрешенные проверки | |
Плановые документальные исключительно в отношении: 1) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) производством и реализацией подакцизных товаров; 2) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес); 3) хозсубъектов, которые предоставляют (предоставляли) финансовые и платежные услуги; 4) нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства) и одновременно отвечают хотя бы одному из следующих критериев: — уровень роста налога на прибыль на 50 и больше процентов < уровня роста доходов плательщика; — декларирование начисленной зарплаты при отсутствии декларирования объекта обложения налогом на прибыль или дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины; 5) плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев**: — уровень уплаты налога на прибыль на 50 и больше процентов < уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Критерий не распространяется на плательщиков единого налога; — уровень уплаты НДС на прибыль на 50 и больше процентов < уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;* — дебиторская задолженность превышает кредиторскую больше чем в 2 раза; — общая сумма расходов, отраженных в декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75 % или больше суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации. Будет работать этот критерий, если сумма общего годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, представляет 10 млн грн и больше; — налоговый агент — юрлицо начислял и/или выплачивал зарплату в размере меньше средней зарплаты в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета) | ||
* Этот критерий не будет работать, если у плательщика операции по вывозу товаров за пределы Украины представляют 25 % и больше общих объемов поставки + уровень уплаты налога на прибыль не меньше 50 % уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. ** Также во время включения в план-график учитывается позитивная динамика таких показателей за 2024 год (см. эти критерии в том же п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ): — уровня уплаты налога на прибыль и НДС за 2023 год; — уровней начисления и/или выплаты налоговым агентом — юрлицом зарплаты за четыре квартала 2023 года. Подробно же об алгоритме расчета в отношении критериев см. в письме ГНСУ от 18.01.2024 № 51/2/99-00-04-03-01-02. | ||
2 | Внеплановые документальные исключительно в отношении: | |
плательщиков, налоговый адрес которых никоим образом не связан ни со временно оккупированной территорией, ни с территорией активных или возможных боевых действий (по состоянию на начало временной оккупации, начало активных или возможных боевых действий соответственно) | любой пункт ст. 78 НКУ | |
плательщиков, налоговый адрес которых находится на временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации), исключительно: | ||
по обращению плательщика | ||
если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР) | ||
в случае реорганизации (кроме преобразования) / ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП | ||
если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн | ||
если вышестоящие налоговики проверили коллег из более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков | ||
если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли | ||
если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям | Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ | |
плательщики, налоговый адрес которых находится на территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий) — исключительно на тех же основаниях, что и для тех, кто зарегистрирован на временно оккупированной территории (см. выше) | ||
плательщики, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий), исключительно: | ||
по обращению плательщика | ||
если налоговики получили информацию о нарушении, послали запрос плательщику, а плательщик на него не ответил в установленный в НКУ срок. Речь идет о запросах исключительно в отношении: а) полученной налоговиками информации, которая свидетельствует о нарушении законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами из Украины; по вопросам налогообложения доходов нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли свою деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства); б) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в сфере производства/реализации подакцизки; в) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в игорном бизнесе в Украине; г) налогоплательщиков, которые предоставляют/предоставляли финансовые, платежные услуги | ||
если не поданы декларации, расчеты, отчетность исключительно в части трансфертного ценообразования | ||
если плательщик подал уточненку за уже проверенный период | ||
если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР) | ||
в случае реорганизации (кроме преобразования) / ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП | ||
если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн | ||
если на плательщика покупателем подана жалоба о непредоставлении/ошибке в налоговых или акцизных накладных | ||
если вышестоящие налоговики проверили коллег из более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков | ||
в отношении трансфертного ценообразования | ||
если плательщик не предоставил информацию для встречной сверки в установленные НКУ сроки | ||
если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли | ||
если нерезидент осуществляет хоздеятельность через постоянное представительство без постановки на налоговый учет в Украине | ||
если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям | Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ | |
3 | Документальные ЕСВ-проверки (с учетом особенностей, установленных для других налоговых проверок) | по сути, речь идет об основаниях, по которым разрешены другие налоговые проверки. Считаем, что ЕСВ могут проверить в рамках разрешенных плановых документальных проверок, а также внеплановых документальных проверок по п.п. 78.1.1 НКУ. Разрешенные фактические и другие внеплановые докпроверки имеют специфические основания, которые ЕСВ не касаются. См. п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса…» от 08.07.2010 № 2464-VI |
Запрещенные проверки | ||
4 | Плановые документальные в отношении | |
Плательщиков, которые не попали в категории, в отношении которых разрешены плановые проверки | Исходя из п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ | |
ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 (кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить). Запрет действует до 01.12.2024 | ||
плательщиков, которых затрагивают разрешенные плановые докпроверки (см. п. 2 таблицы), но у которых налоговый адрес находится на: — временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса; — территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса; — территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса | ||
5 | Внеплановые документальные в отношении | |
ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 (кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить). Запрет действует до 01.12.2024 | ||
плательщики, которых не затрагивают разрешенные внеплановые докпроверки (см. п. 3 таблицы) и одновременно у которых налоговый адрес находится на: — временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса; — территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса; — территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса | ||
6 | Проверки по ЕСВ, которые не попали в разрешенные (см. п. 5 таблицы) | п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса…» от 08.07.2010 № 2464-VI |
Фактические проверки. В этом случае принцип разрешенных и запрещенных проверок немного другой. В частности, право на фактическую проверку зависит от того, каким является местонахождение объектов налогообложения / объектов, связанных с налогообложением плательщика.
Выглядит все следующим образом (см. пп. 5, 6, 7 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Разрешенные и запрещенные фактические проверки
Если объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, находятся на… | |||
Временно оккупированной территории (ВОТ) | Территории активных боевых действий (ТАБД) | Территории возможных боевых действий (ТВБД) | Другой территории Украины |
Фактические проверки на этих объектах запрещены. Действие запрета: до даты завершения временной оккупации территории | Фактические проверки на этих объектах запрещены. Действие запрета: до даты завершения активных боевых действий | Фактические проверки на этих объектах разрешены, только если речь идет о плательщиках: 1) из сферы: — производства и/или реализации подакцизной продукции; — игорного бизнеса (организация и проведение азартных игр в Украине); — купли-продажи инвалюты; 2) которые осуществляют хоздеятельность без государственной регистрации. Фактические проверки на объектах, которые находятся на ТВБД, в отношении других плательщиков запрещены. Действие запрета: до даты завершения возможных боевых действий | Фактические проверки на этих объектах разрешены по любым основаниям, указанным в п. 80.2 НКУ |
Обратите внимание: также на период военного положения налоговики имеют право проводить фактические проверки в отношении соблюдения установленных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки (наценки) (п. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В этом контексте не забываем, что, например, постановлением КМУ от 19.06.2023 № 650 установлена, в частности, предельная торговая надбавка (наценка) на продовольственные товары отечественного производства, кроме определенных исключений.
Нюансы. В отношении всех типов налоговых проверок не забываем о необходимости безопасного доступа (допуска) к территориям и объектам плательщика, а также возможности безопасного проведения инвентаризации (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Но обратите внимание: даже правило о безопасности работает не для всех типов проверок! В частности, не будут обращать внимание на (не)безопасность в случае с документальными проверками:
— бюджетного возмещения НДС (п.п. 78.1.8 НКУ). Было и до 08.12.2023;
— плательщиков, по которым получена информация о нарушении в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины (п.п. 78.1.1 НКУ);
— из-за того, что налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли (п.п. 78.1.21 НКУ).
Подробно о нюансах разрешенных и запрещенных во время войны налоговых проверок читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 100.
«Трудовые» проверки
Ориентируемся в вопросах проверок со стороны Гоструда на Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136) и постановление КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее — постановление № 303). Если же подытожить, то получается следующая картина.
Плановые проверки представителями Гоструда в настоящее время запрещены
Исходим из п. 1 постановления № 303. Действительно, нормативно-правовой акт КМУ не является законом (то есть имеет меньшую юрсилу, чем, например, КЗоТ, который предусматривает возможность проведения проверок). Фактически, об этом запрете свидетельствует и ч. 1 ст. 16 Закона № 2136, где речь идет лишь о праве на проведение внеплановых мероприятий контроля.
А вот внеплановые проверки разрешены. Но основания и предмет таких мероприятий ограничены.
В частности, речь может идти о проверках:
— в части соблюдения требований Закона № 2136;
— по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений;
— по вопросам законности прекращения трудовых договоров.
Основанием может стать:
— обращение физического лица (работника) о нарушении, которое причинило вред его правам, законным интересам, жизни или здоровью. Конечно, эти факты должны быть подтверждены документами (при наличии);
— поручение Премьер-министра Украины;
— наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;
— обращение должностных лиц органов местного самоуправления;
— обращение профсоюза;
— обращение Киевской городской военной администрации или областной военной администрации;
— невыполнение субъектом хозяйствования предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных после 1 мая 2022 года.
И именно такое толкование норм подтверждается со стороны Минэкономики (см. разъяснение от 01.08.2022).
Выводы
- В настоящее время все камеральные налоговые проверки разрешены. Документальные плановые и внеплановые проверки ограничены.
- То, можно ли проводить фактическую проверку в период военного положения, зависит от местонахождения объекта налогообложения или объекта, связанного с налогообложением плательщика.
- Плановые проверки Гоструда запрещены, но есть возможность проводить внеплановые мероприятия контроля. Предмет таких проверок, как и основания, на период военного положения ограничены.