22.07.2024

Критерии рисковости плательщика

Плательщик может оказаться в рисковых, если он соответствует определенным критериям. Рассмотрим эти критерии подробнее.

Критерии рисковости плательщика НДС приведены в приложении 1 к Порядку № 1165*. Всего их 8. Важно!

Плательщика могут зачислить в рисковые, если он соответствует хотя бы одному из таких восьми критериев рисковости (п. 6 Порядка № 1165)

* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Согласно установленным критериям причиной отнесения плательщика в рисковые может стать:

— подозрительная регистрация плательщика НДС (критерии 1 — 4);

— отсутствие счета в банке или у небанковского предоставителя платежных услуг (критерий 5);

— неподача НДС-отчетности / финансовой отчетности (критерии 6, 7);

— имеющаяся у налоговиков налоговая информация о рисковости операций, осуществляемых плательщиком (критерий 8). Подробнее о таких критериях см. таблицу.

Критерии рисковости плательщика НДС

№ п/п

Критерий рисковости

Пояснение

Подозрительная (фиктивная) регистрация плательщика

1

Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов

Первые 4 критерия рисковости связаны с фиктивной регистрацией плательщика. То есть в таком случае плательщик может оказаться в рисковых, если налоговики заподозрят признаки фиктивности в его регистрации, выявят нереальность деятельности или злоупотребления при ее ведении и получат информацию о том, что плательщик:

— зарегистрирован на несуществующие или поддельные документы;

— оформлен на подставное (несуществующее / умершее / без вести пропавшее) лицо;

— зарегистрирован лицами, которые не имели намерений осуществлять финансово-хозяйственную деятельность;

— зарегистрирован и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия учредителей и назначенных руководителей.

Такие данные контролеры собирают на основании:

— информации из государственных реестров;

— открытых источников информации;

— информации о судебных разбирательствах (открытых уголовных производствах), в частности, по данным Единого реестра судебных решений;

— встречных сверок;

— анализа регистрационных и учетных данных плательщика;

— сведений о должностных лицах плательщика;

— сведений об учредителях (данных о составе учредителей, связанности учредителей юрлиц с другими налогоплательщиками, долях в уставном капитале, состоянии его формирования, информации о бенефициарах);

— направления запросов другим органам с целью сбора налоговой информации;

— другой информации, имеющейся или полученной налоговыми органами из внутренних и внешних источников в соответствии со ст. 72, 73 НКУ

2

Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) в органах госрегистрации физлицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам

3

Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) в органах госрегистрации физлицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственную деятельность или осуществлять полномочия согласно информации, предоставленной такими лицами

4

Плательщик НДС зарегистрирован (перерегистрирован) и осуществлял финансово-хозяйственную деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и/или руководителями

Отсутствие банковских счетов

5

Плательщик НДС — юридическое лицо не имеет открытых счетов в банке / у небанковского предоставителя платежных услуг, кроме счетов в Казначействе (не касается бюджетных учреждений)

Заметьте, что такой критерий установлен только для юрлиц (и не касается физлиц-предпринимателей). По нему в рисковые может угодить предприятие — плательщик НДС, у которого отсутствуют счета, открытые в банках или у небанковского предоставителя платежных услуг. Вероятность попадания в рисковые по этому критерию высока у вновь созданных предприятий при открытии (в начале деятельности) — т. е. когда только решается вопрос об открытии счетов. Причем, по идее, после открытия счета плательщика-новичка должны автоматически вывести из рисковых. Поскольку об открытии счета банки / небанковские предоставители платежных услуг должны уведомлять контролирующий орган, в котором на учете стоит плательщик (п. 69.2 НКУ, Порядок подачи уведомлений об открытии/закрытии счетов.., утвержденный приказом Минфина от 18.08.2015 № 721). И после получения об этом информации налоговики должны принять решение об исключении плательщика из рисковых (п. 6 Порядка № 1165). Но на практике зачастую для отмены рискового статуса плательщику приходится идти по процедуре выхода из рисковых. То есть подавать пояснения о том, что счет открыт (вместе со справкой с банка об открытии такого счета). Региональная комиссия должна рассмотреть такие документы в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения от плательщика, и на их основании принять решение об отмене рискового статуса (п. 6 Порядка № 1165).

Поэтому, чтобы предприятию не оказаться в рисковых с первых дней создания, с открытием счета лучше не затягивать. Либо регистрироваться плательщиком НДС после того, как процедура создания доведена до конца и счет открыт.

Данное условие (об открытии счетов в банке / у небанковского предоставителя платежных услуг) не касается бюджетных учреждений

Неподача НДС-отчетности / финансовой отчетности

Два следующих критерия, когда плательщику могут присвоить рисковый статус, связаны с неподачей им отчетности

6

Плательщиком НДС не поданы за два последних отчетных (налоговых) месяца контролирующему органу декларации по НДС (с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

Зачислить в рисковые по этому критерию могут, если два месяца подряд не подавалась НДС-отчетность. В связи с этим напомним, что обязанность по подаче декларации возникает только при наличии (!) в отчетном периоде показателей для декларирования. Иначе, если показатели для декларирования отсутствовали (не велась деятельность / отсутствовал объект налогообложения / нет переходящего отрицательного значения по НДС), то пустую декларацию по НДС можно не сдавать (п. 49.2 НКУ, п. 9 разд. III Порядка № 21, письмо ГНСУ от 23.07.2020 № 3014/ІПК/99-00-05-06-02-06, БЗ 101.23). Поэтому, строго говоря, если НДС-отчетность не подавалась из-за отсутствия показателей, то включать плательщика в рисковые по этому критерию налоговики не вправе. Однако будут ли фискалы при принятии решения о присвоении рискового статуса выяснять, по какой причине плательщиком не подавались декларации, — не ясно. Поэтому плательщику даже при отсутствии показателей для декларирования проще подать пустые декларации во избежание угрозы получения рискового статуса*

7

Плательщиком налога на прибыль не подана контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период (с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

Напомним, что финансовая отчетность является обязательным приложением к декларации по налогу на прибыль. Поэтому даже если в прибыльной декларации возникли нулевые показатели, то подавать декларацию (из-за приложения — финансовой отчетности, которая по-любому будет содержать какие-то данные) плательщику налога на прибыль все равно придется. Также имейте в виду, что без финансовой отчетности декларацию по прибыли не примут (!) (плательщик получит отказ в приеме декларации и такая декларация будет считаться не поданной, п. 49.15 НКУ, БЗ 102.22).

Обнародование годовой ФО. К тому же для плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением, п. 46.2 НКУ установлена обязанность подавать отдельно налоговикам проаудированную годовую финотчетность не позже 10 июня года, следующего за отчетным (подробнее об этом см. в статье «Годовая финотчетность: обнародование» // «Налоги & бухучет», 2024, № 11). Однако в связи с военным положением (ВП) разрешено обнародовать годовую финансовую отчетность позже — в течение 3 месяцев по окончании ВП в полном объеме за весь период необнародования (п.п. 42 п. 1 Закона Украины от 03.03.2022 № 2115-IX, предпоследний абзац п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, БЗ 102.22, подробнее см. в статье «Финотчетность с аудитотчетом фискалам — в течение 3 месяцев после ВП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 97). Об освобождении в таком случае плательщиков от ответственности (штрафов) за отложенное обнародование ФО из-за ВП говорилось в письме ГНСУ от 26.05.2023 № 12059/7/99-00-04-03-01-07 и разъяснении ГНСУ от 09.06.2023 (подробнее см. в статье «Не подали налоговикам проаудированную финотчетность — штрафов нет!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 48). Поэтому с учетом действия таких военных правил плательщики, не подавшие в течение ВП налоговикам проаудированную годовую финансовую отчетность до 10 июня, не должны зачисляться в рисковые по критерию 7*

* Важно! К тому же для критериев рисковости 6 и 7 учтены особенности ВП. Поэтому их применяют с поправкой на военные условия — т. е. с учетом требований п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ и отведенных этим подпунктом сроков на подачу отчетности в связи с ВП (т. е. с учетом продления сроков/возможности-невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей). Поэтому неподача отчетности на ВП (в частности, деклараций по НДС / финансовой отчетности), к примеру из-за невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей, не должна быть основанием для зачисления плательщика в рисковые по критериям 6 и 7. Подробнее о невозможности выполнения плательщиком налоговых обязанностей из-за ВП см. статью «Невозможность исполнять налоговые обязанности: напоминаем о главном» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98. А плательщиков налога на прибыль,, как отмечалось, не должны зачислить в рисковые, в частности, из-за неподачи налоговикам проаудированной годовой финансовой отчетности (которую можно обнародовать в течение 3 месяцев по окончании ВП).

Имеется налоговая информация

8

У контролирующего органа имеется налоговая информация, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции, указанной в поданных для регистрации НН/РК

Самый популярный критерий, по которому налоговики чаще всего присваивают плательщику рисковый статус. При зачислении в рисковые по этому критерию налоговики должны в деталях пояснить, какая именно налоговая информация послужила основанием для отнесения плательщика к рисковым. И указать в Решении о соответствии плательщика критериям рисковости код налоговой информации (из Справочника кодов, утвержденного приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17), которая послужила причиной включения плательщика в рисковые. Подробнее этому критерию посвящена отдельная статья тематического номера «Критерий 8 рисковости плательщика — «имеется налоговая информация» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59 (ср. )

Решение о рисковости плательщика принимает региональная комиссия (п. 6 Порядка № 1165). В день принятия решения региональной комиссией плательщику придет решение о зачислении в рисковые (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) в Электронный кабинет с указанием конкретного критерия рисковости — т. е. по какому из 8 критериев плательщика включили в рисковые. А при зачислении в рисковые по критерию 8 — еще и с указанием кода налоговой информации из Справочника кодов и расшифровкой в табличной части решения операции/операций, из-за которых плательщик отнесен к рисковым.

Проверить свой рисковый статус плательщик может в Электронном кабинете в разделе «Моніторинг ПН/РК»

Выводы

  • Всего критериев рисковости — 8. Плательщика НДС могут зачислить в рисковые, если он соответствует хотя бы одному из таких критериев.
  • Включить в рисковые могут при подозрительной регистрации (критерии 1 — 4), отсутствии банковских счетов (критерий 5), неподаче НДС-отчетности / финансовой отчетности (критерии 6, 7) или если у налоговиков есть налоговая информация о рисковости операций, осуществляемых плательщиком (критерий 8).
  • В решении о включении в рисковые должно поясняться, по какому критерию плательщик зачислен в рисковые. А при зачислении в рисковые по критерию 8 — также указываться код налоговой информации из Справочника кодов и расшифровываться операции, из-за которых плательщик стал рисковым.