* tax.gov.ua/media-tsentr/novini/683210.html
Вывод документа
За неподачу до 10.06.2022 и до 10.06.2023 годовой финансовой отчетности, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом, прибыльщик освобождается от:
— ответственности, предусмотренной п. 120.1 НКУ (с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 3 месяцев после прекращения военного положения — ВП);
— административной ответственности по ст. 1631 КУоАП
Штраф по НКУ. Для предприятий — плательщиков налога на прибыль, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским отчетом, п. 46.2 НКУ устанавливает обязанность подавать отдельно налоговикам проаудированную годовую финотчетность. Срок — не позже 10 июня года, следующего за отчетным. Поэтому за 2021 год аудитобязанные прибыльщики должны были это сделать не позже 10.06.2022, а за 2022 год — не позже 10.06.2023. Хотя повторная финотчетность за 2022 год могла быть подана с учетом празднично-выходного переноса — не позже 12.06.2023 (см. статьи «Что будет в июне 2023 года» // «Налоги & бухучет», 2023, № 44 и «Исправили бухошибку за 2022 год: переобнародовать ли финотчетность?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 44).
Так вот, по общим правилам (п. 46.2 НКУ) за неподачу (несвоевременную подачу) налоговикам проаудированной финотчетности применяется штраф по ст. 120.1 НКУ как за неподачу / несвоевременную подачу налоговой отчетности в размере 340 грн (при повторном нарушении — 1020 грн).
Однако! После изменений, внесенных Законом Украины от 13.12.2022 № 2836-IX, теперь п.п. 69.1 подразд. 10 разд. XX НКУ предусматривает, что во время ВП
плательщик освобождается от ответственности за неподачу проаудированной финотчетности налоговикам (которая подается в срок не позже 10 июня). Но такая проверенная аудитором годовая финотчетность должна быть подана в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП
Причем это касается и тех плательщиков, которые имеют возможность исполнять налоговые обязанности во время ВП.
А следовательно, в период действия ВП ответственности за неподачу / несвоевременную подачу налоговикам финотчетности, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом, за 2021 и 2022 года не будет. Наступит такая ответственность, если проаудированная финотчетность не будет подана налоговикам в течение 3 месяцев после ВП. Подробнее смотрите в статье «Финотчетность с аудитотчетом фискалам — в течение 3 месяцев после ВП» // «Налоги & бухучет», 2022, № 97.
Этот вывод полностью подтверждают налоговики в комментируемом письме. Фискалы констатируют: аудитобязанному прибыльщику не угрожает ответственность, предусмотренная НКУ, за неподачу до 10.06.2022 и до 10.06.2023 годовой финотчетности, которая подлежит обнародованию вместе с аудиторским отчетом, с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 3 месяцев после прекращения или отмены ВП.
Админштрафы на должностные лица. Как признают сами налоговики (см. БЗ 102.22), нормами КУоАП не предусмотрено право органов ГНС составлять протоколы об административных правонарушениях за неподачу или несвоевременную подачу финансовой отчетности.
В то же время ч. 1 ст. 1631 КУоАП установлена административная ответственность за отсутствие налогового учета, нарушение порядка его ведения, в том числе за неподачу или несвоевременную подачу аудиторских заключений, подача которых предусмотрена законами Украины. Размер админштрафа — от 85 до 170 грн, а если лицо в течение года уже было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, — от 170 до 255 грн.
Как раз именно о возможности применения в общем случае админштрафа по ч. 1 ст. 1631 КУоАП и говорят налоговики в комментируемом разъяснении.
Хотя, если честно, админштраф в этом случае спорный! Ведь из норм п. 46.2 НКУ вовсе не следует обязанность подавать вместе с повторной годовой финотчетностью еще и аудиторское заключение. Хотя налоговики уже длительное время последовательно настаивают на этом (см. письма ГНСУ от 02.07.2021 № 2586/ІПК/99-00-21-02-01-06 и от 09.06.2020 № 2356/6/99-00-05-05-02-06/ІПК, БЗ 102.20.01). О том, каким образом послать контролерам годовую финотчетность вместе с аудиторским отчетом через Электронный кабинет, см. в статье «Финотчетность-2021 с аудитотчетом не подали фискалам — последствия» // «Налоги & бухучет», 2022, № 43 и разъяснении ГУ ГНС в Запорожской обл. от 08.05.2023.
Поэтому в мирный времена этот админштраф по ст. 1631 КУоАП не следует списывать со счетов. А вот во время войны
в связи с освобождением от ответственности, предусмотренной НКУ за неподачу до 10.06.2022 и до 10.06.2023 проаудированной финотчетности, у плательщика, который ее не подал, фактически отсутствует вина
Следовательно, в период действия ВП админответственность, предусмотренная ст. 1631 КУоАП за неподачу или несвоевременную подачу аудиторских заключений, к должностным лицам прибыльщика не применяется.
Не будет и солидного админштрафа за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом ст. 16316 КУоАП в размере от 17000 до 34000 грн (п. 41 п. 1 Закона Украины от 03.03.2022 № 2115-IX, см. подробнее в статье «Не обнародовали финотчетность? Админштрафа не будет!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 59).
Следовательно, никакие штрафы аудитобязанному прибыльщику не угрожают, если обнародовать и подать фискалам проверенную аудитом финотчетность за 2021 и 2022 годы в течение 3 месяцев после прекращения ВП. Главное — после завершения войны уложиться в отведенный 3-месячный срок.