22.07.2024
При присвоении плательщику рискового статуса налоговики в своем решении должны указать основания и информацию, по которым установлено соответствие плательщика критериям рисковости (п. 6 Порядка № 1165*).
* Порядок остановки регистрации НН/РК в ЕРНН, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.
Причем при зачислении плательщика в рисковые по критерию 8 налоговики должны детально пояснить, какая именно налоговая информация послужила основанием для отнесения плательщика к рисковым. В свою очередь,
виды такой налоговой информации (на основании которой плательщика могут зачислить в рисковые) приведены в Справочнике кодов налоговой информации.., утвержденном приказом ГНСУ от 11.01.2023 № 17
Справочник кодов налоговой информации размещен на сайте ГНСУ. И содержит аж 18 кодов налоговой информации (т. е. возможных причин зачисления плательщика в рисковые).
Тем самым коды из Справочника кодов налоговой информации призваны подробнее пояснить, почему (на каких основаниях) плательщика включили в рисковые.
Условно их можно сгруппировать по следующим направлениям:
Справочник кодов налоговой информации для принятия решения о включении плательщика в рисковые
Код | Пояснения |
Сомнения относительно «прозрачности» осуществления плательщиком операции с товаром: | |
01 | поставка товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки |
02 | приобретение товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки |
Заметьте, что в двух этих основаниях речь идет только о товарах. Поэтому поставка/приобретение услуг у не может быть основанием для включения в рисковые. В группе риска по этим основаниям (кодам) могут оказаться плательщики: — покупающие товары у неплательщиков НДС (например, у ФЛП, в т. ч. на едином налоге); — получившие предоплату за еще не купленный товар. Однако даже если плательщик (желая избежать рисковости по таким критериям) полностью решит отказаться от покупок у неплательщиков НДС, то риск включения в рисковые все равно останется. Ведь всю цепочку он все равно не видит — и вдруг поставщик — плательщик НДС купил товар у неплательщика? Еще на покупки у неплательщиков НДС плательщик может подать Таблицу данных с отражением таких покупок в стр. 10.4 декларации по НДС (подробнее см. статью «Покупки у ФЛП — неплательщика НДС и блокировка налоговых накладных» // «Налоги & бухучет», 2023, № 77). Однако будет ли Таблицы, поданной плательщиком, достаточно налоговикам, чтобы отследить происхождение товара по всей цепи поставок и не присваивать рисковый статус, — сказать сложно. Считаем, что такие основания не должны применяться к производителям, ведь они являются первым звеном в цепочке продаж. О том, что плательщик является производителем, налоговики могут узнать, например, из поданной Таблицы данных. | |
05 | поставки товаров плательщику(ам) налога, осуществляющему(им) поставки товаров, отличных от приобретенных |
Такое основание весьма странное. Во-первых, откуда поставщик может знать, какие товары продает его покупатель. А, во-вторых, под этот критерий формально попадают все поставщики производителей, ведь последние продают готовую продукцию, а покупают сырье и материалы. Мало того, сюда могут попасть и поставщики тех торговцев, которые продают товары, собранные в набор (комплект), ведь налоговики разрешают наборы отражать в НН одной строкой с одним кодом УКТ ВЭД (БЗ 101.16). | |
14 | поставка товаров/услуг за счет сформированного регистрационного лимита (∑Накл) в связи с приобретением товаров, не связанных с хозяйственной деятельностью плательщика налога |
Основание 14 не совсем понятно. Ведь при использовании приобретенных товаров/услуг в нехозяйственной деятельности нужно начислять компенсирующие налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ (которые съедят полученный реглимит). Поэтому в чистом виде оно работать не может. Другое дело, что налоговики могут в него впихивать те случаи, когда они искусственно предписывают применять п. 198.5 НКУ. Например, турбизнес согласно ст. 207 НКУ начисляет НО только с разницы и всегда имеет большой реглимит — поэтому налоговики настаивают на компенсирующих НО. Аналогичные требования при списании безнадежной задолженности, возврате аванса и уменьшении цены после истечения 1095 дней, при оплате за товары/услуги третьей стороной, реже при получении ошибочной НН (подробнее см. статью «Как фискалы незаконно уменьшают реглимит» // «Налоги & бухучет», 2023, № 35). Во всех этих случаях п. 198.5 НКУ работать не должен, но чтобы нивелировать реглимит, налоговики настаивают на его применении. | |
Недостаточность ресурсов и соответствующей материально-технической базы для ведения деятельности: | |
03 | отсутствие необходимых условий и/или объемов материальных ресурсов для производства товаров, выполнения работ или предоставления услуг в объемах, отраженных в НН/РК (отсутствуют сведения об объектах налогообложения, отсутствует приобретение услуг аренды объектов налогообложения, услуг транспортировки, аренды мест хранения ТМЦ, услуг аренды мест хранения ГСМ и т. п.), согласно представленной в контролирующие органы отчетности |
04 | поставка товаров, отличных от приобретенных (при отсутствии условий и/или материальных ресурсов для производства таких товаров) |
08 | поставка сельскохозяйственной продукции при отсутствии приобретения такой продукции, уплаты земельного налога (уплаты единого налога для плательщика налога, находящегося на упрощенной системе налогообложения четвертой группы) и/или приобретение горючего, минеральных удобрений, вспомогательных услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции при наличии земельных участков |
11 | накопление остатков нереализованных товаров при отсутствии (недостаточности) мест для их хранения (собственных, арендованных складских помещений) согласно поданной в контролирующие органы отчетности |
15 | поставка/приобретение товаров с ограниченным сроком годности при отсутствии их реализации и/или переработки, и/или соответствующих средств хранения, и/или приобретение услуг аренды соответствующих основных средств |
Как правило, попасть в рисковые по таким кодам (недостаточности ресурсов для ведения деятельности) можно при неподаче налоговикам на объекты налогообложения ф. № 20-ОПП. Поскольку если на основные средства, транспортные средства, земельные участки, места хранения и прочие объекты не подана ф. № 20-ОПП, то налоговики могут усомниться в материально-технической базе, необходимой для ведения плательщиком хозяйственной деятельности, и зачислить в рисковые. Поэтому подачей ф. № 20-ОПП лучше не пренебрегать. И если на какие-то объекты она еще не подана, то нужно ее подать. Подробнее о подаче ф. № 20-ОПП см. тематический номер «Налоги & бухучет», 2024, № 49. | |
07 | недостаточное количество трудовых ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственной операции в объемах, указанных в НН/РК (при отсутствии информации о приобретении услуг по выполнению работ, необходимых для осуществления хозяйственной операции) |
Под подозрением по этому критерию, прежде всего, могут оказаться плательщики, у которых минимальное количество сотрудников, например только директор (или директор и бухгалтер) без профильных специалистов. Или, к примеру, — предприятие, выполняющее работы по ремонту помещений, однако не имеющее работников, и на балансе которого числятся только склад, автомобиль и офис (и пояснения о наличии работников и специального оборудования для выполнения таких работ отсутствуют, а приобретение услуг у третьих организаций не прослеживается). Поэтому в таких случаях, если придется избавляться от рискового статуса и подавать антирисковые документы, то в пояснениях стоит указать, что бухучет ведется, например, сторонней компанией по договору о предоставлении бухгалтерских услуг. Или что заключены договоры с другими хозсубъектами на выполнение работ / оказание услуг, в том числе с ФЛП, — т. е. пояснить, какими силами осуществляется хоздеятельность. | |
Осуществление операций с рисковыми контрагентами: | |
12 | поставка товаров (услуг) плательщику(ам) налога, в отношении которого(ых) принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога |
13 | приобретение товаров (услуг) у плательщика(ов) налога, в отношении которого(ых) принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога |
06 | плательщик налога задействован в осуществлении группой плательщиков налога (в том числе в отношении которых принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика) цикла операций друг с другом по приобретению/реализации одного и того же товара/услуги для формирования искусственного объема такого товара/услуги |
Учтите! Плательщик, включенный в рисковые, становится опасным для контрагентов. У него нельзя покупать, ему нельзя продавать — иначе плательщик сам рискует оказаться в рисковых. О том, как можно проверить рисковость контрагента в Электронном кабинете, см. отдельную статью тематического номера «Как узнать о рисковости контрагента?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59. Причем на практике плательщиков зачисляют в рисковые (из-за контрагентов), даже если на момент сделки контрагент еще не был рисковым, а стал рисковым впоследствии. Правда, если плательщик выйдет из категории рисковых, то налоговики должны исключить из рисковых и его контрагентов, которые были включены в рисковые из-за отношений с ним (если не будет других оснований для рисковости, п. 6 Порядка № 1165). Подробнее об этом см. статью «Автоматическое исключение из рисковых плательщика, контрагент которого снял рисковый статус» // «Налоги & бухучет», 2024, № 59. | |
Неотражение доходов в пользу физлиц за выполненные работы (предоставленные услуги): | |
10 | в налоговой отчетности плательщика налога не отражены доходы, начисленные и выплаченные самозанятым и/или физическим лицам за выполненные работы или предоставленные услуги |
Заметьте, речь идет о неотражении доходов физлицам / самозанятым лицам за работы или услуги. Формально ошибка, скажем, в приложении 4ДФ влечет включение в рисковые по основанию 10. Особое внимание на этот критерий следует обратить тем, кто не отражает в 4ДФ выплаты ФЛП, основываясь на положительную для плательщиков судебную практику (см., например, постановление ВС от 19.02.2019 по делу № 825/809/16). Вы можете доказать, что заполнили отчетность правильно, но готовьтесь выходить из рисковых плательщиков. | |
Организационные: | |
09 | отсутствует/аннулирована лицензия, выданная органами лицензирования, удостоверяющими право плательщика налога на производство и/или торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными п.п. 215.3.1, 215.3.2, 215.3.31 и 215.3.4 пункта 215.3 ст. 215 НКУ |
16 | наличие информации о применении к плательщику налога специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с принятыми решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенными в действие указами Президента Украины |
17 | наличие информации о применении к учредителям / должностным лицам плательщика налога специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с принятыми решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенными в действие указами Президента Украины |
18 | руководитель и/или лицо, имеющее право подписи (должностное лицо плательщика налога), является лицом, занимающим аналогичную должность более чем у пяти (включительно) плательщиков налога |
Плательщика могут зачислить в рисковые при нарушениях в ведении деятельности: отсутствуют лицензии, наложены ограничительные меры (санкции). Или если директор — «многокресельщик» занимает аналогичную должность более чем у пяти (включительно) плательщиков налога. Причем, хотя в коде 18 говорится о директоре у «плательщиков налога» (а следовательно, у плательщиков НДС), по мнению налоговиков, для целей применения кода 18 под плательщиками налога следует понимать плательщиков любых налогов (письмо ГНСУ от 04.12.2023 № 4494/ІПК/99-00-18-01-02 ІПК). Поэтому предприятию могут присвоить рисковый статус и в том случае, если директор возглавляет 8 юридических лиц и, например, только 3 из них являются плательщиками НДС. Подробнее об этом см. статью «Директорские ограничения в отношении блокировки НН/РК» // «Налоги & бухучет», 2024, № 51 (ср. ). |
В связи с этим при присвоении плательщику рискового статуса в решении о соответствии плательщика критериям рисковости (по форме приложения 4 к Порядку № 1165) налоговики должны:
— во-первых, указать код налоговой информации, которая послужила причиной включения плательщика в рисковые (из Справочника кодов налоговой информации), а
— во-вторых, в специальной таблице этого решения указать операцию/операции, из-за которых плательщик отнесен к рисковым, и расшифровать:
1) тип операции (приобретение/поставка);
2) период осуществления хозяйственной операции;
3) код согласно УКТ ВЭД / ГКПУ / условный код товара;
4) налоговый номер плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, а также
5) дату включения плательщика налога (контрагента), задействованного в рисковой операции, в перечень рисковых плательщиков — чтобы соотнести период осуществления самой операции и дату включения контрагента в рисковые.
Впрочем, для отслеживания налоговиками налоговой информации при зачислении плательщика в рисковые установлены временные рамки. Период, который могут мониторить налоговики для получения налоговой информации о плательщике по критерию 8, ограничен сроком в 180 дней. Очевидно, подразумеваются 180 календарных дней (так как согласно правовой позиции, изложенной в решении Конституционного Суда от 19.05.2004 по делу № 11-рп/2004, термин «дни», если он употребляется в правовых актах без оговорок, означает календарные дни (см. также постановление ВС от 11.03.2020 по делу № 176/2087/19 (2-а/176/43/19)).
Поэтому судить о рисковости плательщика фискалы могут только по данным за полугодие — т. е. на основании НН/РК, зарегистрированных не старше 180 дней до даты принятия решения о рисковости. Заметьте: срок 180 дней отсчитывают от даты регистрации, а не от даты составления НН/РК. А вот
более давние НН/РК, зарегистрированные более 180 дней назад, налоговики не вправе использовать как «налоговую информацию» для присвоения плательщику рискового статуса
Поэтому плательщику не могут присвоить рисковый статус, скажем, из-за покупки, совершенной год назад у рискового контрагента. Такая операция годичной давности не может повлиять на присвоение плательщику (из-за контрагента) рискового статуса. Поскольку, принимая решение о рисковости по критерию 8, налоговики должны отталкиваться от данных о налоговой информации — за полугодие (последние 180 дней перед включением в рисковые).
Однако, мониторя 180 дней, налоговики на практике зачисляют плательщика в рисковые (из-за контрагента), даже если на момент сделки контрагент еще не был рисковым, а стал рисковым впоследствии.
Правда, налоговики могут вообще игнорировать «правило 180 дней» и принимать в расчет и более давнюю налоговую информацию (т. е. учитывать и более давние зарегистрированные НН/РК), если плательщик, получив решение о рисковости, для выхода из рисковых подаст пакет «антирисковых» документов, однако не убедит налоговиков в своей «нерисковости». И по результатам рассмотрения поданных документов получит повторное решение о присвоении рискового статуса (п. 6 Порядка № 1165). В таком случае решение о присвоении плательщику рискового статуса по результатам рассмотрения поданных плательщиком документов может быть принято без учета правила 180 дней.