Когда мы говорим о разнообразных временных конструкциях летом (например, киосках), то чаще всего речь идет о продаже разнообразных продуктов питания, алкогольных напитков, иногда и табачных изделий (включая жидкости для электронных сигарет). Поэтому и будем говорить мы об этой стороне торговли.
В нормативном плане мы будем ориентироваться в основном на:
— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 № 2807-IV (далее — Закон № 2807);
— Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI (далее — Закон № 3038);
— Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 23.12.97 № 771/97-ВР (далее — Закон № 771);
— Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минрегионстроя от 21.10.2011 № 244 (далее — Порядок № 244);
Конечно, по ходу будут появляться и упоминания о другой нормативке.
Что такое МАФ?
С терминологией следует быть осторожными. Теперь малой архитектурной формой (МАФ) называют элемент декоративной или другой оснастки объекта благоустройства. В частности, речь идет о беседках, павильонах, навесах, парковых арках (аркадах) и колоннах (колоннадах) и др. Такой вывод мы делаем из ч. 2 ст. 21 Закона № 2807.
То есть, например, летнюю площадку можно отнести в определенных случаях к МАФ. Подробнее о разрешительных документах и определении «летняя площадка» читайте в статье «Как открыть летнюю площадку?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45.
А вот, например, киоск — это не МАФ, а временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности
Вообще, временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, которое изготовляется из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техрегламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без обустройства фундамента.
Дальше следует различать:
а) передвижные временные сооружения. Они не имеют закрытого помещения для временного пребывания людей, но в них могут размещаться:
— торговое оборудование и низкотемпературный прилавок;
— лоток и емкости;
— торговый автомат;
— другие устройства для сезонной розничной торговли или другой предпринимательской деятельности;
б) стационарные временные сооружения (звучит немного абсурдно, однако…☺). Это сооружения, которые имеют закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру площадь до 30 кв. м.
Именно такие определения временных сооружений предоставляет нам п. 1.4 Порядка № 244, а также ч. 2 ст. 28 Закона № 3038.
Разбираться в определениях стоит, поскольку надо понимать, распространяется ли то или иное правило конкретно на ваш объект.
Общие требования к временным сооружениям
Основные правила, которые устанавливаются пп. 1.5 — 1.8 Порядка № 244) следующие:
1) размещение временных сооружений в пределах рынков, других торговых объектов определяется планировочной документацией их территории или проектной документацией их сооружений;
2) размещение временных сооружений во время проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Например, порядок размещения временных сооружений на ярмарках в г. Харьков урегулирован Положением об организации и проведении ярмарок в г. Харькове, утвержденным решением 17-й сессии Харьковского городского совета 7-го созыва от 20.12.2017 № 925/17. По сути, в этом порядке получение каких-то особых разрешительных документов со стороны органов местного самоуправления не предусмотрено;
3) при размещении временных сооружений учитываются все имеющиеся планировочные ограничения, предусмотренные строительными нормами;
4) холодильное и другое оборудование, которое размещается рядом с вашим временным сооружением, должно быть предусмотрено схемой размещения такого сооружения, при этом общая площадь, которую занимает такое оборудование, не может превышать 25 % площади этого ТС.
Также следует учитывать положения Правил № 198*.
Так, например, на улицах и дорогах городов и других населенных пунктов, где в соответствии с градостроительной документацией или проектом строительства существующие дома, сооружения и ограждения размещены на расстоянии менее 5 метров от проезжей части, размещение временных сооружений допускается в одну линию с фасадами зданий, сооружений или ограждения (п. 28 Правил № 198).
Разрешение на размещение
Военное положение. Сначала обратим внимание на один особый момент, связанный с разрешительными документами в период военного положения (см. постановление КМУ от 18.03.2022 № 314).
В частности, в этот период право на осуществление хозяйственной деятельности может приобретаться хозсубъектами на основании подачи специальной декларации об осуществлении хозяйственной деятельности без получения разрешительных документов на период военного положения. Это можно сделать в бумажном виде (через Центры предоставления админуслуг) или в электронном виде (через портал «Дія», только для ФЛП).
Однако далеко не любой разрешительный документ может заменить такая декларация (см. приложение 2 к постановлению КМУ от 18.03.2022 № 314).
Согласование с органами местного самоуправления. Если речь идет о размещении временных сооружений, например, на ярмарках, то, как мы сказали выше, в большинстве случаев каких-то особых разрешительных документов не требуется.
Однако для размещения большинства временных сооружений (киосков, палаток, прилавков и др.), особенно за пределами рынков, следует позаботиться о получении паспорта привязки. Порядок его получения предусмотрен в Порядке № 244. В частности, следует обращаться в исполком сельского, поселкового, городского совета или в районную государственную администрацию (в частности, к органу по вопросам градостроения и архитектуры). Напомним: в некоторых регионах теперь действуют военные администрации вместо советов.
Подается специальное заявление (приложение 2 к Порядку № 244) и пакет документов, определенный п. 2.3 Порядка № 244:
— графические материалы с указанием желательного места расположения временного сооружения, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1:500 чертежами контуров временного сооружения с привязкой к местности;
— реквизиты заказчика (наименование / Ф. И. О. / местонахождение временного сооружения / контактная информация) и направление предпринимательской деятельности.
Формально паспорт привязки так же подпадает под действие постановления КМУ от 18.03.2022 № 314, то есть на период военного положения его может заменить декларация
Однако этот документ, в принципе, возможно сделать, не пользуясь механизмом, предусмотренным для военного положения.
К тому же некоторые органы местного самоуправления в своей нормативке устанавливают достаточно неприятные нормы, в частности, в отношении демонтажа временных сооружений, у которых отсутствует паспорт привязки или если срок действия такого документа истек (см., например, п.п. 5.11.8 разд. V Правил обеспечения в г. Чернигов чистоты и порядка, соблюдения тишины в общественных местах, на период действия правового режима военного положения и 30 дней после его прекращения или отмены, утвержденных приказом начальника Черниговской городской военной администрации от 18.07.2023 № 1).
Хотя сейчас уже появляется судебная практика, где суды отмечают, что срок действия паспортов привязки должен продлеваться согласно постановлению КМУ от 18.03.2022 № 314 (решение Хмельницкого окружного админсуда от 21.05.2024 по делу № 420/10493/21). Но подчеркнем, что это всего лишь решение суда первой инстанции. Каким образом обернется практика в дальнейшем — большой вопрос.
Считаем, если у вас есть возможность — лучше получить паспорт привязки.
О земельном участке. Также стоит решить вопрос с земельным участком, на котором будет размещено временное сооружение. Все зависит от того, кому он принадлежит. То ли кому-то на праве частной собственности, то ли территориальной громаде (коммунальная собственность) или же государству (государственная собственность).
Согласование с Госпродпотребслужбой
Здесь руководствуемся Законом № 771.
Напомним: те, кто имеют дело с первичным производством, производством, реализацией и/или обращением пищевых продуктов и/или другими санмероприятиями, являются операторами рынка пищевых продуктов, которые обязаны регистрировать свои мощности или получать эксплуатационное разрешение.
Мощности же — это, в частности, сооружения или комплекс сооружений, помещения, здания, оборудование и другие средства, включая транспортные средства, а также территория, которые используются в производстве и/или обращении объектов санитарных мероприятий (п. 69 ч. 1 ст. 1 Закона № 771).
Наши временные сооружения (киоски и др.) полностью попадают под это определение. И в случае с ними считаем, что нам следует именно регистрировать мощности. Все потому, что эксплуатационное разрешение не нужно, в частности, если оператор рынка эксплуатирует заведения общественного питания, заведения розничной торговли пищевыми продуктами и/или производство ремесленных пищевых продуктов, пищевых продуктов животного происхождения на малых мощностях (по производству пищевых продуктов такого, животного, происхождения) (п. 5 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 25 Закона № 771).
Кстати, если летняя площадка имеет отдельный адрес и не является одним целым с заведением питания, то может понадобиться регистрация этой мощности. Однако заметим: только если площадка будет иметь отдельный адрес. Подробно о летней площадке читайте в статье «Как открыть летнюю площадку?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45.
Также заметьте, что при условии торговли пищевыми продуктами из автомобиля такой автомобиль так же надо зарегистрировать как мощность (п. 2 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 25 Закона № 771).
Заметьте, это разрешение так же можно заменить декларацией в соответствии с постановлением КМУ от 18.03.2022 № 314.
Санитарные и пожарные разрешения
Опять же напоминаем, что на период военного положения для документов от представителей ГСЧС должно действовать постановление КМУ от 18.03.2022 № 314. В отношении санитарных разрешений теперь другая ситуация (об этом позже).
Если же отбросить эти положения, то выходим на следующие документы.
Пожарные. Основным документом является декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (ч. 2 ст. 57 Кодекса гражданской защиты). Однако такая декларация не подается, если речь идет о торговых местах, киосках и контейнерах, если они размещены на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора (п. 1 Порядка плдачи и регистрации декларации соответствия материально-технической базы.., утвержденного постановлением КМУ от 5.06.2013 № 440).
«Санитары». Раньше существовала необходимость получения заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Оно выдавалось на основании Временного порядка проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденного приказом Минздрава от 09.10.2000 № 247. Однако он утратил силу 13.12.2023 (см. приказ Минздрава от 19.10.2023 № 1829).
Поэтому нет документа, которым бы регулировалась выдача такого заключения. Да и новый Закон Украины «О системе общественного здоровья» от 06.09.2022 № 2573-IX этого не предусматривает. Поэтому ничего пока получать не нужно.
Налоговики: 20-ОПП + единоналожники
20-ОПП. Временное сооружение для осуществления хоздеятельности вполне может считаться отдельным объектом, через который осуществляется хозяйственная деятельность. А согласно п. 63.3 НКУ такие объекты надо поставить на учет. И осуществляется это как раз через уведомление по ф. № 20-ОПП.
Таким образом, временное сооружение мы можем указать в этом уведомлении, приводя, например, код типа объекта налогообложения 2 «киоск» или 3 «лоток» (в зависимости от того, о каком конкретно сооружении идет речь).
А вот МАФ (например, та же летняя площадка около заведения) не всегда можно считать таким отдельным объектом. То есть его можно не показывать в уведомлении по ф. № 20-ОПП, опираясь на принцип укрупнения информации (подробнее об этом читайте в статье «Как открыть летнюю площадку?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45).
Единоналожники. Еще раз повторим, что временное сооружение может иметь отдельное местонахождение (ориентируемся на паспорт привязки). Также допустим, что в Реестре плательщиков единого налога в графе «місце провадження господарської діяльності» плательщик указывал конкретные адреса (а не, например, «торгівля на території України»).
В таком случае следует местонахождение временного сооружения так же внести как место осуществления хозяйственной деятельности. Для этого надо обратиться в вашу налоговую с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения (утверждено приказом Минфина от 16.07.2019 № 308). В этом заявлении проставляем отметку об изменении места осуществления хозяйственной деятельности и вносим новый дополнительный адрес. Заявление можно подать в бумажной форме (по почте или непосредственно налоговикам) или в электронной форме (F/J 0102003).
Выводы
- Разнообразные киоски, прилавки и др. — это временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности. МАФ — это, например, летние площадки около кафе.
- Для размещения временного сооружения следует согласовать это с органами местного самоуправления. Нужно оформить паспорт привязки. Хотя на период военного положения большинство разрешительных документов можно заменить специальной декларацией.
- Заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы получать не нужно. На сегодня соответствующие нормативные акты утратили силу.