13.06.2024

Заминированные земли, поврежденная недвижимость, обязательная эвакуация: как получить освобождение от налогов

Все эти, казалось бы, разноплановые кейсы, объединяет одна общая черта: ни одно из перечисленных освобождений от налогообложения нельзя получить до тех пор, пока местная власть не примет решение о предоставлении соответствующей налоговой льготы. Думаем, плательщикам, которые претендуют на эти освобождения, интересно будет узнать, как ГНСУ видит механизм их предоставления и отражения в декларациях.

Налоговики предоставили ответы на ряд вопросов, из-за которых уже давно волнуются многие землепользователи и собственники недвижимости (см. разъяснение ГНСУ от 24.05.2024). Проанализируем по очереди каждое из освобождений, о которых идет речь в этом разъяснении. Но перед этим заметим, что согласно п. 12.3 НКУ

на период действия военного положения (ВП) на территориях, где органы местного самоуправления временно не осуществляют свои полномочия, решения о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов/сборов имеют право принимать соответствующие военные администрации (ВА) / военно-гражданские администрации (ВГА)

Для сокращения будем называть дальше все перечисленные органы местной властью.

Земналог и арендная плата за заминированные земли

Общая характеристика. Этому освобождению пошел уже второй год — оно было введено Законом № 3050*, который вступил в силу 06.05.2023. В свое время мы рассказывали о нем в статье «Уточняем плату за землю с учетом военных льгот» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38, поэтому напомним здесь только главное.

* Закон Украины от 11.04.2023 № 3050-ІХ.

Освобождение для земельных участков, загрязненных взрывоопасными предметами (для упрощения — заминированные земельные участки), от земналога прописано в п.п. 283.1.9 и п. 2831.2 НКУ, а от арендной платы за госкоммунземлю — в абзацах третьем и четвертом п. 288.8 НКУ. Причем для освобождения от налогообложения заминированных земель, которые не были признаны Перечнем № 309* территориями активных боевых действий (АБД) или временной оккупации, никаких решений местной власти не нужно. Для них теми же пунктами НКУ предусмотрены свои правила, о которых мы здесь говорить не будем.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Если же заминированные земли находятся на территориях, где согласно Перечню № 309* завершены АБД или их временная оккупация, освобождение от платы за землю (земельного налога и арендной платы) можно получить только тогда, когда

местная власть примет решение о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов/сборов на основании заявления налогоплательщика

А для неначисления земельного налога за такие участки, кроме того, информация об их минировании должна быть в Государственном земельном кадастре (ГЗК).

Следовательно, если местная власть приняла решение в отношении конкретного земельного участка, который был указан в заявлении плательщика, но в ГЗК о таком участке отсутствует информация о его минировании, то в таком случае оснований для применения этого освобождения нет. Это отмечают главные налоговики в разъяснении от 24.05.2024.

Срок действия освобождения. По предписаниям п. 2831.2 НКУ освобождение от налогообложения начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены АБД или временная оккупация на соответствующей территории, то есть после окончания военного освобождения по п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Иначе говоря, по замыслу законодателя,

освобождение от налогообложения должно было бы продолжаться непрерывно, но его продление после прекращения АБД или временной оккупации происходит не автоматически, а при условии наличия решения местной власти об установлении налоговых льгот в отношении заминированного земельного участка

Однако налоговики подходят к этому иначе. Вам уже знаком их тезис (см. БЗ 106.07) о том, что на период действия ВП все принятые местной властью решения вступают в силу со дня их официального обнародования, если органом или должностным лицом не установлен более поздний срок введения этих актов в действие.

К сожалению, то же самое они повторили и в разъяснении от 24.05.2024. При таком подходе непрерывность в предоставлении освобождения от налогообложения заминированных земель, о которой позаботился законодатель, очевидно, будет нарушена. Соглашаться с этим или оспаривать фискальную позицию ГНСУ, каждый плательщик должен решить сам...

Начисление платы за землю за указанные земельные участки возобновляется начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие земучастки признаны пригодными для использования.

Земналог и арендная плата за потенциально заминированные земли

Общая характеристика. Освобождение таких земель от налогообложения также инициировано Законом № 3050, следовательно, формально может применяться второй год подряд.

Земельные участки, непригодные для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами (далее — потенциально заминированные земельные участки),

тоже могут быть освобождены от платы за землю только в случае принятия местной властью решений об установлении соответствующей налоговой льготы

Чтобы получить такое освобождение, плательщики должны обратиться к местной власти с заявлением о предоставлении указанной льготы. Об этом прямо сказано в пп. 283.2 и 2831.3 НКУ в отношении земналога, а также в абзаце пятом п. 288.8 НКУ в отношении арендной платы за госкоммунземлю.

Причем для освобождения от земельного налога используется информация, которая предоставляется местной властью в контролирующие органы о принятых решениях. То есть в этом случае дополнительно требовать внесения информации о потенциальном минировании земучастка в ГЗК налоговики не имеют права.

Срок действия освобождения. По предписаниям п. 2831.3 НКУ для потенциально заминированных земельных участков неначисление платы за землю начинается с первого числа месяца, на который приходится дата принятия местной властью решения о льготе по заявлению плательщика. В разъяснении от 24.05.2024 главные налоговики не отрицают эту норму. Однако, как и в предыдущем случае, все портит их утверждение о том, что на период действия ВП все принятые местной властью решения вступают в силу со дня их официального обнародования. Правда,

потери для плательщика в этом случае не такие существенные, поскольку они измеряются суммой платы за землю за количество дней, которое не превышает один месяц

Заканчивается период, в течение которого не начисляется плата за землю, в последнее число месяца, на который приходится дата, которая наступает раньше:

— или последний день срока, на который предоставлена льгота по уплате (в том числе с учетом изменений, внесенных в решение о предоставлении льготы);

— или дата отмены соответствующего решения;

— или дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности;

— или признание земельного участка пригодным для использования.

Требования к решениям о льготах в отношении заминированных земель

Они определены п.п. 12.3.7 НКУ. Как пример можно назвать решение Белопольского городского совета Сумского района Сумской области от 27.12.2023 № 1084.

Во-первых, на решение местной власти об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов/сборов по заявлениям плательщиков о признании земельных участков заминированными, а также о внесении изменений в такие решения

не распространяется запрет в отношении установления индивидуальных льготных ставок местных налогов для отдельных юрлиц, ФЛП и физлиц или освобождения их от уплаты таких налогов

То есть в этих решениях как раз и должен быть перечень тех плательщиков, которые обратились за льготой и получили ее. При этом стоит иметь в виду, что предоставление льготы — не обязанность, а право местной власти. Поэтому вполне может случиться, что вам откажут в предоставлении желанной льготы. Как пример такого решения можно назвать распоряжение Кондрашовской сельской ВА Купянского района Харьковской области от 31.10.2023 № 212 (ср. ).

Во-вторых, в решении обязательно должны указываться кадастровые номера всех земельных участков, в отношении которых оно принято.

И наконец, в-третьих,

решение может приниматься на период не более чем до конца текущего календарного года, в котором было подано заявление налогоплательщика

Как узнать, удовлетворила ли местная власть ваше заявление? По общему правилу нормативно-правовые акты органов местной власти, в том числе по вопросам налогообложения местными налогами/сборами должны обнародоваться на официальном веб-сайте (в случае наличия такого информационного ресурса). Об этом в свое время указывал Верховный Суд (см. постановление от 10.12.2021 по делу № 0940/2301/18).

К сожалению, многие сайты местных советов на сегодня актуализируются крайне неудовлетворительно. Поэтому есть смысл получать соответствующую информацию через непосредственное общение с местными чиновниками. Ну или же более официально — через подачу запроса на получение публичной информации.

Декларирование заминированных и потенциально заминированных земель

Главное здесь следующее:

по заминированным / потенциально заминированным земельным участкам плательщика, которые находятся на территории определенной территориальной громады (ТГ), при наличии соответствующих решений местной власти предоставлять налоговые декларации не нужно

Впрочем, это для вас, уверены, не новость. Ведь эти категории земельных участков законодатель признал не подлежащими обложению земельным налогом (см. п.п. 283.1.9 и п. 283.2, которые входят в ст. 283 НКУ).

Налоговики же, в свою очередь, заявили (см. БЗ 111.04,), что земельные участки, определенные ст. 283 НКУ, не являются объектом налогообложения, поэтому декларировать их не надо (подробности — в статье «Земельный налог: необъект ≠ льгота!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 90).

Если земельную льготу от местной власти вы получили посреди года, вам придется откорректировать в сторону уменьшения поданную ранее годовую отчетность по плате за землю путем подачи уточняющей декларации (УД). В разъяснении от 24.05.2024 ГНСУ настаивает на том, что в УД в строке 8 «Доповнення до Податкової декларації» должна указываться информация о решении/решениях местной власти о предоставлении льгот. При этом, еще раз повторим,

отражать в УД уменьшение налоговых обязательств через заполнение льготных граф не нужно. Для исчисления суммы налога за те месяцы, которые не попали под освобождение, количество таких месяцев следует проставить в графе 8 разд. І / графе 9 разд. ІІ УД

В итоге имеем полную путаницу. Ведь местная власть предоставляет плательщику именно налоговую льготу и именно как о льготе сообщает об этом контролерам (см. п.п. 12.4.6 НКУ). Однако на этапе декларирования плательщиком такой льготы земельный участок, на который эта льгота предоставлена, трансформируется в необъектный, а сумма предоставленной льготы в отчетности как собственно льгота не показывается...

Недвижимый налог за поврежденную недвижимость

Общая характеристика. Это освобождение от налогообложения также появилось еще в прошлом году в связи с принятием Закона № 3050 (подробнее см. в статье «Новые военные льготы по налогу на недвижимость: ну-ка уточняться!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38). Претендовать на него имеют право собственники объектов недвижимости, что вследствие войны подверглись незначительны повреждениям, но остались пригодными для проживания/использования по целевому назначению и подлежат восстановлению путем текущего ремонта.

Причем освобождение поврежденного войной имущества не зависит от включения соответствующей территории в Перечень № 309. Для таких объектов установлены отдельные правила освобождения от налогообложения (п.п. 3 п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ; см. также БЗ 106.07).

Местная власть имеет право устанавливать собственные льготы в виде (1) снижения ставки налога или (2) полного освобождения от налогообложения

Как пример можно назвать решение Днепровского городского совета от 21.06.2023 № 4/38.

Срок действия освобождения. Воспользоваться им можно в течение действия ВП по 31 декабря года, в котором оно прекращено или отменено (БЗ 106.07).

К тому же на решения местной власти в отношении поврежденного имущества не распространяются регуляторные нормы НКУ и, в частности, п. 4.5, согласно которому при установлении или расширении существующих налоговых льгот такие льготы должны были бы применяться со следующего бюджетного года. В связи с этим на такое освобождение можно рассчитывать с момента его установления, не ожидая следующего бюджетного периода.

Дополнительно фискалы отмечают (БЗ 106.07), что такое решение также должно применяться со дня его официального обнародования, а если в решении определен более поздний срок введения его в действие, — то с определенной в решении даты. Эту же самую неизменную позицию встречаем и в разъяснении от 24.05.2024.

Отражение в декларации. В разъяснении от 24.05.2024 едва ли не впервые четко прозвучало следующее:

если все объекты недвижимого имущества плательщика, которые находятся на территории определенной ТГ, решением местной власти освобождены от уплаты налога или установлена нулевая ставка налога, то в отношении таких объектов декларацию по налогу на недвижимость предоставлять не нужно

Если же решением изменены ставки налога или освобождены от его взимания уже после предоставления годовой отчетности на текущий год, то в графах 24 — 27 приложения 1 или графах 23 — 26 приложения 2 к УД указывается размер квартального авансового взноса за соответствующий квартал, рассчитанный с учетом изменения ставки (пропорционально количеству дней действия старой и новой ставок налога).

При этом информация о льготах в графах 18 — 22 разд. І приложения 1 (для объектов жилой недвижимости) к УД и графах 17 — 21 разд. І приложения 2 (для объектов нежилой недвижимости) к УД не указывается (БЗ 106.05). Потому что временный порядок взимания налога на недвижимое имущество в условиях действия ВП, по мнению налоговиков, не является налоговыми льготами.

Обязательной к заполнению в таком случае является строка 8 УД с указанием информации о решении/решениях как основания для уменьшения налоговых обязательств.

Эвакуационная льгота по плате за землю и налогу на недвижимость

Это освобождение самое свежее. Оно было введено с 16.03.2024 в связи с принятием Закона Украины от 23.02.2024 № 3603-ІХ (см. статью «Земельно-недвижимые изменения: что принес Закон № 3603» // «Налоги & бухучет», 2024, № 24).

Согласно действующей редакции п. 12.3 НКУ,

если принимается решение об обязательной эвакуации населения, оно становится основанием для обязательного принятия местной властью решений об установлении налоговых льгот

Такие льготы устанавливаются:

— для физических и юридических лиц;

по плате за землю (земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности) и налогу на недвижимое имущество;

— в пределах территорий, в отношении которых принято решение об обязательной эвакуации населения.

Вместе с тем законодатель, установив обязанность введения эвакуационных льгот, не установил срок принятия местной властью соответствующего решения. Не потому ли обязательная эвакуация населения на территории Кондрашовской сельской ТГ Купянского района Харьковской области была объявлена еще в начале года (см. сообщение Харьковской ОВА от 16.01.2024), а соответствующее решение об установлении эвакуационных льгот Кондрашовская сельская ВА не приняла и до сих пор?..

К сожалению, эта часть разъяснения от 24.05.2024 налоговикам не удалась. Следующее разъяснение ГНСУ от 04.06.2024 тоже не внесло ясность. В частности, главные налоговики так и не ответили на вопрос,

нужно ли декларировать ту землю/недвижимость, на которую согласно решению местной власти будут распространяться эвакуационные льготы?

По нашему мнению, такое декларирование должно быть хотя бы потому, что норма, которой введены эвакуационные льготы (п. 12.3 НКУ), не является временной и никоим образом не ограничивается периодом, когда будет действовать ВП. Однако у налоговиков в отношении этого может быть другой подход. Поэтому если ваша местная власть таки приняла решение об эвакуационных льготах, есть смысл получить индивидуальную налоговую консультацию по вопросам заполнения отчетности.

Выводы

  • Необходимым условием для освобождения от налогообложения заминированных (в том числе потенциально заминированных) земельных участков и поврежденной недвижимости является принятие решения местной властью об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов/сборов.
  • Отражать в налоговой отчетности заминированные (в том числе потенциально заминированные) земельные участки и поврежденную недвижимость не нужно. Если же в годовой отчетности на текущий год такие объекты были отражены с начислением налоговых обязательств, ее следует уточнить в сторону уменьшения.
  • На территориях, где объявлена обязательная эвакуация населения, местная власть обязана принять решение об установлении налоговых льгот по плате за землю и налогу на недвижимое имущество. Однако вопрос, как в таком случае заполнить налоговую отчетность, налоговики не разъяснили.