Темы статей
Выбрать темы

Уточняем плату за землю с учетом военных льгот

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Цель этой статьи — поставить хотя бы промежуточную точку в мытарствах плательщиков, которые два года подряд не могли должным образом отчитаться по плате за землю из-за неурегулированности военных льгот. На сегодня такая возможность появилась. Справедливы ли новые освобождающие нормы — это уже другой вопрос, его здесь не будем касаться. Подойдем к делу более сдержанно: что написано в законе, то и будем делать.

С предварительным анализом Закона № 3050*, которым внесены соответствующие изменения в НКУ, вы могли ознакомиться в статье «Плата за землю и налог на недвижимость: военные льготы вот-вот заработают!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 32. На сегодня эти изменения уже заработали (с 06.05.2023 — дня, следующего за днем опубликования Закона № 3050). Поэтому нырнем в них немного глубже.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины в отношении освобождения от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество» от 11.04.2023 № 3050-ІХ.

Освобождение по-новому

Главную новость вы уже знаете:

для определения территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных территорий следует применять существующий Перечень № 309*

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

И хотя пока что соответствующей реакции от ГНСУ не поступало, надеемся, она будет благоприятной.

Среди остальных нововведений выделим две группы освобождающих норм.

1. Временные — применяются к земельным участкам, которые расположены на:

а) территориях активных боевых действий (АБД);

б) временно оккупированных территориях.

То есть о территориях возможных боевых действий (ВБД) в НКУ речь не идет вообще, невзирая на их наличие в Перечне № 309. Поэтому

земельные участки на территориях ВБД являются объектом налогообложения в течение обоих военных лет, если не попадают под другое освобождение, предоставленное НКУ

2. Постоянные — применяются к земельным участкам, которые:

а) находятся в консервации;

б) засоренные взрывоопасными предметами (далее — заминированные земельные участки);

в) непригодные для использования в связи с потенциальной угрозой их засорения взрывоопасными предметами (далее — потенциально заминированные земельные участки).

Важно! Временные нормы по сути заново переписывают правила военного освобождения от платы за землю в отношении земельных участков на территориях боевых действий и под временной оккупацией, которые в предыдущей редакции фактически так и не заработали.

В свою очередь, постоянные нормы изменяют действовавшие раньше временные правила освобождения заминированных (в том числе потенциально заминированных) земельных участков, а также тех, на которых имеются фортификационные сооружения. При этом, по нашему мнению,

— временные нормы должны применяться в период их действия как назад (к предыдущим отчетным периодам), так и наперед (к будущим отчетным периодам);

— постоянные нормы должны применяться к правоотношениям, которые возникли с 06.05.2023, если в законе нет прямого указания на иное

Что же именно законодатель заложил в каждую группу освобождающих норм? Приведем дальше только те из них, которые касаются юрлиц.

Временные нормы

Они прописаны в п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ для плательщиков обеих форм платы за землю: земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата).

1. Прошлый год. С 1 марта по 31 декабря 2022 года освобождаются от платы за землю земельные участки на территориях АБД и временно оккупированных территориях.

Эта норма уже исчерпала свое действие во времени — теперь следует лишь задним числом привести в соответствие с ней прошлогоднюю земельную отчетность. Как это сделать, см. ниже в соответствующем подразделе этой статьи.

2. Текущий год и следующие годы. Начиная с 2023 года земельные участки будут освобождаться от платы за землю за те месяцы, в течение которых соответствующая территория была определена как территория АБД или временно оккупированная. При этом количество полных месяцев, когда будет действовать это освобождение, определяется по Перечню № 309 в зависимости от дат начала/окончания АБД/временной оккупации.

Обратите внимание! Срок окончания действия этой нормы в п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прямо не прописан. То есть предварительного указания на то, что военное освобождение должно было бы действовать по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное положение (ВП), больше нет. Теперь ориентируемся на общие предписания п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, согласно которому он и все подпункты, которые входят в него, будут применяться на период до прекращения или отмены ВП.

Общее замечание к обеим временным нормам следующее. Налоговики утверждают (см. ответ на вопрос 6 Разъяснения ч. 2*), что

временный порядок взимания налогов и сборов с учетом особенностей, определенных п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не может считаться льготами, потому нормы этого пункта не включены в справочники льгот

* Разъяснение по отдельным вопросам в отношении заполнения налоговых деклараций по местным налогам и сборам (часть 2).

Такой подход обусловливает определенные особенности заполнения уточняющих деклараций (УД) по плате за землю, о которых скажем немного позднее.

Постоянные нормы

К ним следует обращаться в том случае, если ваш земельный участок от начала войны не попал под временное освобождение, о котором речь шла выше, однако существуют вызванные войной реальные препятствия для его использования в хоздеятельности предприятия.

1. Земельные участки в консервации. К ним, в частности, относятся земельные участки (см. новые абзацы пятый — шестой ч. 1 ст. 51 Закона Украины «Об охране земель» от 19.06.2003 № 962-IV):

засорены химическими веществами вследствие чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время действия ВП;

— на которых расположены военные инженерно-технические и/или фортификационные сооружения.

Консервация земель осуществляется в соответствии с рабочим проектом землеустройства (ч. 3 ст. 172 ЗКУ). А организационные принципы по консервации земель регламентированы Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 19.01.2022 № 35, в который, наверное, вскоре внесут соответствующие изменения.

Согласно новому п. 2831.1 НКУ

основанием для неначисления земельного налога для земель в консервации должны стать данные Государственного земельного кадастра (ГЗК)

Но его еще надо будет наполнить соответствующей информацией. Это предусмотрено новым п. «и» ч. 1 ст. 13 Закона о ГЗК*.

* Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 № 3613-VI.

Земельный налог за частные земельные участки в консервации не начисляется и не уплачивается за период:

— со дня внесения сведений в ГЗК на основании утвержденного рабочего проекта землеустройства в отношении консервации земель;

— до последнего числа месяца, в котором завершаются мероприятия по охране земель согласно сведениям ГЗК.

2. Заминированные земельные участки. Основанием для неначисления земельного налога за такие участки тоже являются данные ГЗК (новый п. «і» ч. 1 ст. 13 Закона о ГЗК). При этом земельный налог не начисляется за период, который:

начинается с первого числа месяца, на который приходится дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности,

и

завершается последним числом месяца, в котором такие земельные участки признаны пригодными для использования.

Это прописано в новом п. 2831.2 НКУ, причем без привязки к Перечню № 309. Поэтому

этим освобождением можно воспользоваться как на территориях ВБД, так и на территориях АБД и/или временно оккупированных территориях после прекращения на них боевых действий или оккупации

Обратите внимание! Если после прекращения АБД или временной оккупации выяснилось, что земельный участок заминирован, освобождение по этой норме начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены АБД или временная оккупация на соответствующей территории. Но при условии подачи плательщиком в орган местного самоуправления заявления и принятия таким органом решения об установлении налоговой льготы в отношении земельного участка, указанного в таком заявлении.

То есть освобождение продлевается. Но, во-первых, не автоматически после прекращения АБД или временной оккупации. А во-вторых, уже не по временному п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, а по постоянному п. 2831.2 НКУ. Это имеет значение для правильного декларирования такого освобождения на основании каждой из указанных норм (подробнее об этом будет дальше).

3. Потенциально заминированные земельные участки. Согласно новому п. 2831.3 НКУ такие земельные участки

освобождены от земналога только в случае принятия местной властью решений об установлении соответствующей налоговой льготы

Для этого плательщики должны обратиться к своим местным органам власти с заявлением о предоставлении такой льготы.

Неначисление земельного налога за потенциально заминированные земельные участки:

начинается с первого числа месяца, на который приходится дата принятия местной властью решения о предоставлении налоговых льгот,

и

завершается последним числом месяца, на который приходится дата, которая наступает раньше: или последний день срока, на который предоставлена указанная льгота, или дата отмены соответствующего решения, или дата начала обследования земельного участка операторами противоминной деятельности или признания земельного участка пригодным для использования.

Это освобождение также никоим образом не привязано к Перечню № 309.

Сделаем несколько общих замечаний к вышесказанному.

Во-первых, все перечисленные категории земельных участков законодатель признал не подлежащими обложению земельным налогом (см. новые пп. 283.1.2 и 283.1.9, а также п. 283.2, которые включены в ст. 283 НКУ).

Во-вторых,

юридические лица, которые имеют земельные участки, не подлежащие налогообложению согласно ст. 283 НКУ, не освобождаются от подачи налоговых деклараций по плате за землю

Это отмечают налоговики в БЗ 111.05. Такие земельные участки традиционно упоминаются в каждом Справочнике других налоговых льгот. Поэтому в ближайшее время следует ожидать появления новых позиций в этом Справочнике. А это, в свою очередь, будет значить, что в налоговой декларации суммы земельного налога, от которого освобождены такие земучастки, следует показывать именно как льготы.

В-третьих, постоянные освобождающие нормы распространяются также на арендную плату за землю (новый п. 288.8 НКУ).

При этом арендная плата за земучастки в консервации не будет начисляться после принятия решения местной властью, то есть вашим арендодателем, об утверждении рабочего проекта землеустройства в отношении консервации земельного участка на срок, определенный этим проектом. Поэтому есть смысл настаивать на скорейшем утверждении таких проектов. А вот освобождение от арендной платы в отношении заминированных земель ускорить вряд ли удастся. Там все будет зависеть от обследования земельного участка операторами противоминной деятельности, у которых сейчас работы, к сожалению, непочатый край.

Кто может уточниться?

Разрешение провести определенные уточнения прописано в абзацах пятом и шестом временного п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. По сути, это два разных разрешения двум разным категориям плательщиков за разные земельные участки, которые сформулированы похожим образом. Поэтому подадим их текст в наглядной форме, которая облегчит сравнение этих норм.

Итак,

Плательщики

платы за землю

арендной платы

которые до даты вступления в силу Закона № 3050

в соответствии с п. 286.2 НКУ

в соответствии со ст. 288 НКУ

задекларировали за 2022 и/или 2023 годы налоговые обязательства

по плате за землю за земельные участки, которые расположены на территориях, определенных п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

по арендной плате за заминированные (в том числе потенциально заминированные) земельные участки

имеют право откорректировать начисленные налоговые обязательства

по плате за землю

по арендной плате

за период март 2022 — декабрь 2023 года

за период 2022 — 2023 годы

путем подачи УД в порядке, определенном НКУ

Что видим?

В левой колонке записано, что уточнить налоговые обязательства могут:

плательщики как земельного налога, так и арендной платы;

— за земельные участки на территориях АБД и временно оккупированных территориях;

— указанные в поданных ранее декларациях за прошлый и текущий годы;

начиная с марта прошлого года.

При этом в отношении земель в консервации и/или заминированных (потенциально заминированных) земель в левой колонке ни слова.

Такой подход нам вполне понятен:

сейчас уточняем оба военных года на основании новых временных освобождающих норм, пользуясь исключительно Перечнем № 309

Если же АБД или временная оккупация на соответствующей территории прекратились, но угроза минирования (реальная или потенциальная) осталась, будем уточняться после того, как будут выполнены дополнительные условия постоянных освобождающих норм: (1) внесение информации о заминированных участках в ГЗК, (2) подача местной власти заявления о потенциально заминированном участке, (3) получение местной налоговой льготы в отношении такого участка. К сожалению, это дело не одного дня...

А вот в правой колонке видим, что право откорректировать ранее начисленные налоговые обязательства за 2022 и/или 2023 годы за заминированные земельные участки предоставлено почему-то только плательщикам арендной платы.

Честно говоря, такую выборочность законодателя мы объяснить не можем. Да и реализовать такое право прямо сейчас, без обследования опасной территории операторами противоминной деятельности и выполнения других требований закона, практически невозможно. Поэтому считаем лучшим с этим уточнением не спешить, а дождаться соответствующих разъяснений. Из-за этого дальше говорим только об уточнении, прописанном в левой колонке для территорий АБД и под временной оккупацией.

Практические рекомендации

Общие правила уточнения земельной отчетности, в том числе предопределенные применением военного освобождения, мы приводили в статье «Военное освобождение от платы за землю: уточняем 2022 год» // «Налоги & бухучет», 2023, № 9 (см. подраздел «Заполняем уточненку» и «Если уточнились до появления Перечня № 309»). Она вполне пригодна и сейчас, конечно, с соответствующими коррективами в отношении применения Перечня № 309 (ср. ).

Поэтому дальше приведем упрощенный алгоритм, который позволит вам провести текущие уточнения.

Шаг 1. Изучаем Перечень № 309 в редакции, действующей на дату, когда проводим уточнение.

Шаг 2. Анализируем все поданные земельные декларации за прошлый и текущий годы (отчетные, отчетные новые, уточняющие).

Уточнять будем последнюю поданную декларацию за соответствующий уточняемый налоговый период по со4ответствующей территории территориальной громады (ТГ)

Номер, по которому она была зарегистрирована в налоговой, проставляем в поле «Реєстраційний номер декларації в контролюючому органі, яка уточнюється» шапки УД (БЗ 111.05).

Шаг 3. При отсутствии территории, на которой расположен земельный участок, в подразд. 2 разд. І (АБД) или разд. ІІ (временная оккупация) Перечня № 309 права на военное освобождение нет. Если ошибочно такое освобождение было задекларировано, корректируем налоговые обязательства в сторону увеличения. Сделать это можно без самоштрафа на основании п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (см. статью «Уточнение военных периодов без штрафов и пени» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4).

Пример 1. Вся территория Запорожского района (код по КАТЕТТГ UA23060000000070350) определена п. 1.3 подразд. 1 разд. І Перечня № 309 как территория возможных (!) боевых действий по дате их начала 01.01.2023.

Это значит, что земельные участки юрлиц, расположенные на территории Запорожского района, в 2023 году не имеют права на освобождение от платы за землю. Поэтому если годовая отчетность на 2023 год была подана с применением такого освобождения, сейчас ее придется откорректировать в сторону увеличения.

Шаг 4. Если территория, на которой расположен земельный участок, включена в подразд. 2 разд. І или разд. ІІ Перечня № 309, право на военное освобождение есть. Особое внимание в этом случае следует уделить датам начала/окончания АБД или временной оккупации.

Срок пребывания конкретной территории в соответствующем разделе Перечня № 309 в течение марта — декабря 2022 года значения не имеет. Освобождение все равно предоставляется на все 10 месяцев прошлого года

А вот правила применения военного освобождения в текущем году более жесткие (см. выше). Освобождение ограничено теми месяцами, в течение которых соответствующая территория была определена Перечнем № 309 как территория АБД или временно оккупированная.

Пример 1 (продолжение). Вся территория Запорожского района (код по КАТЕТТГ UA23060000000070350) определена п. 2.3 подразд. 2 разд. І Перечня № 309 как территория АБД с 12.03.2022 по 31.12.2022.

Это значит, что земельные участки юрлиц, расположенные на территории Запорожского района, имеют право на освобождение от платы за землю в течение марта — декабря 2022 года. Если вам в прошлом году удалось задекларировать такое освобождение — сегодня больше ничего делать не надо. Если же нет — уточнитесь сейчас в сторону уменьшения.

Пример 2. Село Гряниковка Двуречанской поселковой ТГ Купянского района Харьковской области (код по КАТЕТТГ UA63080050110044547) определена с 24.02.2022 по 02.01.2023 как временно оккупированная (п. 9 разд. ІІ Перечня № 309), а с 02.01.2023 — как территория АБД (п. 2.9 подразд. 2 разд. І Перечня № 309).

Это значит, что земельные участки юрлиц, расположенные на территории этого села, имеют право на освобождение от платы за землю как в течение марта — декабря 2022 года, так и в течение 2023 года. Причем поскольку дата окончания АБД на этой территории теперь открыта, декларировать освобождение следует до конца текущего года. Однако в случае окончания там АБД в этом году, декларацию придется уточнить в сторону увеличения с месяца, следующего за датой прекращения АБД.

Если обе отчетных декларации (или какую-то одну) подали с начислением налоговых обязательств, сейчас их (ее) можно уточнить. Как разъясняют налоговики (см. ответ на вопрос 6 Разъяснения ч. 2), в таком случае:

информация о льготах в графах 18 — 22 раздела І декларации по плате за землю не указывается;

— в поле «Зміст доповнення» следует привести причину уменьшения налогового обязательства: «Уточнена сума податкового зобов’язання до сплати розрахована відповідно до п.п. 69.14 п. 69 підрозділу 10 Перехідних положень Податкового кодексу України».

Напоследок еще раз повторим: новые правила применения военного освобождения заработали с 06.05.2023. Поэтому можно уже начинать уточнение тех деклараций по плате за землю за 2022 и 2023 годы, которые вы подали до этой даты. А за дополнительными консультациями обращайтесь на нашу горячую линию.

Выводы

  • Под временное освобождение от платы за землю попадают земельные участки, которые расположены на территориях АБД и/или временно оккупированных территориях. Земельные участки на территориях ВБД являются объектом налогообложения в течение обоих военных лет, если на них не распространяется другое освобождение, предусмотренное НКУ.
  • Применение Перечня № 309 с целью предоставления налоговых льгот по плате за землю фактически разблокировано с 06.05.2023 — дня, следующего за днем опубликования Закона № 3050. Поэтому с этой даты можно начинать уточнение ранее поданных земельных деклараций за 2022 и 2023 годы.
  • Уточнять следует последнюю поданную декларацию за соответствующий уточняемый налоговый период по соответствующей территории территориальной громады. Информация о льготах в УД не указывается, поскольку временный порядок взимания налогов и сборов во время ВП налоговики льготой не считают.
  • Постоянное освобождение от платы за землю предоставлено плательщикам за земельные участки, которые находятся в консервации, а также за заминированные (в том числе потенциально заминированные) земельные участки. Однако практическое применение этого освобождения — в отдаленной перспективе.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше