Лимит кассы: что это и для кого
Определение этого термина содержится в п.п. 16 п. 3 Положения № 148*, согласно которому лимит остатка наличности в кассе (лимит кассы) — это предельный размер суммы наличности, которая может:
— оставаться в кассе во внерабочее время
и
— обеспечить работу в начале следующего рабочего дня.
То есть
это определенная сумма наличности, больше которой нельзя оставлять в кассе на конец рабочего дня
Наличность, которая превышают лимит, обязательно сдают в банки для ее зачисления на банковские счета (п. 15 Положения № 148). Кроме того, наличность можно сдавать национальным операторам, небанковским предоставителям платежных услуг, коммерческим агентам по приему наличности (п. 16 Положения № 148). Подробности ищите в статье «Как отчитываться за подотчетную наличность и сдавать выручку после кассовых изменений?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83.
Обратите внимание! Обязанность по установлению лимита кассы распространяется на предприятия/учреждения, которые осуществляют операции с наличностью в национальной валюте (абзац первый п. 14 Положения № 148). Причем термином «предприятия» охватываются как юридические лица (кроме банков), так и их обособленные подразделения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1 Положения № 148). Об учреждениях дальше не будем говорить, поскольку они — не наша читательская аудитория.
В то же время
требования Положения № 148 в части установления лимитов остатка наличности в кассе и обязанности сдавать торговую выручку в отделения банковских учреждений не распространяются на физические лица — предпринимателей (ФЛП)
Об этом четко сказано в БЗ 109.15, а также в письмах ГНСУ от 12.08.2022 № 1267/ІПК/99-00-07-04-01-06, ГУ ГНС в Сумской обл. от 16.05.2022 № 522/ІПК/18-28-07-08-02 и т. п. Приведенный вывод основывается на предписаниях п. 14 Положения № 148, согласно которому лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) ФЛП не устанавливают.
Резюмируем вышесказанное. Позаботиться о лимите кассы, если деятельность на поприще розничной торговли только начинается, обязаны только юридические лица. И только при наличии наличных расчетов. При этом новичкам следует учитывать определенные особенности, о которых расскажем в следующем разделе.
Если же торговая деятельность будет осуществляться исключительно в безналичной форме, лимит кассы можно не устанавливать
Этот вывод справедлив, в том числе когда оплата за товар будет происходить с помощью интернет-эквайринга. Потому что такой расчет является безналичным. И не путайте, пожалуйста, обязанность установки лимита кассы с обязанностью применения РРО/ПРРО, которая распространяется как на наличные, так и на отдельные виды безналичных расчетов, в частности карточные.
Что такое прогнозный лимит
Для предприятий, которые начинают свою деятельность, которая предусматривает расчеты наличностью, особенности установления лимита кассы определяет абзац четвертый п. 50 Положения № 148 (ср. ).
На первые три месяца их работы (со дня первого наличного расчета) они устанавливают лимит кассы согласно прогнозным расчетам
При этом проводить любые подробные расчеты или иным образом обосновывать величину установленного лимита Положение № 148 в этом случае не требует. Такой прогнозный лимит просто утверждают соответствующим приказом руководителя.
Обратите внимание! Если предприятие не позаботится об установлении прогнозного лимита кассы, он будет равен нулю. Вся наличность, которая будет находиться в кассе на конец рабочего дня и не будет сдана в соответствии с требованиями Положения № 148, будет считаться сверхлимитной (п. 53 Положения № 148).
В дальнейшем
в двухнедельный срок после окончания первых трех месяцев работы прогнозный лимит пересматривают по фактическим показателям деятельности
Вот тут уже без соответствующих расчетов не обойтись.
Как пересмотреть прогнозный лимит
Положение № 148 не прописывает порядка пересмотра прогнозного лимита. Оно содержит лишь общие правила расчета лимита кассы.
Так, п. 50 Положения № 148 требует
разработать и утвердить внутренним документом Порядок расчета лимита кассы как самого предприятия, так и его обособленных подразделений
Такой расчет должен быть обоснованным. За основу принимают указания Положения № 148 и одновременно учитывают особенности своей работы (внутренний трудовой распорядок, график сменности и т. п.). Также предприятия обращают внимание на срок сдачи наличности для ее зачисления на банковские счета. При этом в расчете лимита кассы не учитывается наличность, внесенная через платежные устройства, которые принадлежат небанковским финансовым учреждениям.
Рассчитывают лимит кассы на выбор предприятия (по решению руководителя / уполномоченного им лица) одним из двух способов (п. 50 Положения № 148):
1) на основе среднедневного поступления наличности в кассу
или
2) исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы предприятия.
Такие среднедневные показатели определяют путем деления суммы поступлений/выдачи наличности за расчетный период на количество рабочих дней в таком периоде. Очевидно, лимит кассы не должен превышать среднедневной показатель, в том числе для предприятий, расположенных в населенных пунктах, где нет банков (см., в частности, письмо ГУ ГФС в Николаевской обл. от 02.07.2019 № 3032/ІПК/14-29-14-06-15).
В общем случае расчетный период предприятие тоже устанавливает самостоятельно. Никаких ограничений по этому поводу в Положении № 148 нет.
В то же время возникает закономерный вопрос:
можно ли при пересмотре прогнозируемого лимита посчитать его исходя из расчетного периода, который меньше первых трех месяцев работы предприятия?
По нашему мнению, нет. Абзац четвертый п. 50 Положения № 148, где содержатся специальные нормы по установлению и пересмотру лимита новичками, говорит именно о 3-месячном расчетном периоде.
Вместе с тем при расчете лимита предприятия имеют право учитывать любые виды поступлений/выдачи наличности. Ведь Положение № 148 не содержит никаких ограничений в отношении этого. В частности, для расчета лимита по среднедневному поступлению, по идее, можно взять суммы полученной из банков наличности, а также любые другие поступления. Кстати, предприятию розничной торговли есть смысл отдать предпочтение именно такому способу расчета.
Пример. ООО «Фикус» является торговым предприятием, которое получает наличную выручку. С целью пересмотра прогнозируемого лимита кассы после окончания первых трех месяцев работы предприятие рассчитало новый лимит кассы с 01.04.2024 исходя из среднедневного поступления наличности. Кроме наличной выручки, в расчет были включены денежные средства, полученные из банка на хозяйственные нужды, а также другие поступления, в частности, взнос в уставный капитал через кассу предприятия в сумме 40000 грн в феврале 2024 года.
Информация о движении наличности в кассе за последние 3 месяца, которые предшествуют дате установления лимита, и о сумме установленного лимита приведена в таблице.
Расчет лимита остатка наличности в кассе
№ п/п | Месяц | Количество рабочих дней | Поступления денежных средств, которые включаются в расчет | Вместе | ||
наличная выручка | полученные из банка | прочие | ||||
2024 год | ||||||
1 | Январь | 31 | 352000 | 2000 | - | 354000 |
2 | Февраль | 29 | 363200 | - | 40000 | 403200 |
3 | Март | 31 | 321000 | 5000 | - | 326000 |
Период, который участвует в расчете лимита остатка наличности в кассе | Январь — март 2024 года | |||||
Среднедневная сумма поступлений за расчетный период (1083200 грн : 91 раб. дн.) | 11903,30 грн | |||||
Сумма установленного лимита | 11900 грн |
Чем грозит превышение лимита
Если же предприятие признает нужным пересмотреть прогнозируемый лимит исходя из расчетного периода, который меньше первых трех месяцев его работы, особенно бояться ему нечего. Ведь
ни НКУ, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают финансовую ответственность за превышение установленных лимитов в кассах предприятий
Об этом говорят сами налоговики (БЗ 109.19).
Вместе с тем за сдачу выторга торговыми предприятиями с нарушением установленных сроков лицам, ответственным за сдачу выторга, может грозить админштраф по ст. 1644 КУоАП. Его размер — от 289 до 1496 грн, а за те же действия, совершенные в течение года после наложения этого штрафа, — от 731 до 2975 грн. Но админпротоколы за это нарушение имеют право составлять органы Нацполиции, а не налоговики. Поэтому налоговики наложить его не могут. Хотя, судя по БЗ 109.19, им этого очень бы хотелось...
Впрочем нельзя на все сто исключать, что они не попробуют здесь применить админштраф по ст. 16315 КУоАП как за нарушение порядка проведения наличных расчетов. Он несколько более существенен — от 1700 до 3400 грн, а за те же действия, совершенные в течение года после наложения этого штрафа, — от 8500 до 17000 грн. Однако с этим нужно спорить, о чем подробнее в статье «Лимит кассы: за превышение не карают?» // «Налоги & бухучет», 2020, № 98.
Выводы
- Среди розничных торговцев обязанность установить лимит остатка наличности в кассе распространяется на юридические лица. И только в том случае, если торговля будет осуществляться за наличные. ФЛП лимит кассы не устанавливают.
- Вновь созданные предприятия, а также предприятия, которые только начинают работать с наличностью, на первые три месяца их работы (с первого дня наличного расчета) лимит кассы устанавливают в соответствии с прогнозными расчетами.
- В двухнедельный срок после окончания первых трех месяцев работы прогнозный (предсказуемый) лимит пересматривают по фактическим показателям деятельности. По нашему мнению, расчетным периодом для пересмотра такого лимита должны быть именно три месяца.
- Если же предприятие пересмотрит прогнозируемый лимит исходя из расчетного периода, который меньше первых трех месяцев его работы, финансовые санкции ему не грозят.