Темы статей
Выбрать темы

Какие нормы расхода топлива сейчас применять?

Казанова Марина, налоговый эксперт
В конце прошлого года Мининфраструктуры отменило Нормы расхода топлива № 43. Но почти сразу, как и было обещано, ГП «ГосавтотрансНИИпроект» разместило на своем сайте Методические рекомендации по нормированию расхода топлива. В связи с этим у субъектов хозяйствования остаются вопросы о том, какие нормы сейчас применять. Обязательно ли применять Методрекомендации? Можно ли и дальше пользоваться Нормами № 43 или самостоятельно разработанными нормами? Разберемся с этими вопросами.

Как мы могли уже удостовериться, отмена Мининфраструктуры Норм № 43* вовсе не имела целью отказаться от нормирования расхода топлива (см. статью «Нормы расхода горючего отменили: что дальше?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 94). Отмена Норм № 43 была обусловлена тем, что они не содержали норм списания ГСМ для значительного количества современных моделей транспортных средств. В то же время для внесения соответствующих изменений в Нормы № 43 Мининфраструктуры соответствующих полномочий не имело. Поэтому Нормы № 43 отменили, и решено было, что:

* Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 № 43.

— в перспективе Мининфраструктуры совместно с ГП «ГосавтотрансНИИпроект» разработает проект государственного стандарта Украины в сфере нормирования расхода топлива на автомобильном транспорте;

— на переходный период (до утверждения госстандарта) «ГосавтотрансНИИпроект» разместит на своем сайте Методрекомендации по нормированию расхода топлива. Собственно, эти Методрекомендации и Базовые нормы расхода топлива (приложения к Методрекомендациям) еще в конце прошлого года появились на сайте ГП «ГосавтотрансНИИпроект» (см. статью «Появились Методрекомендации для норм расхода топлива!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 100).

Обязательно ли применять Методрекомендации?

С одной стороны, Методрекомендации не является нормативно-правовым документом, а следовательно, имеют исключительно рекомендательный характер. В них самих еще аккуратнее, чем в Нормах № 43, сказано, что они предназначены для научно-методического обеспечения потребностей юридических и физических лиц, в частности, в учете, контроле за расходами, вводе инструментов экономии ГСМ и т. п. То есть это такая себе научно-методологическая база.

Да и даже в отношении указанных Норм № 43 суды отмечали, что они имели не обязательный, а рекомендательный характер (см. постановление ВС от 03.04.2018 по делу № 817/1429/16). А следовательно,

плательщики могут разработать свои правила нормирования расхода топлива

Впрочем прогнозируемо это может привести к спорам с налоговиками. Ведь в Методрекомендациях указано, что они в том числе предназначены и для методического обеспечения единого подхода во время аудитов субъектов в отношении проверки правильности и обоснованности расчета ими нормативного расхода топлива и, соответственно, рационального и целевого использования ресурсов. То есть

есть риск того, что во время проверки налоговики будут исповедовать логику, что нормативный расход, определенный не согласно Методрекомендациям, является необоснованным

Тем, кто до этого руководствовался Нормами № 43, также стоит принять во внимание то, что Методрекомендации (и Нормы расхода топлива, которые приведены в приложении к Методрекомендациям) разработаны на основе Норм № 43 и на их замену! Следовательно,

Методрекомендации не альтернатива Нормам № 43, а заменитель этого документа

А значит, можно сказать, что после того, как появились Методрекомендации, логично ориентироваться именно на них (а не на отмененные Нормы № 43).

С другой стороны, следует понимать, что в основу Методрекомендаций положены все те же Нормы № 43. То есть, по сути, это Нормы № 43 + новые базовые линейные нормы для некоторых моделей транспортных средств + еще некоторая несущественная модернизация.

Перечень основных отличий от Норм № 43 приведен в приложении 7 к Методрекомендациям. В частности, учтено увеличение потребления топлива транспортными средствами в районах ведения боевых действий и т. п.

Также стоит отметить, что Методрекомендации распространяют свое действие и на физические лица, то есть и на ФЛП, в то время как в Нормах № 43 речь шла лишь о предприятиях, организациях и учреждениях.

Кстати, основные изменения и дополнения в Методрекомендациях выделены синим цветом. Поэтому их можно достаточно быстро просмотреть и понять, изменилось ли что-то для вас существенно. Могло вообще ничего не измениться.

Поэтому

главное отличие очевидно — это появление постоянных базовых линейных норм расхода топлива для 169 новых моделей и модификаций автомобилей

Как следует рассчитывать нормы расхода топлива в соответствии с Методрекомендациями

Авторы Методрекомендаций в помощь субъектам хозяйствования привели в них:

— Обобщенные рекомендации по осуществлению субъектами расчетов нормативного расхода топлива в эксплуатации (приложение 1);

— Пример расчетов нормативного расхода топлива с использованием MS-EXCEL (приложение 2).

Впрочем, опять-таки, сам подход идентичен к Нормам № 43, ведь, как мы сказали выше, в основу Методрекомендаций положены именно Нормы № 43.

Ответы на популярные вопросы

Предприятие, которое занимается грузовыми перевозками, применяло нормы согласно этому приказу № 43? Нужно ли с 02.11.2023 на предприятии устанавливать новые нормы списания ГСМ? Можно ли и дальше пользоваться Нормами № 43?

Что в Нормах № 43, что в Методрекомендациях мы видим очень похожие положения:

Нормы № 43

Методрекомендации

Конкретные значения нормативного расхода топлива устанавливаются предприятиями в зависимости от фактических потребностей (но не выше предельно допустимых значений) в соответствии с определенными условиями эксплуатации и при условии, что: ... (п. 1.9)

Конкретные значения нормативного расхода топлива субъекты устанавливают в зависимости от фактических потребностей (но не выше предельно допустимых значений) в соответствии с определенными условиями эксплуатации и при условии, что: ... (п. 1.9)

Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливаются непосредственно руководителями предприятий и утверждаются приказом (распоряжением) по предприятию (п.п. 3.5.8)

Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия рекомендуется утверждать приказом (распоряжением) субъекта (п.п. 3.5.8)

Поэтому если у предприятий есть такие рассчитанные показатели и они вписывались в Нормы № 43, то, скорее всего, они вписываются и в нормы, определенные Методрекомендациями (ведь в основу Методрекомендаций положены Нормы № 43). Хотя желательно это проверить.

Если нормы вписываются в те, которые определены Методрекомендациями, — то заново ничего пересчитывать (устанавливать новые нормы) не нужно. Если во внутреннем документе (которым утверждены рассчитанные нормы) была ссылка на Нормы № 43, то можно переутвердить внутренний документ (или внести изменения в него), указав, что нормы определены «на основании «Методических рекомендаций» и «Базовых норм расхода», принятых научно-техническим советом ГП «ГосавтотрансНИИпроект» 17.11.2023 и размещенных на веб-сайте института insat.org.ua на замену «Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса Украины от 10.02.98 № 43».

На предприятии была самостоятельно утвержденная норма списания горючего (в Нормах № 43 не были определены нормы для конкретного транспортного средства). С появлением Методрекомендаций появилась норма на транспортное средство, но она ниже той, которая рассчитана на предприятии. Как быть в этом случае?

Учитывая, что Методрекомендации имеют рекомендательный характер, то, в принципе, вы можете и дальше использовать собственные нормы, которые выходят за пределы регламентированных Методрекомендациями норм. Но в этом случае нужно: (1) иметь действительно надлежащее обоснование, почему самостоятельно определенные нормы выше (какие есть эксплуатационные особенности и т. п.); (2) быть готовыми к возможным претензиям со стороны налоговиков, потому что они наверняка будут считать расход горючего сверх норм, посчитанных по Методрекомендациям, нехозяйственным (со всеми вытекающими последствиями, в частности, по НДС). Судебная практика в этом вопросе на стороне субъектов хозяйствования.

В этом случае можно посоветовать: (1) проанализировать, почему именно собственные нормы выше; (2) проверить, учтены ли Методрекомендации при определении норм (в т. ч. применены ли все возможные корректирующие коэффициенты, которые учитывают дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы).

Выводы

  • Методрекомендации — это не альтернатива Нормам № 43. Они разработаны вместо Норм № 43 и на базе этого документа. Поэтому если для субъекта хозяйствования важно отвечать регламентированным нормам, — стоит ориентироваться именно на нормы из Методрекомендаций. Если на ваше транспортное средство в указанных Нормах № 43 были определены нормы, то, скорее всего, они остались такими и согласно Методрекомендациям.
  • Плательщики, принимая во внимание то, что Методрекомендации не имеют обязательного характера, могут ориентироваться на собственные определенные нормы, даже если они выходят за пределы регламентированных Методрекомендациями норм. Впрочем налоговики очевидно будут иметь к таким плательщикам претензии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше