Темы статей
Выбрать темы

Клуб белого бизнеса, или Как плательщикам стать белыми и пушистыми

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Авторы законопроекта № 11084* обещают таким плательщикам ряд преимуществ, среди которых главное — мораторий на проверки. Критика же, напротив, заявляет, что будет происходить ухудшение бизнес-климата в стране. Приведем основные положения этого законопроекта, который 24.04.2024 принят в первом чтении (то есть пока что он еще остается лишь проектом). Нужно ли это вам, решайте сами.

* Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении особенностей налогового администрирования во время военного положения для налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства от 13.03.2024 № 11084.

Преимущества для белых: пряник есть и кнут тоже

В сжатом переводе своими словами суть законопроекта № 11084 сводится вот к чему:

— есть общий массив добросовестных налогоплательщиков. Да, именно добросовестных. Потому что принимая во внимание общеправовой принцип добросовестности, отношения между контролирующими органами и налогоплательщиками должны базироваться на том, что любой налогоплательщик рассматривается как такой, который добросовестно (!) исполняет свою налоговую обязанность (из заключения Главного научно-экспертного управления Аппарата ВРУ);

— из этого общего массива по определенным критериям отбирают еще более добросовестных. В терминах законопроекта № 11084 это «налогоплательщики с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства», а мы будем называть их белыми и пушистыми. ☺ По оценкам Председателя налогового комитета ВРУ, «таких бизнесов должно быть более 5 тысяч»;

— для этих «более 5 тысяч» бизнесов законопроект № 11084 предусматривает определенные преференции по сравнению с остальными законопослушными плательщиками, однако только по 31 декабря года, в котором будет прекращено военное положение.

Сразу возникает закономерный вопрос: что же это должны быть за преференции, которые будут побуждать плательщиков выпрыгивать из штанов, чтобы попасть в категорию избранных? Ответ на него — на рис. 1.

img 1

Очевидно, наиболее привлекательное из этих преимуществ первое — запрет на проведение документальных проверок. Хотя этот запрет не абсолютен. В исключения попадают документальные внеплановые проверки:

— исключительно по обращению налогоплательщика;

— по основаниям, определенным пп. 78.1.1, 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 НКУ (что конкретно содержат эти нормы, можно узнать из статьи «Налоговые проверки: что надо знать?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 100);

— налогоплательщиков, которые нарушили предельные сроки поступления товаров и/или валютной выручки по ВЭД-операциям.

Но это еще не весь кнут. Его самая болезненная часть спрятана в одной из преференций, что становится понятным, если ее изложить опять-таки своими, а не иноязычными словами:

за плательщиком закрепляют такого себе надзирателя из местной налоговой, который будет лицом, ответственным за взаимодействие с налогоплательщиком (так называемый комплаенс-менеджер)

Взаимодействие между ними предусматривает консультирование плательщика по вопросам, связанным с выполнением его налоговых обязанностей. Плательщик имеет право взаимодействовать с комплаенс-менеджером в устной и/или письменной форме, а также с использованием средств дистанционной связи, в том числе в режиме видеоконференции.

О правах самого комплаенс-менеджера, как и о его обязанностях, законопроект № 11084 не говорит, но предусмотрительно предупреждает о его ответственности в том числе по законодательству о предотвращении коррупции.

Критерии белого бизнеса

Чтобы стать белыми и пушистыми, юридические лица и ФЛП должны одновременно отвечать ряду требований, основных (для всех плательщиков) и дополнительных (в зависимости от избранной системы налогообложения). Налогоплательщик, который отвечает установленным требованиям, подлежит включению в соответствующий перечень. Это и есть тот же клуб белого бизнеса.

Вновь созданные плательщики могут быть включены в перечень с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, но не раньше одного календарного года с момента постановки такого плательщика на учет в ГНИ.

Ежеквартально по состоянию на последнее число соответствующего квартала ГНСУ формирует и утверждает перечень с учетом всех критериев за предыдущий квартал нарастающим итогом с начала календарного года. Если для подачи налоговой отчетности установлен годовой отчетный период, то для расчета критериев учитываются показатели налоговой отчетности за предыдущий отчетный год.

Приведем эти критерии на рис. 2.

img 2

В случае соответствия плательщика приведенным критериям ГНСУ будет информировать его об этом и о его включении в белый перечень путем послания уведомления в электронный кабинет.

Кстати, авторы законопроекта № 11084 считают, что за честь относиться к белым и пушистым развернется чуть ли не драка. ☺ Ведь попасть в клуб белого бизнеса, по их мнению, очень просто. Следует только самостоятельно преодолеть планку налоговой нагрузки по отрасли — «и ты уже в клубе, тебя государство не видит с точки зрения налогового контроля, только помогает тебе». За счет чего следует преодолевать такую планку (то ли добровольных переплат по соответствующему налогу, то ли добровольного искажения налоговой отчетности), к сожалению, не уточняется.

Вот и все, что мы должны были сказать о законопроекте № 11084. Невзирая на сложившуюся традицию, делать выводы в конце статьи мы здесь не будем. Это надлежит сделать вам самим. И только вам!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше