Темы статей
Выбрать темы

Новые льготы по плате за землю для харьковчан на 2023 год

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Сегодня расскажем о местных льготах, введенных недавно Харьковским городским советом. Они распространяются исключительно на тех плательщиков платы за землю, чьи земельные участки расположены на территории Харьковской городской территориальной громады. Будем говорить исключительно о юрлицах, поскольку именно они должны привести свою налоговую земельную отчетность за 2023 год в соответствие с этим решением.

2022-й не трогаем, 2023-й уточняем

Вы уже знаете (см. статью «Военное освобождение от налогов для харьковчан за 2022 год: наконец!!!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 60), что вдогонку изменениям в Перечень № 309* Харьковский городской совет принял решение № 403/23**, согласно которому, в частности, на период с 01.03.2022 по 31.12.2022:

установил ставку налога за земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, на уровне 0 % их нормативной денежной оценки (НДО);

признал земельные участки коммунальной собственности, предоставленные в пользование на условиях аренды юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям, не являющимися объектами налогообложения.

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

** Решение Харьковского городского совета «О некоторых вопросах платы за землю в городе Харькове на период действия военного положения» от 14.07.2023 № 403/23.

Эти изменения, по нашему мнению, не препятствуют юрлицам — плательщикам платы за землю уточнить налоговые обязательства за 2022 год на основании военного освобождения

Сделать это надо так, как мы рассказывали в вышеупомянутой статье, — и все. Поэтому к положениям решения № 403/23, посвященным льготам за прошлый год, сегодня возвращаться не будем.

Вместо этого сосредоточимся на дополнительных земельных льготах, предусмотренных решением № 403/23 на 2023 год. Ими можно воспользоваться в отношении земельных участков, на которых расположенные объекты недвижимого имущества, которые:

(1) в течение военного положения (ВП) поверглись повреждению;

(2) временно используются ВСУ и другими воинскими формированиями.

Обе льготы независимы одна от другой. Поэтому достаточно, чтобы выполнялось какое-то одно из двух условий — и у вас появляется право на соответствующую земельную льготу в текущем году.

При таких обстоятельствах один плательщик в течение года может воспользоваться и обеими льготами. Например, сначала льготой (2) на период использования недвижимости ВСУ и т. п., а потом льготой (1), если случится так, что эта недвижимость подвергнется повреждению.

Еще раз подчеркнем:

речь идет о льготе именно по плате за землю, а не по налогу на недвижимое имущество. Объекты вышеупомянутые недвижимости облагаются налогом по общим правилам, предусмотренным НКУ

В отношении уничтоженной/поврежденной недвижимости ищите их в статье «Новые военные льготы по налогу на недвижимость: ну-ка уточняться!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38. А в отношении недвижимости, которая временно используется ВСУ и т. п., должны констатировать, что специальной нормы для такой категории объектов в НКУ нет. Поэтому если такая недвижимость не попадает под какое-то другое освобождение, ее следует облагать налогом по полной.

Но вернемся к земельным вопросам. Наполнение льгот (1) и (2) — идентично для каждой из составляющих платы за землю. То есть обе они предназначены для плательщиков как земельного налога, так и арендной платы за землю. Однако, чтобы воспользоваться ими на практике, плательщики арендной платы должны выполнить дополнительные условия. Об этом скажем дальше. А сначала рассмотрим каждую из введенных льгот по очереди.

Если на земле расположена поврежденная недвижимость

По нашей нумерации (см. выше), это — льгота (1).

Так вот, на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 за земельные участки, на которых расположены поврежденные объекты недвижимого имущества, относящиеся к следующим категориям повреждений объекта:

— имеются незначительные повреждения несущих и ограждающих конструкций, но без нарушения требований в отношении механического сопротивления и стойкости по предельному состоянию первой и второй группы, — земельный налог / арендная плата взимается в размере 70 % суммы земельного налога / арендной платы, исчисленных при обычных обстоятельствах;

— имеются повреждения несущих и ограждающих конструкций (категорий ответственности конструкций А и Б), степень и характер которых свидетельствует о необходимости выполнения работ по частичному демонтажу частей объекта или его отдельных конструкций, усилению объекта или его отдельных несущих и ограждающих конструкций, — земельный налог / арендная плата взимается в размере 40 % суммы земельного налога / арендной платы, исчисленных при обычных обстоятельствах;

объект непригоден для использования по целевому назначению, полностью потерял свою экономическую ценность, имеются повреждения несущих и ограждающих конструкций, степень и характер которых свидетельствует об опасности аварийного обрушения объекта (разрушенные объекты), — земельный налог / арендная плата взимается в размере 1 % суммы земельного налога / арендной платы, исчисленных при обычных обстоятельствах.

Иначе говоря, льгота предоставляется в размере 30, 60 или 99 % в зависимости от степени повреждения недвижимости. Он должен быть определен в соответствии с Методикой проведения обследования и оформления его результатов, утвержденной приказом Минрегиона от 06.08.2022 № 144.

А подтверждать степень повреждения объекта недвижимости будет отчет по техническому обследованию, копию которого следует предоставить налоговикам

Обратите внимание! Отчет должен быть составлен в соответствии с п. 9 Порядка выполнения неотложных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии Российской Федерации, связанных с повреждением зданий и сооружений, утвержденного постановлением КМУ.

Выполнение работ по техническому обследованию возможно как по заказу исполкома местного совета, так и по заказу собственника (управителя) поврежденного объекта. Конечно, если хотите ускорить обследование, лучше его заказать самому.

Как видите, формулировка льготы такова, что период применения льготы (1) очерчен пределами всего 2023 года. Он не зависит ни от того, когда именно случилось повреждение, ни от того, восстановлена ли в текущем году возможность пользования поврежденной недвижимостью. Но так ли ее будут понимать фискалы, пока что сказать трудно.

Если недвижимость временно используется ВСУ и т. п.

По нашей нумерации (см. выше), это — льгота (2). Опять же повторим, что речь идет о льготе по плате за землю, а не по налогу на недвижимое имущество.

Эта льгота срабатывает, если на земельном участке расположен объект недвижимости, который временно используется ВСУ, Нацгвардией, Нацполицией, Госпогранслужбой, СБУ, Службой внешней разведки, другим образованным в соответствии с законами Украины воинским формированием.

В таком случае

ставка земельного налога / арендной платы за такие земельные участки установлена на уровне 0 % их НДО на период такого использования

Здесь уже, как видите, решающее значение для применения льготы (2) имеет период использования недвижимости ВСУ и т. п.

Чтобы воспользоваться этой льготой, плательщик должен предоставить налоговикам копию документа, который подтверждает такое использование (договор о совместном безвозмездном пользовании недвижимым имуществом и т. п.).

Обратите внимание! Применение льготы (2) не ограничивается лишь 2023 годом, как это установлено для льготы (1). Это следует из названия решения № 403/23, которым установлены льготы на весь период действия ВП. Хотя, уверены, никто не будет жалеть, если в будущем году эта льгота не понадобится из-за отмены ВП.

Особенности применения новых льгот

Для плательщиков земельного налога. Если вы претендуете на льготу (1), то кроме предоставления налоговикам копии отчета об обследовании недвижимости (об этом мы сказали выше) и уточняющей декларации (УД) за 2023 год (об этом мы скажем дальше), от вас ничего не требуется.

Если же вы претендуете на льготу (2), тогда обратите внимание на следующее. В той части решения № 403/23, где прописана эта льгота для плательщиков земельного налога, указано, что она распространяется на земельные участки коммунальной (!!!) собственности.

Отсюда напрашивается безутешный вывод: если объект недвижимости, который временно используется ВСУ и т. п., расположен на земельном участке частной формы собственности, такие земельные участки под эту льготу не попадают.

В связи с этим заметим, что согласно п.п. 269.1.1 НКУ плательщиками земельного налога являются:

собственники земельных участков, земельных долей (паев);

землепользователи, которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности на правах постоянного пользования.

Таким образом,

на льготу (2) по земельному налогу в г. Харькове могут претендовать только постоянные пользователи земли коммунальной собственности

Попутно напомним, что по предписаниям ч. 2 ст. 92 ЗКУ право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут, в частности, приобретать:

— органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которые относятся к государственной и коммунальной собственности;

— общественные организации лиц с инвалидностью Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

— религиозные организации Украины;

заведения образования независимо от формы собственности;

совладельцы многоквартирного дома.

Поэтому данная льгота, по сути, предназначена для немногих плательщиков земельного налога. Причем отдельные их категории (органы государственной власти, органы местного самоуправления, религиозные организации, заведения образования) имели льготы по земельному налогу и до этого (см. ст. 282 НКУ, а также решение № 542/17*).

* Решение Харьковского городского совета «О местных налогах и сборах в городе Харькове» от 22.02.2017 № 542/17.

Правда, есть еще такие плательщики, которые получили землю в постоянное пользование до 2002 года, но по действующему ЗКУ не могут иметь ее на таком праве, однако они до сих пор не переоформили землю в собственность или в аренду (см. п. 6 разд. ХХ ЗКУ, решение КСУ от 22.09.2005 № 5-рп/2005). По большей части это юридические лица частного права. Для них льгота (2) покажется вполне уместной, поскольку сейчас ставка налогообложения земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной форм собственности), может составлять до 12 % их НДО (см. п. 274.2 НКУ, а также решение № 542/17).

Для плательщиков арендной платы. А вот им, чтобы воспользоваться льготой (1) или (2),

придется обратиться в горсовет для заключения дополнительного соглашения о приведении условий договора в соответствие с требованиями действующего законодательства и решений местной власти

Такое условие предусмотрено решением № 403/23. То есть просто подать в налоговую документы, которые подтверждают право на льготу, а также УД за 2023 год не получится. В первую очередь надо внести соответствующие изменения в действующий договор аренды земли. А это дело не одного дня, поскольку будет требовать вынесения такого дополнительного соглашения на утверждение сессии городского совета.

И последний нюанс в отношении льготы (1). Было бы неплохо в дополнительном соглашении к договору аренды прописать норму, что льготная ставка арендной платы начинает действовать с 01.01.2023 и действует до 31.12.2023. Тогда независимо от того, когда будут внесены изменения в договор, плательщик сможет применить льготу (1) весь 2023 год. Иначе фискалы могут заявить, что льготная ставка аренды должна работать только с момента госрегистрации изменений в договор. Поэтому если имеете возможность повлиять на это, проследите, чтобы указанная норма в дополнительном соглашении обязательно появилась.

Особенности уточнения платы за землю

Основные советы о внесении изменений в поданную ранее годовую отчетность по плате за землю ищите в статье «Уточняем плату за землю с учетом военных льгот» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38. Их мы здесь повторять не будем, а сосредоточимся на тех особенностях, которые продиктованы решением № 403/23.

Для упрощения договоримся, что уточнять будем ту УД, которую вы должны были подать после 06.05.2023, когда узнали, что военное освобождение от платы за землю не распространяется на земельные участки, расположенные в г. Харькове (см. об этом в статье «Уточняем плату за землю с учетом военных льгот» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38). Таким образом, на сегодня в той УД вы должны были начислить плату за землю на текущий год в полном размере.

Для плательщиков земельного налога. Как вы, вероятно, заметили, механизм предоставления обеих льгот разный. Так,

для льготы (1) он заключается в уменьшении на определенный процент суммы земельного налога, исчисленного при обычных обстоятельствах

То есть имеем классическую льготу, задекларировать которую в УД следует по общепринятым правилам. А именно: в разд. I рассчитать земельный налог с применением льготы. Дальше в строку 3 разд. ІІІ перенести начисленные суммы земельного налога из графы 23 строки 2 разд. I, а в строку 4 — данные из строки 3 разд. III той УД, которую подали после 06.05.2023. После этого разницу, которая возникнет по алгоритму, прописанному в УД, следует показать в строке 6 «Нараховано до зменшення податкового зобов’язання (позитивне значення (р. 4 — р. 3))». Строки 7 и 8 не заполняете, поскольку при уменьшении налогового обязательства о каких-то штрафах и пенях говорить вообще неуместно.

Следовательно, в разд. I новой УД, которую будете подавать, чтобы воспользоваться льготой (1), следует, в частности, указать:

— в графе 17годовую сумму земельного налога по состоянию на 1 января отчетного года. Ее рассчитывают по формуле, приведенной в названии графы;

— в графе 18 — код льготы «18010510» согласно действующему Справочнику налоговых льгот № 118/1 по состоянию на 21.07.2023;

— в графе 19 — размер льготы в процентах в соответствии с решением № 403/23 (30, 60 или 99 % в зависимости от степени повреждения объекта недвижимости);

— в графах 20 (дата начала пользования) и 21 (дата окончания пользования) — срок пользования налоговой льготой в отчетном периоде в формате «дд.мм.гггг». Согласно решению № 403/23 это «01.01.2023» и «31.12.2023» соответственно;

— в графе 22 — сумму льготы, то есть сумму земельного налога, от уплаты которой освобожден плательщик. На сумму льготы, указанную в этой графе, уменьшают годовую сумму земельного налога;

— в графе 23 — годовую сумму земельного налога, который должен быть уплачен в бюджет после применения льготы. Чтобы рассчитать размер налога, из показателя графы 17 (годовой размер земельного налога) вычитают показатель графы 22 (сумму налоговой льготы). Размер годовой суммы налога, которая указана в этой графе, по всем земельным участкам подытоживают в строке 2 разд. I декларации и переносят в графу 3 строки 3 разд. ІІІ.

Заполнение такой УД покажем на рисунке ниже.

img 1

В отношении льготы (2) следует заметить, что механизм ее предоставления заключается в установлении нулевой ставки земельного налога. Это, в свою очередь, значит, что заполнить УД можно двумя способами:

— или так, как описано выше. В самом простом случае, если льгота (2) будет действовать весь год, необходимо будет в графе 16 указать ставку земельного налога, которую плательщик применял раньше, в графе 17годовую сумму земельного налога, рассчитанную по формуле, в графе 19 — размер льготы 100 %, в графе 22 — сумму льготы, которая равна сумме земельного налога из графы 17, и в графе 23 — нулевую годовую сумму земельного налога к уплате. Если же льгота (2) будет применяться в 2023 году в течение определенного времени, расчеты будут несколько сложнее. При этом в графах 20 и 21 не забудьте проставить соответствующие даты пользования этой льготой в отчетном периоде;

— или иначе, но уже без отражения льготы графе 16 указать нулевую ставку земельного налога согласно решению № 403/23, в графах 17 и 23 — нули, а льготные графы 18 — 22 не заполнять).

Для плательщиков арендной платы. Им, как вы поняли, просто сейчас подавать УД пока что рановато. Сначала надо добиться, чтобы соответствующая сумма арендной платы за льготный период 2023 года была отражена в дополнительном соглашении к договору аренды земли. Это снимет все вопросы о заполнении УД. Поскольку в разд. ІІ земельной декларации, которая предназначена для расчета арендной платы, льготных граф нет, УД за 2023 год они будут заполнять по общим правилам. Если же льгота будет действовать не весь год (как льгота (2)), возможно, придется заполнять разд. ІІ для одного земельного участка двумя строками.

Нюансов практического применения новых земельных льгот, как видите, немало. Поэтому ожидаем на горячей линии ваши горячие вопросы. ☺

Выводы

  • Решением № 403/23 предусмотрены две дополнительных земельных льготы для плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, земельные участки которых расположены в г. Харькове.
  • Одна из льгот установлена на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 для земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, которые в течение ВП подверглись определенным повреждениям. В зависимости от степени повреждений годовая сумма платы за землю может быть уменьшена на 30, 60 или 99 %.
  • Другая льгота предусматривает установление нулевой ставки земельного налога / арендной платы для земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, которые временно используются ВСУ и другими воинскими формированиями на период такого использования.
  • Чтобы воспользоваться той или иной льготой (а может, и обеими сразу), плательщики земналога должны подать в налоговую соответствующие подтверждающие документы и УД за 2023 год. Плательщикам арендной платы придется перед этим внести соответствующие изменения в договор аренды земли.
Прикреплённые файлы
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше