Общее о лицензиях на хранение горючего
Прежде чем напрямую перейти к ответам на вопросы, напомним вам дефиниции-термины и нормы, которые нам понадобятся для ответов.
Лицензионные термины. Сначала напомним несколько терминов из ст. 1 Закона № 481:
«хранение горючего» — это деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик;
«место хранения горючего» — место (территория), на котором расположены сооружения, и/или оборудование, и/или емкости, которые используются для хранения горючего на праве собственности или пользования.
А в соответствии со ст. 15 Закона № 481 хранение горючего осуществляется субъектами хозяйствования всех форм собственности при наличии лицензии. И такие
хозсубъекты должны получать отдельные лицензии на право хранения горючего на каждое (!) место хранения горючего
Виды лицензий «на хранение». Вам, думаем, известно, что лицензии на хранение горючего бывают двух типов:
— упрощенная (когда хранится горючее исключительно для собственных нужд и для ее получения достаточно только заявления) и
— «полноценная» (какая позволяет хранить не только собственное, но и чужое горючее*, но для ее получения необходимы дополнительные «серьезные» документы).
* В случаях хранения чужого горючего хранитель должен быть зарегистрирован плательщиком горючего акциза, ведь такие операции предусматривают фактическую передачу, то есть «реализацию горючего»!
Поскольку в наших вопросах упоминается хранение горючего именно для собственных нужд, то в большинстве ситуаций можно обойтись упрощенной лицензией на хранение.
Если же речь идет о плательщике акцизного налога с реализации горючего (горючего акциза), то лицензии на хранение горючего в местах производства или оптовой или розничной торговли горючим, на которые у плательщика есть соответствующие лицензии (на производство или торговлю), получать не нужно (ст. 15 Закона № 481).
НКУ-термины. Теперь напомним несколько «термино-фрагментов» уже из НКУ. Согласно п.п. 14.1.6 НКУ акцизным складом является помещение или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность, в частности, путем хранения горючего.
Согласно п.п. «б» п.п. 14.1.6 НКУ не является акцизным складом помещение или территория, на каждой (!) из которых общая вместимость расположенных емкостей для горючего не превышает 200 м3, а субъект хозяйствования — собственник или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года горючее в объемах*, которые не превышают 1000 м3, и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операции по реализации и хранению горючего другим лицам (для плательщиков из группы 4 ЕН из этих двух «объемных» ограничений имеет значение только второе).
* Критерий об общей вместимости емкостей не применяется к емкостям субъектов хозяйствования, которые являются распорядителями хотя бы одного акцизного склада.
Общие выводы
Итак, мы теоретически подкованы, поэтому теперь сначала сделаем общие выводы. А потом разграничим эти выводы и ответы, разделив ситуации в зависимости от того, является ли арендатор емкости плательщиком горючего акциза и является ли «стационарной» арендованная емкость (резервуар).
Емкости: как собственные, так и арендованные. Во-первых, как вы убедились из определения термина «место хранения горючего», емкости для хранения горючего, расположенные в соответствующем месте (на территории), могут использоваться хранителем горючего на праве как собственности, так и пользования. То есть емкости могут быть не только собственными, но и использоваться хранителем на правах аренды или быть полученными в ссуду и т. п.
Место (территория): не важно, чья? Во-вторых, Законом № 481 вообще не определено, кому должен принадлежать (или кто должен пользоваться) этим местом (территорией), на котором данные емкости расположены. То есть если арендатор емкости для горючего арендует лишь емкость (емкости) и не арендует землю, на которой она (они) расположены, то это в большинстве ситуаций для получения упрощенной лицензии наверняка значения иметь не будет. Такое место (территория) для арендатора емкости(тей) все равно должно считаться местом хранения горючего. Но если в таком случае арендатор заблаговременно не подаст форму № 20-ОПП с уведомлением об арендованной емкости по соответствующему адресу, ему могут даже упрощенную лицензию на такое место не выдать!
В то же время проблемы могут возникнуть, когда арендатор емкости будет плательщиком горючего акциза и станет необходимо регистрировать новый акцизный склад (об этом — ниже). И точно проблемы возникнут в случае получения «полноценной» лицензии на хранение, потому что там подаются действующие документы, которые подтверждают право собственности или пользования земельным участком, на котором расположен объект. Без них такую лицензию точно не получить...
Лицензия нужна! Таким образом,
хранение горючего в арендованной емкости в любом случае точно является видом деятельности, который подпадает под лицензирование согласно ст. 15 Закона № 481
Поэтому в большинстве ситуаций хранителю, как минимум, необходимо сначала получить лицензию на хранение горючего на место (территорию), где такая емкость находится (или будет находиться), а уже потом хранить в этом месте в ней горючее.
Конечно, арендодателю емкости(тей) никакая лицензия не нужна, потому что это уже — не его «хранение» и «место хранения»...
Исключения. Исключения из нашего вывода могут быть лишь в случаях, прямо предусмотренных в Законе № 481, когда лицензия на хранение не нужна:
— горючее в арендованной емкости(тях) хранит бюджетное предприятие (учреждение, организация) или предприятие системы госрезерва;
— в арендованных емкостях хранится горючее, которое потребляется для собственных производственных нужд на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах;
— горючее хранится в месте, на которое плательщик горючего акциза уже имеет лицензию на производство или торговлю горючим;
— в арендованных емкостях хранится горючее для генератора — но только на объекте, который обеспечивается генератором*.
* Если объем горючего для генератора, который должен храниться в арендованной емкости, будет превышать 2000 л, необходимо заблаговременно подать в ГНС декларацию (ст. 18 Закона № 481).
Также лицензия не нужна, когда арендуется емкость (емкости) вместимостью до 5 л (включительно). Но это уже выглядит немного смешно ☺, хотя теоретически и такое не исключается. Может кому-то заблагорассудится взять в аренду 1000 шт. 5-литровых канистр (вместо одной 5-кубовой емкости), чтобы хранить в них горючее без получения лицензии...
А теперь давайте перейдем от общего к конкретике.
И заметим, что многие из указанных ниже нюансов касаются и ситуаций, когда будут приобретаться собственные емкости для хранения горючего неплательщиками или плательщиками горючего акциза.
Арендатор емкости — неплательщик акциза
Лицензионные нюансы. Конечно, если емкость (емкости) для хранения горючего (исключительно для собственных нужд!) арендует хозсубъект, который не является плательщиком горючего акциза, то ему заблаговременно необходимо приобрести упрощенную лицензию на хранение горючего. Как мы уже отметили, лицензия получается на то место (территорию), где расположена арендованная емкость. Здесь, как мы отметили, не имеет значения, в чьей собственности или пользовании (арендатора/арендодателя емкости, государства или еще кого-то) находится земля, на которой эта емкость расположена, потому что из документов на получение упрощенной лицензии подается только заявление. Но помните о заблаговременной подаче 20-ОПП!
Если емкость передвижная и арендатор ее установил на транспортном средстве, то, по мнению фискалов, лицензия на хранение нужна и в таких случаях. Фискалы советуют приобретать ее на место (гараж, стоянку и т. п.), где обычно хранится такое транспортное средство. Мы считаем такой подход не корректным, такого же мнения — и судьи Верховного Суда (подробнее читайте об этом — «Верховный Суд: хранение горючего в бензовозе/заправщике — без лицензии!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 98). В то же время имейте этот момент в виду. И, возможно, лучше приобрести лицензию (особенно, если вы не готовы судиться с фискалами).
В любом случае, если арендованная емкость передвижная, то горючее лучше в ней хранить лишь в рамках того места, на которое получена лицензия (см., в частности, статью «Переменное место хранения горючего» // «Налоги & бухучет», 2020, № 56).
Если арендованная емкость будет расположена в месте, на которое у неплательщика акциза уже была оформлена упрощенная лицензия на хранение горючего, то такому хозсубъекту желательно внести изменения в отношении этих сведений: увеличение общего объема емкостей для хранения горючего, который указывался в заявлении на получение лицензии и который обычно фискалы указывают и в упрощенных лицензиях.
Акцизные опасности. Имейте также в виду опасности, которые происходят от НКУ (см. выше о «акцизном складе»). Конечно, термин «место хранения горючего» из Закона № 481 (что критично для получения лицензии) не является тождественным НКУ-термину «акцизный склад» (который критичен для обязанности регистрации плательщиком горючего акциза). Но будьте осторожны, чтобы не вляпаться в «акцизные» неприятности с такими операциями. Следите за тем, чтобы общий объем всех емкостей для хранения горючего (как арендованных, так и собственных) в определенном месте (на территории) не превысил 200 м3 и/или годовой объем полученного горючего* не превысил миллион литров (1000 м3).
* Но — без учета объемов горючего, полученного в рознице (через колонки на АЗС, АГЗС и т. п.)!
Кроме того,
в любом случае не отпускайте свое горючее другим лицам и категорически не храните в арендованных и других ваших емкостях горючее, которое вам не принадлежит
(см. подробнее «Горючее — на хранение и акциз. Будьте осторожны!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 34).
Иначе светит регистрация плательщиком горючего акциза и акцизного склада и — достаточно большие штрафы по ст. 17 Закона № 481!
Арендатор емкости — плательщик акциза
О лицензии. Как мы уже отметили, если арендованная емкость будет находиться в месте производства или в месте оптовой или розничной торговли горючим, на которые уже получена соответствующая лицензия, то лицензию на хранение горючего в таком месте плательщику акциза получать не надо.
Если же арендованная емкость будет размещаться на акцизном составе плательщика, на который у него уже оформленная лицензия на хранение горючего, то плательщику стоит внести к лицензии изменения относительно общего объема емкостей для хранения горючего, а также уточнить данные относительно емкостей на этом составе (см. дальше).
А вот если арендованная емкость расположена где-то в месте (на территории), на которое вообще никакая «горючая» лицензия не выдавалась, то на это место** придется получать соответствующую лицензию (если плательщик акциза использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки, то — упрощенную). Но получение лицензии в таких случаях — это для плательщиков акциза не все проблемы (см. дальше).
** Если емкость будет размещена в транспортном средстве, то мы уже высказались о получении лицензии в этом случае (см. выше о неплательщике).
Об оборудовании счетчиком. Во-первых,
плательщику акциза в любом случае придется сначала оборудовать арендованную емкость (емкости) соответствующим счетчиком-уровнемером или расходомером (если она им еще не оборудована) и зарегистрировать счетчик в Едином государственном реестре таких счетчиков
Конечно, при соответствующих обстоятельствах на такое оборудование может понадобиться и согласие арендодателя.
Во-вторых, надо будет подать новую или корректирующую Справку о распорядителе акцизного склада горючего, акцизных складах горючего, расположенных на них резервуарах горючего, расходомерах и уровнемерах (утвержденную приказом Минфина от 27.11.2018 № 944), в которой указать данные о новой емкости(тях) на таком акцизном складе. И в дальнейшем в ежедневных (или месячных) электронных «учетных» Справках* предоставлять информацию также и по этой «новой» емкости.
* Имеем в виду Справку о сводных за сутки итоговых учетных данных об объемах обращения (получения/отпуска) и остатков горючего на акцизном складе горючего, утвержденную приказом Минфина от 27.11.2018 № 944.
«Складские» проблемы. Если емкость будет находиться где-то в отдельном месте / на территории, то кроме лицензии (и оборудования счетчиком) придется регистрировать отдельный акцизный склад: подать отдельное Заявление по форме № 1-АКПС (утверждена приказом Минфина от 27.11.2020 № 729), а также упомянутую новую (основную) Справку о распорядителе акцизного склада... И дальше вести по этому складу отдельный учет и отчетность (посылать в ГНС ежедневные/месячные электронные справки и т. п.). Кроме того, в таком случае придется документально оформлять и право на пользование земельным участком, который — «под» арендованной емкостью, иначе склад не зарегистрируют...
Если же арендованная емкость будет установлена на действующем складе, то плательщику тоже необходимо будет подать в ГНС корректирующую Справку с соответствующими изменениями по этому акцизному складу (связанными с добавлением арендованной емкости). И только после получения лицензии, оборудования и соответствующего «оформления» емкости плательщик сможет хранить в ней горючее...
Следовательно, такое приобретение в виде арендованной емкости может прибавить проблем и хлопот как плательщикам, так и неплательщикам горючего акциза...
Выводы
- Хранение горючего в арендованной емкости требует наличия именно у арендатора (а не арендодателя) лицензии на хранение горючего.
- Действия арендатора емкости на хранение горючего для собственных нужд будут отличаться в зависимости от того, является ли арендатор плательщиком горючего акциза, и от места расположения арендованной емкости.
- Для получения упрощенной лицензии не будет иметь значения тот факт, что арендатор емкости для горючего арендует лишь емкость и не арендует землю, на которой она расположена. Но — только если арендатор не является плательщиком горючего акциза. Хотя и ему без уведомления о таком объекте в форме № 20-ОПП лицензию наверняка не выдадут.
- Неплательщику горючего акциза в большинстве ситуаций будет достаточно получить упрощенную лицензию на то место, где расположена арендованная емкость, или внести изменения в действующую лицензию, если она есть.
- Плательщику же горючего акциза придется, кроме получения лицензии, оборудовать арендованную емкость счетчиком, включать его в Реестр и подавать корректирующую Справку об акцизном складе, где размещена такая емкость. А если арендованная емкость будет расположена не на акцизном складе плательщика, то еще и регистрировать по этой причине новый акцизный склад.