ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Общество не должно получать новые лицензии на право хранения горючего в местах, расположенных на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных рф. При этом хранение горючего в таких местах, которое осуществлялось с даты завершения срока действия соответствующей лицензии, не признается таким, которое осуществлялось без наличия лицензии
Ситуация. Общество имело 7 выданных в 2019 году лицензий на хранение горючего в местах на впоследствии оккупированных рф территориях Украины. Срок действия этих лицензий закончился в июле этого года, но до 27.07.2024 (даты вступление в силу Закона № 3817*). Для получения новых лицензий Общество подало в ГНС заявления и осуществило годовую оплату за каждую. Но ГНС было отказано в выдаче лицензий по адресам мест хранения горючего, в связи с местонахождением таких мест на временно оккупированной рф территории Украины, которая включена в разд. ІІ Перечня**.
Такая ситуация вызвала у Общества ряд вопросов, на которые и отвечала ГНСУ в комментируемом письме от 02.10.2024. Давайте вместе проанализируем эти вопросы-ответы.
Вопрос 1. Общество спросило, отсутствует ли у него обязанность по получению новых лицензий на хранение горючего, если места осуществления деятельности расположены на временно оккупированных рф территориях Украины, включенных в Перечень, по которым по данным бухучета на 27.07.2024 (день вступления в силу Закона № 3817) учитываются остатки горючего в местах осуществления деятельности на временно оккупированной территории Украины?
Ответ. Как вы уже поняли из Вывода, налоговики ответили на этот вопрос положительно: приобретать новые лицензии на такие (оккупированные) места не нужно. На чем же они построили этот ответ?
Авторы письма упомянули, что
до 01.01.2025 еще действует Закон № 481***, но в части, которая не противоречит нормам Закона № 3817
Но потом сосредоточились на переходных нормах п. 6 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817. Сначала они отметили, что общая норма этого пункта требует в случае, если хозсубъект осуществлял деятельность на основании лицензии, срок действия которой закончился в периоде с 24.02.2022 до 27.07.2024:
— подать заявление о получении новой лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности в порядке, определенном Законом № 481;
— уплатить не уплаченные в течение указанного периода очередные платежи за соответствующую лицензию, в том числе за период со дня окончания срока ее действия и до 31.10.2024 или до дня получения новой лицензии.
Потом фискалы обратились к специальной норме — из абз. 28 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817, на основании которой они и сделали упомянутый вывод.
Приведем основные положения этой нормы, ведь она нам еще понадобится. Итак,
у хозсубъектов, у которых в период с 24.02.2022 до 27.07.2024 закончился срок действия лицензий на право оптовой торговли горючим при наличии мест оптовой торговли горючим (1), на право розничной торговли горючим (2), на право хранения горючего (3), на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки (3а) и у которых, по данным бухгалтерского учета на 27.07.2024 (день вступления в силу Закона № 3817) учитываются остатки горючего в местах осуществления деятельности, расположенных на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных рф территориях Украины, которые включены в Перечень, до завершения активных боевых действий или временной оккупации и в течение трех месяцев после даты завершения активных боевых действий или временной оккупации соответствующей территории* не возникает обязанность в отношении получения новой лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности по таким местам осуществления деятельности, а хоздеятельность по хранению горючего, которая осуществлялась такими хозсубъектами в период начиная с даты завершения срока действия соответствующей лицензии, не признается такой, которая осуществлялась без наличия лицензии.
* Даты начала и завершения активных боевых действий или временной оккупации определяются в соответствии с данными Перечня.
Поскольку у Общества срок действия лицензий истек в упомянутом периоде — до 27.07.2024, а также на упомянутую дату в бухучете считались остатки горючего в соответствующих местах на оккупированных территориях, которые включены в Перечень, то налоговики сделали справедливый вывод, что у Общества отсутствует обязанность получать новые лицензии для хранения горючего на этих территориях.
Обратим еще раз внимание читателей, что в этой специальной норме из п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 речь идет не только о двух видах лицензий на хранение горючего, но и о лицензиях на оптовую торговлю с местом, а также на розничную торговлю горючим.
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Средства, внесенные для получения новых лицензий на хранение горючего, Общество имеет право вернуть путем подачи заявления на возврат средств с соблюдением требований НКУ и Порядка**
Вопрос 2. Вторым вопросом был: может ли Общество вернуть средства, уплаченные для получения новых лицензий, если последние ему не нужны?
Ответ. Фискалы и здесь ответили положительно: что средства за новые лицензии Общество имеет право вернуть путем подачи упомянутого заявления. Конечно, упомянув при этом условия возврата из ст. 43 НКУ и сославшись на Порядок.
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Средства, внесенные как годовая плата за «старые» (выданные в 2019 году) лицензии на хранение горючего, Общество может использовать в счет уплаты очередных платежей за лицензии на хранение горючего в соответствии с п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817, а после выполнения указанных требований — имеет право неиспользованные средства вернуть путем подачи заявления на возврат средств с соблюдением требований НКУ и Порядка
Вопрос 3. Эти вопрос и ответ наиболее интересны. Итак — сжато третий вопрос: имеет ли право Общество на возврат внесенных платежей годовой платы за 7 лицензий на хранение горючего по местам хранения горючего на временно оккупированной территории Украины, которые осуществлены Обществом за периоды с 01.07.2022 по 17.07.2024, в случае отсутствия законодательно установленной обязанности (? — ред.) уплатить не уплаченные в течение периода со дня введения военного положения до дня вступления в силу Закона № 3817 очередные платежи за лицензию на право хранения горючего в соответствии с абз. 1 и 28 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817?
Ответ. Здесь налоговики напомнили, что согласно абз. 5 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 хозсубъект, который в период с 24.02.2022 до 27.07.2024 прекратил осуществление хоздеятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Законом № 481, обязан (!) в течение двух месяцев, следующих за месяцем, в котором Закон № 3817 вступил в силу (то есть в течение августа и сентября-2024!):
— подать в орган лицензирования заявление о прекращении действия лицензии в связи с прекращением осуществления хоздеятельности, которая подлежит лицензированию;
— уплатить не уплаченные за период до дня прекращения (!) хоздеятельности, которая подлежит лицензированию, очередные платежи за лицензию на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности.
А дальше фискалы отметили, что
Общество может (!) в срок, определенный п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817, подать в орган лицензирования заявление о прекращении действия лицензии в связи с прекращением осуществления лицензированной хоздеятельности
В случае подачи такого заявления Общество обязано в течение упомянутого срока уплатить не уплаченные очередные платежи за соответствующую лицензию за период осуществления соответствующего вида хоздеятельности до даты прекращения такой деятельности.
А потом авторы письма резюмируют: средства, внесенные как годовая плата за лицензии на хранение горючего, выданные в 2019 году, Общество может использовать в счет уплаты очередных платежей за лицензии на право хранения горючего в соответствии с п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817, а после выполнения указанных требований — имеет право неиспользованные средства вернуть путем подачи заявления на возврат средств с соблюдением требований НКУ и Порядка.
Наше мнение. Ответ фискалов на этот вопрос выглядит слишком странно. И это — мягко говоря! Приведем несколько моментов, которые нас сильно здесь огорчили.
Во-первых, норма абз. 5 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 обязывает хозсубъектов, которые прекратили лицензированную деятельность в периоде с 24.02.2022 до 27.07.2024, подать упомянутое заявление «о прекращении» и уплатить не уплаченные лицензионные платежи. В свою очередь фискалы в письме используют уже другую формулировку: «Общество может» подать заявление, а не «(было) обязано». То есть фискалы вроде бы считают, что это право, а не обязанность Общества. Это подтверждает и следующее предложение в письме, где указано: «в случае подачи такого заявления...».
В то же время поскольку места хранения горючего находятся на оккупированной рф территории, то Общество не может контролировать свои активы, которые там находятся. Поэтому, по нашему мнению, лицензированная деятельность Общества по хранению горючего на оккупированных территориях с определенного времени была вынужденно прекращена. Поскольку абз. 5 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 не обусловливает какие-то причины прекращения деятельности, то считаем, что Общество в течение августа и сентября 2024 года должно было подать в ГНС заявления «о прекращении» (в отношении второго требования — то, как следует из письма, все лицензионные платежи Обществом были уплачены). И норма вышеупомянутого абз. 28 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817 не отменяет обязанность подать заявление (как и уплатить неуплаченные платежи), потому что в ней речь идет только о ненадобности получения новых лицензий на «оккупированные рф» места хранения горючего. Хотя при прописанных таким образом нормах здесь трудно утверждать, что все так однозначно... ☹
Во-вторых, как-то странно в письме выглядит фраза фискалов, что средства, уплаченные за «старые» лицензии во время военного положения, «Общество может использовать в счет уплаты очередных платежей за лицензии на право хранения горючего в соответствии с п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817». Ведь в этом пункте речь идет о неуплаченных лицензионных платежах за период с 24.02.2022 по 27.07.2024, а Общество их уже раньше уплатило! То есть: за что платили, на то и использовать?.. Но, кстати,
ст. 18 Закона № 481 не отменяла обязанность уплаты таких лицензионных платежей*, а только продлила срок и отодвинула крайний срок их уплаты
* Как ни отменяли такую обязанность и нормы п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817, и, в частности, его первый и двадцать восьмой абзацы — на что намекало Общество в третьем вопросе (см. выше).
То есть в лицевом счете налоговики должны были эти платежи уже учесть в счет уплаты за упомянутые 7 лицензий. А вот в случае своевременной (не позже 30.09.2024!) подачи Обществом в ГНС заявления о прекращении деятельности по хранению горючего с соответствующей даты (с даты начала активных боевых действий или с даты оккупации рф территорий, где хранилось горючее), именно с этой даты такие «старые» лицензионные платежи или соответствующая их часть уже бы должны были считаться излишне уплаченными и могли бы быть возвращены Обществу...
В-третьих, очень странно выглядит ответ фискалов на фоне того, что письмо датировано 2 октября 2024 года, то есть — когда уже истек установленный Законом № 3817 срок для подачи Обществом заявления о прекращении деятельности. Что могло бы открыть ему путь для возврата части средств, излишне уплаченных по лицензиям «образца 2019 года» за те периоды, когда лицензированная деятельность по хранению горючего уже была вынужденно прекращена.
Следовательно, если Общество не успело подать такие заявления до конца сентября-2024, то начиная с октября фискалы их уже вряд ли примут. И тогда шансов вернуть платежи по «старым» лицензиям у Общества останется — нуль... И что здесь поделаешь... ☹
Утешает здесь лишь то, что Обществу, если оно не подало упомянутые заявления, то есть не выполнило требования абз. 5 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817, — никаких санкций за это не грозит. Ведь все платежи по «старым» лицензиям уже были уплачены, а от санкций за неуплату платежей за период после окончания действия старых лицензий, считаем, Общество спасет специальная норма абз. 28 п. 6 разд. ХІІІ Закона № 3817...
На близкие темы читайте: «Действие каких лицензий на «боевых» территориях продлено Законом № 3817» // «Налоги & бухучет», 2024, № 80, а также в разделе «Старые лицензии: возобновление, прекращение, уплата долгов» статьи «Новейшие разъяснения налоговиков на алко-табачно-горючие темы» // «Налоги & бухучет», 2024, № 68.