Вывод документа
Предоставители платежных услуг обязаны в обязательном порядке зачислять средства по операциям по переводу наличности без открытия счета на счета субъектов хозяйствования. Выдача наличности по переводу без открытия счета для субъектов хозяйствования возможна только с их счетов (после ее предварительного зачисления в безналичной форме)
Соответствующие правки были внесены в Инструкцию о порядке организации кассовой работы банками и проведения платежных операций предоставителями платежных услуг в Украине, утвержденную постановлением Правления НБУ от 25.09.2018 № 103. Касаются они всех предоставителей платежных услуг (банков, финансовых учреждений, операторов почтовой связи и т. п.).
В чем заключаются изменения? Раскроем их суть на примере ФЛП, который продает товар с наложенным платежом с доставкой его через «Новую почту». Этот пример очень показателен хотя бы потому, что вокруг такой вполне законной схемы длительное время не утихают фискальные инсинуации со стороны ГНСУ (см. об этом в статьях «Наложенный платеж через «Новую почту»: неужели нужен РРО/ПРРО?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 60 и «Наложенный платеж через «Новую почту»: ГНСУ настаивает на РРО/ПРРО для продавца» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68).
Так вот, «Новая почта» в этой схеме исполняет лишь роль перевозчика. То есть она принимает, перевозит и выдает товар покупателю. А наложенный платеж от покупателя получает не сама «Новая почта», а ее финансовый партнер NovaPay, который как финансовое учреждение имеет соответствующую лицензию, в частности на осуществление перевода без открытия счета.
Раньше ФЛП-продавцы имели возможность получить от NovaPay наложенный платеж за товар, доставленный «Новой почтой», в наличной форме. Теперь же NovaPay не будет выдавать такую наличность сразу.
Сначала средства от покупателя будут зачислены на открытый счет ФЛП, и уже потом ФЛП сможет получить их наличностью с такого счета
Где должен быть открыт такой счет — непосредственно в NovaPay или в другом банке, НБУ не уточняет. Главное, чтобы такие средства засветились на счете как выручка от деятельности ФЛП.
Что это значит для ФЛП? Их доходы станет проще контролировать. Скрыть их от налогообложения уже не получится.
История вопроса. Год назад ГНСУ выдала разъяснение об особенностях осуществления расчетов при продаже товаров в сети «Интернет» с использованием служб доставки. Через определенное время его текст частично воплотился в консультацию БЗ 109.02. Лейтмотивом обоих этих документов от главных фискалов было то, что ФЛП, который продает товар через «Новую почту» с наложенным платежом, должен пробивать чек РРО на этот товар при передаче товара «Новой почте», то есть не ожидая поступления за него денег.
Спрашиваете, зачем? Потому что иначе фискалы не могли контролировать наличный доход таких торговцев. Ведь они по большей части плательщики единого налога, поэтому отгрузка товара у них не облагается налогом. А наличность, полученная от NovaPay как наложенный платеж за товар, они могли не декларировать.
Бороться с этим фискалы решили по двум направлениям.
Во-первых, они вынуждали ФЛП проводить отгрузку товара через РРО. Хотя это требование и противоречило закону (наши аргументы найдете в статье «Наложенный платеж через «Новую почту»: ГНСУ настаивает на РРО/ПРРО для продавца» // «Налоги & бухучет», 2023, № 68).
А во-вторых, пытались давить на ту же NovaPay. Они еще тогда заявляли, что действующим законодательством не предусмотрена возможность выдавать в наличной форме субъектам хозяйствования торговую выручку в отделениях предоставителей финуслуг без предварительного зачисления ее на счета таких субъектов. Выдача средств наличностью возможна только в отношении переводов, не связанных с ведением хозяйственной деятельности, а также в случае, если финучреждением был открыт счет субъекту хозяйствования и он получает на него наличность. Хотя, в действительности, такого ограничения законодательство в то время не содержало.
Чего остерегаться теперь. Как видим, нынешние действия НБУ напоминают предыдущие попытки фискальных органов. То есть фискалы наконец смогут ухватить ФЛП за хвост, причем полностью законно. Но не в момент отгрузки им товара, а во время получения выручки. Потому что ее будет видно на счете ФЛП, и скрыть ее от налогообложения уже не получится. Ведь при проверке ФЛП в первую очередь, что просят его показать, — это выписки со счетов. И из них все будет видно как на ладони. Поэтому есть смысл задуматься, как навести порядок в учете предпринимательских доходов.
Вывод документа
Граждане могут выбирать удобный для них вид перевода и расчета с субъектами хозяйствования за услуги или товары — наличностью или безналично. При этом для получения наличности, адресованной им, физлица не должны иметь открытого счета у предоставителя платежных услуг
Затронут ли изменения рядовых граждан. К счастью, нет. То есть обычные физлица (не ФЛП) смогут, как и раньше, уплачивать за товары в наличной форме, а также получать надлежащую им наличность от NovaPay или других предоставителей платежных услуг без открытия счета.
Однако через эту щелку смогут проскользнуть и те, кто сознательно не зарегистрирован предпринимателем, а торгует через интернет по-черному. Хотя они давно под прицелом у налоговиков, но, похоже, сейчас им ничего не грозит. Очевидно, охота на таких незарегистрированных дельцов еще впереди. И главное здесь — не попасть в рядовых граждан, которые изредка решили продать что-то лишнее в хозяйстве. Хотя, при формальном подходе, налог с таких пусть и разовых продаж они также должны уплачивать. Поэтому контролировать надо и их.
С когда заработали изменения. Комментируемое постановление вступило в силу с 29 августа. На внедрение этих изменений Нацбанк дал 6 месяцев. За это время предоставители платежных услуг должны привести свои внутренние документы в соответствие с новыми требованиями.
Можно ли рассматривать этот временной промежуток как переходный период, в течение которого принятые изменения еще не действуют?
Очевидно, что нет, поскольку в самом постановлении об этом ни слова.
Если бы Нацбанк хотел отсрочить начало работы по новым правилам, он бы сделал это прямо или хотя бы так, как в соседнем ☺ постановлении Правления НБУ от 23.08.2023 № 100. В нем есть похожая норма, по которой предоставителям платежных услуг приказано в течение шести месяцев перезаключить договоры с клиентами с целью приведения их содержания в соответствие с изменениями. Однако там речь шла об услугах на инкассацию средств, то есть о хозяйственных отношениях, которые регулируются в первую очередь договорами между их исполнителями и клиентами.
В случае же, который мы рассматриваем здесь, речь идет об изменениях в порядок зачисления и выдачи наличности, который является императивным, а не договорным. То есть как регулятор приказал (а НБУ, напомним, регулирует деятельность предоставителей платежных услуг и определяет порядок их предоставления), так и должно быть. Следовательно, начиная с 29.08.2024 все предоставители платежных услуг должны предоставлять их с учетом изменений, введенных комментируемым постановлением. Поэтому надеяться на то, что ФЛП еще полгода смогут работать по старым правилам, не стоит.