Последствия бестоварности
Такого юридического термина, как «бестоварность операции», не существует. Самое близкое к понятию «бестоварная операция» в гражданском законодательстве — «фиктивные сделки». Такой сделкой согласно ч. 1 ст. 234 ГКУ является сделка, которая осуществлена без намерения создания правовых последствий, которые должны возникать в связи с ее совершением. Например, стороны заключили договор о ремонте помещения и даже подписали акт приема-передачи выполненных работ. Но в действительности никто ремонтные работы не провел и проводить не собирался.
Если будет установлено, что операция фиктивна, ее следует признать недействительной
Причем признать сделку фиктивной имеет право не кто угодно, а только суд*. На это прямо указывает ч. 2 ст. 234 ГКУ.
* Другое дело — признание сделки ничтожной. Ведь согласно ч. 2 ст. 215 ГКУ в случае, если законом сделка признана ничтожной (недействительной), то признание такой сделки недействительной судом не требуется. Как пример такой сделки можно привести операцию с контрагентом, зарегистрированным на временно оккупированных территориях, который не перерегистрировался на другую территорию Украины. В этом случае ничтожность установлена ч. 2 ст. 13 Закона Украины от 15.04.2014 № 1207-VII (детали в «ФЛП из оккупированной территории: проблемы с контрагентами» // «Налоги & бухучет», 2023, № 40).
Получается, что налоговики не имеют права выписывать НУР на основании того, что им якобы кажется, что операции по договору бестоварные. Поскольку до тех пор, пока не будет решения суда о недействительности такой сделки, ее нельзя называть фиктивной.
В то же время налоговики на практике игнорируют эти требования. Если так получилось, то плательщик налога должен доказывать, что его операция не является фиктивной.
Чтобы доказать реальность операции, плательщику налога следует иметь разного рода подтверждения. Что это за подтверждения, выясним дальше.
Документальное подтверждение
Плательщик налога должен иметь соответствующие первичные документы, а именно акты, накладные, счета и т. п. Такие первичные документы должны быть должным образом оформлены, чтобы не было сомнения в фактическом осуществлении операции.
Так, если речь идет о:
1) предоставлении всевозможных работ/услуг, которые теоретически могут вызвать подозрения у проверяющих, то лучше, чтобы и в первичных документах, и в договорах, на основании которых выполнены такие работы/услуги, и спецификациях к ним было четко прописано как можно больше деталей о сроках, условиях, видах работ, их сложности, специфичности, ответственных лицах и т. п.
Если был субподряд, не помешают документы или расчеты, которые доказывают, что собственными силами (без привлечения субподрядчиков) работы для заказчика выполнить было невозможно;
2) продаже товара, то нужно иметь не только документы на поставку товаров (расходные накладные, акты приема-передачи), но и документы, которые подтверждают доставку товара, например транспортные квитанции, ТТН, доверенности;
3) производстве продукции и/или предоставлении работ/услуг, то здесь надо иметь документы, которые подтвердят именно их производство/предоставление, а не только продажу.
Для этого плательщик налога должен:
— во-первых, сообщить фискалам через ф. № 20-ОПП о наличии материальных ресурсов, через уведомление о приеме работников на работу и Объединенную отчетность о наличии трудовых ресурсов, которые дают возможность заниматься производством;
— во-вторых, иметь подробно составленную калькуляцию стоимости производства товаров/услуг. Особенно важно наличие таких документов, когда работы/услуги выполняются хозспособом.
Также желательно иметь и другие документальные факты, которые подтверждают выполнение операций, например, будет хорошо, если плательщик налога будет иметь на руках официальную и неофициальную переписку между сторонами, документы, которые подтверждают командировку (ваших работников или к вам — работников контрагента) и т. п.
Следовательно,
от того, реальность какой операции следует подтвердить, будет зависеть перечень документов, которые должен будет иметь плательщик налога
В то же время наличие правильно оформленных документов на осуществление операции еще не гарантирует, что такая операция будет точно признана реальной. Ведь, по мнению судов, реальность (фактическое) совершения хозяйственных операций возникает в результате движения активов, изменения обязательств или собственного капитала плательщика, соответствия экономическому содержанию хозяйственных операций, оформленных должным образом первичными документами (см., например, постановления ВС от 05.10.2022 по делу № 640/12691/19 и от 14.08.2024 № 560/12984/23 и т. п.).
Поэтому кроме наличия документов, которые подтверждают осуществление хозяйственной операции, нужно иметь и другие доказательства реальности операции. Что это за доказательства, выясним дальше.
Фото-/видеофиксация
Подтвердить реальность осуществления операции можно путем осуществления фото-/видеофиксации самой операции. Достаточно часто этот вариант подходит для случаев, когда налоговики говорят о нереальности выполнения работ / предоставления услуг. На практике к такому виду доказательств очень часто прибегают при предоставлении рекламных услуг, проведении выставочных мероприятий и т. п.
Причем, на наш взгляд, в качестве доказательства реальности осуществления операции можно брать как специально сделанные фото-/видеосьемки осуществления операции, так и фиксирование ее осуществления из камер видеонаблюдения. Ведь и в первом, и во втором случае, опираясь на эти фото-/видеодоказательства, можно подтвердить, когда/как/кем ввозились-завозились товары/материалы или предоставлялись услуги.
Для того, чтобы суды при проведении судебных заседаний с налоговиками обратили на них внимание, придется предоставить их в составе доказательной базы.
Причем, чтобы не было проблемы с такими доказательствами, нужно, чтобы на фото-/видеоматериалах были указаны дата и время проведения съемки и чтобы эти фото-/видеоматериалы были достаточно четкими и давали однозначное восприятие картины происходящего. Поэтому экономить на этом не стоит.
К сведению! Опираясь на фото-/видеофиксацию, можно подтвердить не только факты проведения самих хозяйственных операций, но и доказать, что их выполняли соответствующие и уполномоченные на это лица.
Реальность контрагента
Кроме всех прочих доказательств реальности осуществления операции, не будет лишним позаботиться о подтверждении не только реальности осуществления самой операции, но и о реальности выполнения взятых на себя обязательств контрагентом.
Достаточно часто налоговики настаивают, что если контрагент не отражает в налоговой отчетности информацию, которая удостоверяет наличие у него основных фондов, транспортных средств, необходимых для осуществления хозяйственных операций, или трудовых ресурсов, то операция с ним является нереальной, потому что у такого лица отсутствует возможность фактического осуществления хозяйственных операций (см. постановление ВС от 12.10.2022 № 520/2388/2020).
Чтобы убедить фискалов в том, что контрагент имеет возможность исполнить взятые на себя обязанности, плательщику налога стоит по возможности запастись документами, которые подтвердят наличие у контрагента трудовых ресурсов (соответствующей квалификации), разрешительных документов (если они нужны) для проведения соответствующих хозопераций и т. п. Для этого стоит попросить у контрагента копии соответствующих документов (свидетельств/паспортов/актов введения в эксплуатацию недвижимости, транспортных и других техсредств, оборудования (и т. п.), договоров аренды складских/производственных помещений, других активов, штатного расписания, которое содержит данные о квалифицированном персонале, и других документов).
Обращаем внимание! Обычно налоговики делают вывод о нереальности операции с оглядкой на контрагента, опираясь лишь на налоговую информацию из своих информационно-аналитических баз. Реальных доказательств этих фактов (подтвержденных документально, например, данными проверки) налоговики не предоставляют. Поэтому если иметь документы, которые подтвердят возможность контрагента осуществить операцию, то отбиться от нападок будет несложно. Детали ищите в «Доказывание налоговиками нереальности хозяйственной операции» // «Налоги & бухучет», 2023, № 51.
Когда доказательств маловато
Даже если у налогоплательщика будут на руках все вышеупомянутые доказательства реальности операций, это не значит, что у него не возникнет проблем с реальностью операций. Ведь фискалы просто могут их проигнорировать и будут продолжать настаивать на нереальности операции.
Суд с налоговиками. Тогда, чтобы доказать реальность, придется идти в суд. Чтобы выиграть такой суд, нужно предоставить все имеющиеся доказательства реальности операции, то есть первичные документы, фото-/видеоматериалы, которые подтверждают осуществление операции, а также данные о контрагенте, если именно это стало основанием признания операции нереальной.
Кроме того, будет неплохо получить подтверждение операции из внешних источников, а именно привлечь:
— компетентные сторонние лица, наподобие всяческих экспертов, оценщиков и т. п., которые бы оформили документы, прямо или опосредствовано подтверждающие реальность договора/операции. Привлекать экспертов целесообразно для определения/фиксации характеристик (состояния/параметров/качества) поставленных товаров, оценки сложности, трудоемкости, стоимости, качества (и т. п.) выполняемых работ / предоставленных услуг, решения технических проблем, а также для выполнения каких-то специальных работ (тестирования методов, испытания материалов, конструкций) и т. п.;
— свидетелей, как своих работников, так и сторонних лиц (кладовщиков, охранников и т. п.), для подтверждения, что они своими глазами видели осуществление этих операций. А именно, что они видели конкретные события (заезд/выезд транспорта, вход/выход и выполнение работ конкретными лицами на объекте плательщика и т. п.), которые происходили в действительности, и потому могут подтвердить реальность операции.
Суд с контрагентом. Чтобы не доводить дело до суда с налоговиками, можно как превентивный шаг осуществить судебные тяжбы со своим контрагентом. Это может быть судебная разборка относительно какого-то пустяка, в том числе и какого-то незначительного финансового возмещения. Главная суть такого спора — подтвердить сам факт осуществления операции с таким контрагентом.
При этом не имеет значения, кто выйдет победителем в этой судебной тяжбе. Главным будет то, что сам факт рассмотрения и наличие по нему судебного решения фактически станут подтверждением реальности хозопераций. Но ввязываться в такие судебные тяжбы следует перед тем, как фискалы смогут заявить о нереальности операции. То есть тогда, когда у плательщика только появились опасения, что налоговики могут признать операцию нереальной.
Выводы
- Чтобы подтвердить реальность осуществления операции, нужно прежде всего позаботиться о наличии должным образом оформленных документов, которые подтверждают ее осуществление.
- Как доказательство реальности операции неплохо иметь фото-/видеофиксацию разных этапов осуществления операции.
- Если сотрудничаете с не очень надежным контрагентом, позаботьтесь о получении доказательств его возможности осуществлять деятельность.
- Если дело дойдет до судебных баталий с фискалами, то кроме документов на осуществление операции и фото-/видеофиксации, не лишним будет получить экспертные заключения и свидетельства лиц, которые могут подтвердить осуществление операции.