ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Компенсация расходов по разминированию земучастков сельхозназначения, которое произошло начиная с 15.04.2024, предоставляется в размере 100 % стоимости такого разминирования
В начале весны Кабмин решил поддержать агротоваропроизводителей путем предоставления компенсации расходов за гуманитарное разминирование земель сельхозназначения. Механизм предоставления такого вида компенсации прописан в Порядке № 284*. Подробно о нем читайте в «Разминирование сельхозземель: правила получения компенсации» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38.
С тех пор прошло уже больше чем полгода, и за это время Кабмин несколько раз (комментируемыми постановлениями) уточнял правила предоставления такой компенсации. Поэтому наступило время напомнить о том, как, кому и за что на сегодня предоставляется компенсация на разминирование.
Получатели компенсации. Как и раньше, рассчитывать на получение компенсации за разминирование могут юрлица и ФЛП, которые производят товарную сельхозпродукцию на собственных и/или арендованных земучастках сельхозназначения (п. 2 Порядка № 284).
В то же время на сегодня, в отличие от первоначального варианта предоставления компенсации, получить ее могут не только аграрии, которые лишь намереваются осуществить такое разминирование, но и те, которые осуществили разминирование в период с 24.02.2022 по 15.04.2024 (п. 2 Порядка № 284).
Размер помощи. Изменился также размер компенсации за разминирование. Так, в первой редакции аграрий имел право рассчитывать только на компенсацию из госбюджета 80 % стоимости разминирования. Остальные 20 % он должен был профинансировать сам.
На сегодня, когда речь идет о компенсации расходов за еще не разминированные земли, аграрий имеет право рассчитывать на компенсацию в размере 100 % стоимости услуг по разминированию.
А вот что касается разминирования, которое было осуществлено в период с 24.02.2022 по 15.04.2024, то в этом случае размер компенсации несколько меньше. Он не может превышать 80 % стоимость услуг по разминированию, определенных в соответствии с Методрекомендациями № 9180**, и при этом не может быть больше 80 % фактически понесенных расходов (п. 3 Порядка № 284).
На какие земли распространяется помощь. На сегодня компенсация расходов на разминирование распространяется на две категории земель (п. 4 Порядка № 284):
1) земли, размещенные на территориях, на которых не велись боевые действия или которые не были во временной оккупации. То есть речь идет о землях, вообще не упомянутых в Перечне № 309***;
2) некоторые земли, размещенные на территориях, на которых велись боевые действия или которые были во временной оккупации согласно Перечню № 309, а именно речь идет о землях из территории:
— возможных боевых действий — для которых определена или не определена дата прекращения таких боевых действий;
— активных боевых действий — для которых определена дата завершения боевых действий;
— активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, — для которых определена или не определена дата завершения боевых действий;
— временно оккупированных территориях — для которых определена дата завершения временной оккупации.
Требования к получателям. Чтобы иметь право на компенсацию, аграрий должен соблюдать требования, которые перечислены в п. 6 Порядка № 284. Если сравнивать эти требования с теми, которые были установлены сначала, то изменение одно и оно в сторону смягчения.
Так, чтобы иметь право получить компенсацию расходов на разминирование, у агрария не должно быть налогового долга на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором поступили заявки в бюджетное учреждение «Центр гуманитарного разминирования» на получение компенсации. Причем раньше речь шла о любых видах налогового долга. Теперь же
во внимание не принимается налоговый долг по плате за землю и сельхозЕН
Все остальные требования (не быть банкротом, не быть «под санкциями», введенными согласно решениям СНБО, а также не иметь конечным бенефициаром гражданина государства-агрессора-оккупанта или лицо, которое имеет отношение к террористическим организациям) остались неизменными.
Компенсации под будущее разминирование. Алгоритм предоставления компенсации за будущее разминирование, по сравнению с первичной редакцией, практически не изменился. То есть происходит она так:
— аграрий подает заявку на получение компенсации в Центр через Государственный аграрный реестр (ГАР). Такая заявка подается до 15 ноября;
— Центр проверяет заявку: отвечает ли сам аграрий и его земли установленным требованиям, а также вообще может ли оператор противоминной деятельности осуществить разминирование;
— если все хорошо, то Центр от имени агрария проводит закупку услуг по разминированию по процедуре, установленной для проведения публичных закупок;
— после выбора предоставителя услуг по разминированию (он не должен быть связанным лицом с аграрием) аграрий должен открыть счет в банке, куда из бюджета будет перечислена компенсация в размере стоимости разминирования;
— после разминирования и оформления первичных бухгалтерских документов по разминированию и копии сертификата или гарантийного листа о разминировании средства уплачиваются оператору противоминной деятельности, а аграрий получает документы для отражения операций в бухучете.
Порядок отражения в учете и налогообложения этой компенсации не изменился. Его можно вспомнить, заглянув в «Разминирование сельхозземель: правила получения компенсации» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38.
Компенсация за прошлое разминирование. По действующим на сегодня правилам получить компенсацию расходов можно и в случае, когда разминирование состоялось в период с даты начала военного положения и по 15.04.2024. То есть речь идет о случаях, когда аграрий уже сам оплатил услуги по разминированию или сам осуществил такое разминирование своими силами, а теперь просто получает компенсацию понесенных расходов.
Так вот, в этом случае процедура получения несколько иная, чем описана выше, а именно для получения компенсации стоит (п. 171 Порядка № 284):
1) подать в Центр в электронной форме:
— заявку согласно приложению 4 к Порядку № 284;
— копию договора о предоставлении услуг по разминированию;
— копию акта предоставленных услуг по разминированию сельхозземель;
— копию платежной инструкции или другого документа, который подтверждает факт осуществления расчетов за услуги по разминированию в период до 15.04.2024.
Если земли разминировал сам аграрий, то для получения компенсации вместе с заявкой подают первичные бухдокументы, которые подтверждают этот факт, в частности акт выполненных работ, калькуляцию расходов.
Подавать все эти документы следует не через ГАР, а по адресу электронной почты, определенному Центром.
Такую заявку и документы в текущем году подают до 15 ноября;
2) ожидать, пока Центр проверит данные, указанные в заявке и документах, поданных к ней;
3) если Центр согласится предоставить компенсацию (о чем информируют агрария), то определенная сумма компенсации поступит на текущий счет агрария, который указан в заявке.
Что касается отражения компенсации в бухучете, то в момент, когда аграрию поступит компенсация, он должен:
— признать дебиторскую задолженность, то есть осуществить проводку: Дт 377 — Кт 482 (есть подтверждение финансирования и аграрий выполнил условия финансирования (п. 16 НП(С)БУ 15));
— показать доход от целевого финансирования: Дт 482 — Кт 718 (поскольку речь идет о поддержке под прошлые (уже понесенные) расходы (п. 19 НП(С)БУ 15));
— закрыть дебиторскую задолженность на сумму полученной компенсации путем осуществления записи: Дт 311 — Кт 377.
Что касается налогового учета, то полученную компенсацию:
— плательщик налога на прибыль отразит по правилам бухучета. Причем это касается как малодоходников, так и высокодоходников. Ведь налоговых разниц для таких операций не предусмотрено;
— плательщик ЕН группы 3 не будет относить в обложенный налогом доход на основании п.п. 4 п. 292.11 НКУ;
— плательщик сельхозЕН включит в общий доход и потом исключит из расчета сельхоздоли через стр. 3.1 Расчета сельхоздоли (см. «Доход по программе «5-7-9» не влияет на размер сельхоздоли!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 24).
Сергей Децюра, налоговый эксперт