Налоговый долг и единый налог
На сегодня есть две почти аналогичных нормы, требующих от плательщика ЕН, который имеет налоговый долг, покинуть упрощенку и перейти на общую систему. Обе они содержатся в п.п. 298.2.3 НКУ, но в разных его подпунктах.
Первая норма изложена в п.п. 8 п.п. 298.2.3 НКУ. В соответствии с ней, если сумма налогового долга, которая числится за плательщиком ЕН группы 1 — 3, превышает 3060 грн (этот размер определен абзацем третьим п. 59.1 НКУ) и она по нему учитывается на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов, то плательщик ЕН должен перейти на общую систему — в последний день второго из этих двух последовательных кварталов. Детали ищите в статье «У ФЛП долг по акцизу и ЕН с начала войны: как это влияет на право быть упрощенцем?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 61.
Вторая норма содержится в п.п. 81 п.п. 298.2.3 НКУ (появилась она там с 1 декабря 2024 года). В соответствии с ней плательщики ЕН групп 2 — 3, которые считают МНО и при расчете МНО за последний налоговый год получили положительное значение, будут лишены статуса плательщика ЕН в случае наличия любого размера налогового долга по ЕН на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов. Детали ищите в «МНО-нововведения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Как видим, в обоих случаях плательщик ЕН, который имеет налоговый долг в течение определенного времени, должен добровольно покинуть ЕН и перейти на общую систему. Для этого стоит подать заявление об отказе от ЕН не позже чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (п.п. 298.2.1 НКУ).
Если плательщик ЕН этого не сделает сам, то это должны сделать налоговики после осуществления проверки. Такое право фискалам дает п. 299.11 НКУ. В нем говорится, что аннулирование ЕН-регистрации после выявления такого нарушения проверкой проводится по решению налогового органа, принятому на основании акта проверки, с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено нарушение*. То есть
фискалы, которые самостоятельно выявили долговое нарушение, сбросят субъекта хозяйствования (как юрлицо, так и ФЛП) с ЕН на основании акта проверки задним числом
* В таком случае ФЛП имеет право вернуться на упрощенную систему налогообложения только после окончания четырех последовательных кварталов с момента принятия фискалами такого решения.
Причем за время нелегального пребывания на ЕН начислят налог, как за период пребывания на общей системе.
Но если у плательщика ЕН есть долговое нарушение правил пребывания на ЕН и налоговики принудительно аннулировали ЕН-регистрацию, это еще не говорит о прощании с упрощенной системой. Ведь, как свидетельствует практика, достаточно часто налоговики аннулируют регистрацию плательщиков ЕН незаконным способом. А это дает возможность упрощенцу правдами и неправдами остаться на ЕН.
Как восстановиться в рядах плательщиков единого налога
За что можно зацепиться. В самом п. 299.11 НКУ, который говорит об аннулировании плательщика ЕН из-за наличия долга, не сказано, на основании какой проверки налоговая должна принимать решение об аннулировании регистрации плательщика ЕН. Учитывая это,
налоговики достаточно часто принимают такое решение на основе акта камеральной проверки
Оно и не удивительно. Ведь налоговый долг можно выявить, не выходя из помещения налоговой только по базам данных налоговой.
Но, на наш взгляд, из системного анализа ст. 75 НКУ, которая определяет порядок проведения всех видов проверок, следует, что
сбрасывать с ЕН налоговики должны не на основании камеральной, а именно на основании документальной проверки
Объясняется это тем, что:
1) предметом камеральной проверки могут быть исключительно ошибки (нарушения) в налоговой отчетности и/или ее неподача (несвоевременная подача) (п.п. 75.1.1 НКУ);
2) предметом документальной проверки, как это предусмотрено п.п. 75.1.2 НКУ, является вопрос своевременности начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов.
А это дает право говорить, что действующим законодательством:
— во-первых, не предусмотрено такого предмета камеральной проверки, как проверка соблюдения правил пребывания на ЕН;
— во-вторых, не предусмотрены возможности осуществления во время камеральной проверки любого анализа норм действующего законодательства на предмет полноты начисления налогов и сборов.
Исходя из этого делаем закономерный вывод:
принятие контролирующим органом решения об аннулировании регистрации плательщика ЕН на основании камеральной проверки является незаконным
А потому если плательщик ЕН потерял право находиться на ЕН именно на основе камеральной проверки (а не документальной), то это решение было принято с нарушением процедуры ЕН-аннулирования. А следовательно, у плательщика ЕН есть право отменить аннулирование регистрации. Даже если решение контролеров, принятое на основе камеральной проверки, является правомерным (плательщик ЕН допустил нарушение, которое вынуждает покинуть ЕН).
Конечно, придется обжаловать решение контролеров именно в суде. Ведь наверняка все налоговые инстанции с вышеозвученным подходом будут не согласны.
Судебная практика. Радует то, что суды обычно в рассмотрении подобных дел становятся на сторону налогоплательщиков (см. постановления ВСУ от 26.02.2019 по делу № 805/1396/17-а, от 05.02.2019 по делу № 805/206/17-а, а также постановление Седьмого апелляционного админсуда от 18.02.2025 по делу № 600/3386/24-а, постановление Восьмого апелляционного админсуда от 19.03.2025 по делу № 380/4454/24 и т. п.).
Слуги Фемиды в своих постановлениях вторят одно и то же: без документальной проверки нельзя лишить статуса плательщика ЕН, даже если у упрощенца есть налоговый долг, который вынуждает его покинуть ряды упрощенцев.
Хотя недавно появилось одно негативное судебное решение (см. постановление Второго апелляционного админсуда от 20.03.2025 по делу № 520/29143/24). В нем судьи апелляционной инстанции согласились с выводами судей первой инстанции о том, что налоговики могут сбросить с ЕН даже на основе камеральной проверки.
Сделали такой вывод судьи из-за того, что в п. 299.11 НКУ прямо упоминается, что на основе документальной проверки сбрасывают с ЕН только плательщиков сельхозЕН (см. в «Без проверки из когорты сельхозЕН не исключают!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 23). О других плательщиках ЕН в п. 299.11 НКУ такого требования нет. А потому игнорируя любые другие аргументы, они считают, что аннулирование регистрации плательщика ЕН на основе камеральной проверки является законным.
Этот вывод противоречит выводам целого ряда постановлений ВС. Потому будем надеяться, что ВС (если к нему обратится упрощенец) отбросит эти доводы апелляции и придет к тому же заключению, что и раньше.
Хотя в любом случае мы бы хотели предостеречь всех плательщиков ЕН. Тот факт, что из-за процедурных нюансов они могут защитить свое право быть плательщиком ЕН, не отменяет самого нарушения правил пребывания на ЕН. А потому даже если налоговики проигрывают в суде, то у них все равно остается шанс аннулировать ЕН-регистрацию. Для этого контролерам следует просто прийти на документальную проверку и аннулировать ЕН-статус на законных основаниях. И тогда выкрутиться уже не удастся.
Поэтому советуем не допускать возникновения налогового долга или хотя бы держать его (если это возможно) в рамках, которые не вынуждают покинуть ЕН.
Выводы
- На сегодня есть два основания, которые вынуждают плательщиков ЕН покинуть ряды упрощенцев при наличии налогового долга в течение определенного времени.
- Если нарушитель не покинет упрощенку сам, то его с ЕН должны сбросить налоговики. Делать это они обязаны на основании именно документальной проверки.
- Когда регистрация плательщика ЕН будет аннулирована на основании камеральной проверки, то через суд субъекты хозяйствования восстанавливают свой статус плательщика ЕН.