zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=42825
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Для выбора или подтверждения статуса плательщика сельхозЕН юрлицо должно подать расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства только с общей декларацией по сельхозЕН.
Общий алгоритм. Для того, чтобы впервые стать плательщиком сельхозЕН или подтвердить такой статус на следующий год, юрлицо не только должно соблюдать требования, предусмотренные п.п. «а» п. 291.4 НКУ, но и обязано в начале года (не позже 20 февраля) подать налоговикам определенный пакет документов.
Перечень таких документов и ГНИ, в которые их следует подать, приведен в п.п. 298.8.1 НКУ. Детали ищите в «Как стать плательщиком сельхозЕН группы 4 в 2025 году» // «Налоги & бухучет», 2025, № 10. Там говорится, что для приобретения или подтверждения статуса плательщика сельхозЕН следует подать не позже 20 февраля:
1) в налоговую по местонахождению юрлица одну общую декларацию по сельхозЕН вместе с:
— приложением 1 с данными о землях;
— приложением 3 с расчетом МНО*;
— Расчетом сельхоздоли;
2) в налоговую по местонахождению земли — отчетные декларации по сельхозЕН (отдельно по земле, расположенной на территории одной территориальной громады) вместе с:
— приложением 1 с данными о землях;
— приложением 3 с расчетом МНО;
— Расчетом сельхоздоли.
* Подавать приложение 3 с расчетом МНО п.п. 298.8.1 НКУ не требует. Но такая необходимость следует из п. 2971.1 НКУ. Поэтому, по мнению фискалов, без его подачи стать впервые или подтвердить на следующий год статус плательщика сельхозЕН не удастся. Детали ищите в «Приложение 3 с расчетом МНО подают при переходе на сельхозЕН» // «Налоги & бухучет», 2025, № 10.
Проблемы с подачей Расчета. На практике в последние годы было много дискуссий по следующему поводу:
стоит ли Расчет сельхоздоли подавать с отчетными декларациями по сельхозЕН?
Причины этого крылись в том, что:
1) Расчет сельхоздоли, хотя и формально, является приложением к декларации по сельхозЕН (он упомянут в конце формы декларации, а именно в таблице «До декларації додаються» как одно из приложений), но он:
— подается отдельно от самой декларации и других приложений, которые вместе с Расчетом сельхоздоли упомянуты в конце декларации как приложение;
— утвержден отдельным приказом Минагрополитики (приказ Минагрополитики от 26.12.2011 № 772), а не приказом Минфина, которым утверждена сама форма декларации по сельхозЕН. А следовательно, этот расчет не является неотъемлемой составляющей такой декларации. Поэтому не удивительно, что налоговики позволяют при допущении ошибки только в этом Расчете делать уточнение только в нем без подачи деклараций по сельхозЕН (БЗ 108.02.05);
2) если и общую, и отчетные декларации подают в одну налоговую (например, все земли агрария расположены в одной громаде или в разных, но подконтрольных одной налоговой), то аграрию приходилось подавать в одну налоговую две идентичных формы Расчета сельхоздоли.
Учитывая все это, многие из аграриев на практике, вместо того чтобы подать два Расчета сельхоздоли, подавали в налоговую только один экземпляр. Хотя при заполнении как общей, так и отчетной декларации по сельхозЕН в конце (в таблице «До декларації додаються») указывали отметку «Х» о том, что с каждой такой декларацией подан Расчет сельхоздоли.
И что не могло не радовать: налоговики на местах к этому относились лояльно и давали право аграрию быть в будущем году плательщиком сельхозЕН.
В то же время официально давать разрешение на подачу только одного Расчета сельхоздоли никто не спешил.
А без официального разрешения на подачу только одного Расчета сельхоздоли можно было попасть в беду. Ведь у налоговиков был формальный повод отказать аграрию в регистрации плательщиком сельхозЕН. И потому мы всегда рекомендовали подавать столько Расчетов сельхоздоли, сколько деклараций (общих и отчетных) подано в налоговую.
Новый подход фискалов. И вот на днях налоговики решили изложить свое видение ситуации с подачей Расчета сельхоздоли. В комментируемом разъяснении они четко заявили, что
аграрий не подает Расчет сельхоздоли вместе с отчетными декларациями в контролирующий орган по месту расположения земельных участков (независимо от местонахождения таких земельных участков — по основному или неосновному месту учета)
Причем налоговики даже привели аргументы, почему они так считают. А именно они посмотрели на саму форму Расчета сельхоздоли и заметили, что в стр. 6 следует указывать наименование контролирующего органа по основному месту учета плательщика налога. Учитывая это и тот факт, что по основному месту учета подается общая декларация по сельхозЕН, они решили, что самой формой Расчета сельхоздоли не предусмотрена его подача в контролирующий орган по месту расположения земельного участка, то есть вместе с отчетными декларациями по сельхозЕН.
Аргумент так себе. Но они старались.
Наше мнение. Если не учитывать требования НКУ, а только помнить, что Расчет сельхоздоли, независимо от того, подается ли он вместе с общей или с отчетной декларацией, будет всегда иметь одни и те же данные, то можно считать подход фискалов достаточно взвешенным.
На стороне такого подхода стоит и то, что общая декларация по сельхозЕН является аналогом заявления на выбор сельхозЕН. И именно на основе ее данных налоговики должны принимать решение, будет аграрий в следующем году плательщиком сельхозЕН или нет. А для принятия такого решения большую роль играет достижение аграрием в прошлом году размера сельхоздоли на уровне 75 % (а для некоторых аграриев во время действия ВП — 50 % предела*).
* Детали в «Доход от экскурсий на ферму и сельхоздоля» // «Налоги & бухучет», 2024, № 99 (ср. ).
На основе же отчетных деклараций происходит непосредственное начисление сельхозЕН. И для такого начисления размер сельхоздоли роли не играет. А потому получается логичным вывод фискалов о том, что большой необходимости в подаче вместе с отчетными декларациями расчета сельхоздоли нет.
Впрочем, существует положение п.п. 298.8.1 НКУ, требующее от всех аграриев, которые желают быть в следующем году плательщиками сельхозЕН, подачи Расчета сельхоздоли контролирующим органам не только по своему местонахождению (с общей декларацией по сельхозЕН), но и по месту расположения земельных участков, то есть с отчетными декларациями по сельхозЕН.
И, к сожалению, эта норма является тем аргументом, который не дает возможность нам и многим аграриям просто на веру принять выводы, сделанные контролерами в комментируемом разъяснении.
Поэтому мы считаем, что те аграрии, которые не желают рисковать, должны или подавать Расчет сельхоздоли также с отчетной декларацией по сельхозЕН, или получить в свой адрес индивидуальное разъяснение, в котором фискалы подтвердят вывод, сделанный в комментируемом разъяснении.
Тем же, кто верит на слово фискалам и будет подавать только один Расчет, хотелось бы сказать, что реально можно обойтись без подачи Расчета с отчетной декларацией только в том случае, когда и общая, и отчетная декларации подаются в одну ГНИ. Ведь Расчет сельхоздоли подается как отдельный документ, и в нем никоим образом не идентифицировано, с какой декларацией по сельхозЕН он подается (он не содержит ни номера, ни других регистрационных данных, которые бы говорили об этом). А потому только в этом случае можно говорить, что один поданный Расчет будет касаться обоих видов деклараций по сельхозЕН, которые поданы в ГНИ.
Если же земли агрария находятся в разных территориальных громадах, которые подконтрольны разным ГНИ (общая и отчетная декларации поданы в разные ГНИ), то вот тут такая вера в добропорядочность фискалов может сыграть злую шутку. Поэтому, чтобы не было претензий, лучше именно в этом случае подать Расчет сельхоздоли и в ГНИ по местонахождению земли (вместе с отчетной декларацией). Времени на заполнение такого расчета и на его подачу аграрий потратит немного, а вот от возможных проблем это его точно убережет.