Формат финотчетности для НПО
Приоритет — микроФО. По требованиям ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете* и п. 2 Порядка № 419** для непредпринимательских обществ (кроме тех, которые обязаны составлять финотчетность по МСФО) установлена сокращенная по показателям годовая финансовая отчетность (ФО) в составе двух форм: Баланса и Отчета о финансовых результатах. При этом содержание, формы и порядок заполнения такой сокращенной финотчетности определены НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность».
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.
** Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением Кабмина от 28.02.2000 № 419.
И, как предусмотрено п.п. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25, НПО составляют сокращенную финансовую отчетность микропредприятия (то есть микроФО) в составе:
— Баланса (по форме № 1-мс) и
— Отчета о финансовых результатах (по форме № 2-мс).
Ну а поскольку речь идет о микроФО, то это значит, что НПО:
— составляют только годовую финотчетность (п. 2 Порядка № 419, поскольку отчетный период — год, квартальную не составляют);
— подают такую годовую финотчетность за 2024 год: в статистику — не позже 28 февраля 2025 года (п. 5 Порядка № 419) и налоговикам — вместе с Отчетом об использовании доходов (прибылей) НПО в 60-дневный срок, не позже 3 марта 2025 года, поскольку 01.03.2025 приходится на выходной день — субботу (п. 46.2, пп. 133.4.7, 49.18.3 НКУ).
Впрочем при подаче финотчетности (в формате с первой буквой «S») через Электронный кабинет или Единое окно она попадает и в статистику, и налоговикам. Поэтому в электронной форме обычно первой подают годовую финотчетность, а уже потом — НПО-отчет с отметкой о поданной финансовой отчетности (см. БЗ 102.20.02). Ведь финотчетность является приложением к НПО-отчету и его неотъемлемой частью (абзац третий п. 46.2 НКУ).
Полная ФО — по желанию. Однако по желанию неприбыльщики могут применять положения НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» и составлять по общим правилам полную финансовую отчетность. Это им позволяет п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1.
Следовательно, согласно требованиям законодательства
НПО должны составлять годовую микрофинотчетность (по формам № 1-мс и № 2-мс) или по желанию могут составлять ежеквартально полную финансовую отчетность. То есть могут выбирать между микроФО и полной ФО
Поэтому с целью составления финотчетности НПО имеет право самостоятельно решить, каким стандартом руководствоваться (НП(С)БУ 25 или НП(С)БУ 1) и по какой форме финотчетности (микро- или полной) ей отчитываться. Свой выбор следует закрепить в приказе об учетной политике.
Здесь учтите: если НПО будет отчитываться по полной форме, то и бухучет придется вести по общим правилам и никакие упрощения, определенные п. 7 разд. I НП(С)БУ 25, тогда не светят. Составлять промежуточную (квартальную) финансовую отчетность придется в составе двух форм, а годовую — в составе пяти форм (п. 1 разд. II НП(С)БУ 1, п. 2 Порядка подачи финотчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419).
Еще заметьте, что выбирать разрешено только между микроФО и полной ФО. А вот возможность выбора между малой ФО (ф. № 1-м и № 2-м) и микроФО (ф. № 1-мс и № 2-мс) для НПО НП(С)БУ 25 не предусмотрена. Поскольку по этому стандарту для всех НПО установлена микроФО, независимо от того, отвечает НПО при этом критериям микропредприятия или является малым предприятием.
Позиция налоговиков. Еще до недавнего времени у налоговиков в отношении формата финотчетности, которую должны подавать НПО, было свое видение. Фискалы безосновательно почему-то разделяли НПО на категории (микро-/малые/средние/крупные) и требовали подавать соответственно: от микроНПО — микроФО (по ф. № 1-мс, № 2-мс), от малых НПО — малую ФО (по ф. № 1-м, № 2-м), а от всех остальных НПО — полную годовую финотчетность в составе всех 5 форм. Хотя это прямо противоречило бухзаконодательству.
Причем позиция фискалов оставалась неизменной даже после появления разъяснения от Минфина, который доказывал, что по законодательству любые НПО (независимо от их размеров) должны составлять микрофинотчетность или по выбору — полную ФО (см. письмо Минфина от 10.03.2023 № 41010-07-10/6640, статью «Неприбыльные организации подают микрофинотчетность: напоминание от Минфина» // «Налоги & бухучет», 2023, № 28).
На сегодня налоговики в отношении формата финотчетности у НПО наконец изменили мнение на правильное, которое отвечает бухнормативке, и согласились, что с учетом требований п.п. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 НПО составляют годовую микроФО (по ф. № 1-мс, № 2-мс)
В то же время по желанию НПО могут применять положения НП(С)БУ 1 и составлять по общим правилам полную финотчетность ежеквартально. То есть НПО могут выбирать между микроФО и полной ФО (см. БЗ 102.20.02, статью «Неприбыльщики составляют микрофинотчетность: налоговики уже согласны» // «Налоги & бухучет», 2024, № 52).
Бухучетные нюансы у неприбыльщиков
Бухгалтерский учет неприбыльных организаций подчиняется общим правилам. Но есть и послабления, которые приведем ниже.
План счетов бухучета. Неприбыльные организации по собственному решению могут применять:
— или упрощенный План счетов бухгалтерского учета (утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 № 186, см. п. 2 этого приказа). Но это возможно только в случае, если НПО составляет микроФО в соответствии с НП(С)БУ 25;
— или общий План счетов бухучета (утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 № 291).
В последнем случае НПО, как и все остальные предприятия, ведут учет расходов на счетах класса 9 «Расходы деятельности» с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Расходы по элементам» (разд. I Инструкции № 291*). То есть учет расходов НПО могут вести с использованием счетов классов 9 и 8 или только класса 9.
При этом доходы и расходы НПО признают по бухучетным правилам, то есть по методу начисления — в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств (ст. 4 Закона о бухучете, БЗ 102.04).
В случае применения упрощенного Плана счетов при необходимости детализации и аналитической учетной информации НПО могут открывать к счетам дополнительные субсчета (п. 5 приказа № 186).
Бухучетные упрощения. По требованиям п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 непредпринимательские общества могут:
— учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;
— не создавать обеспечения следующих расходов и платежей (на оплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признавать соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;
— текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.
Это, по-видимому, и все бухучетные особенности, предусмотренные бухнормативкой для неприбыльщиков. Во всем же остальном НПО при ведении бухучета и составлении финотчетности руководствуются общими правилами с учетом специфики своей неприбыльной деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1. Бухучет и финотчетность НПО
| Базовый вариант (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете, п.п. 2 п. 2 разд. I НП(С)БУ 25) | Альтернативный вариант (по желанию) (п. 2 разд. II НП(С)БУ 1) |
| Финотчетность НПО | |
| НПО составляют годовую микроФО по нормам НП(С)БУ 25 (то есть финансовую отчетность микропредприятия) в составе: — Баланса (ф. № 1-мс) и — Отчета о финрезультатах (ф. № 2-мс) | НПО по желанию могут ежеквартально составлять полную ФО в общем порядке по правилам НП(С)БУ 1 |
| Бухучет | |
| могут вести бухучет с упрощениями, предусмотренными п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 | ведут бухучет по общим правилам |
| План счетов | |
| применяют общий или упрощенный План счетов бухгалтерского учета (утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 № 186, см. п. 2 этого приказа) | применяют общий План счетов (утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 № 291) |
Ну а теперь приведем корреспонденции счетов по наиболее распространенным доходам НПО (см. табл. 2).
Таблица 2. Доходы в бухучете НПО
| № п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
| дебет | кредит | ||
| Членские взносы | |||
| 1 | Отражена задолженность по нецелевым членским взносам | 377 | 718 |
| Получены нецелевые членские взносы | 301, 311 | 377 | |
| 2 | Получены нецелевые членские взносы за несколько периодов | 301, 311 | 685 |
| Признан доход текущего периода (по части взносов) | 685 | 718 | |
| Признаны доходы будущих периодов (по взносам, которые относятся к следующим периодам) | 685 | 69 | |
| Финансовая помощь | |||
| 3 | Получена нецелевая помощь | 311 | 718 |
| Доходы от безвозмездно полученного имущества | |||
| 4 | Безвозмездно получены оборотные активы | 20, 22, 28 | 718 |
| 5 | Безвозмездно получены необоротные активы: | ||
| — получен объект основных средств (ОС) | 152 | 424 | |
| — введен объект ОС в эксплуатацию | 10 | 152 | |
| — начислена амортизация объекта ОС | 23, 92, 94 | 131 | |
| — признан доход от безвозмездно полученных ОС пропорционально начисленной амортизации | 424 | 745 | |
| Доход от реализации собственной продукции | |||
| 6 | Отражены расходы на выпуск продукции | 23 | 20, 131, 631, 661, 651, 685 |
| Оприходована готовая продукция | 26 | 23 | |
| Продана продукция собственного производства | 301, 311 | 701 | |
| Списана себестоимость проданной продукции | 901 | 26 | |
| Доход от предоставления услуг | |||
| 7 | Получена плата за услуги | 301, 311 | 703 |
| Списана себестоимость предоставленных услуг | 903 | 23 | |
| Доход от аренды | |||
| 8 | Начислена арендная плата | 377 | 713 |
| Получена арендная плата | 301, 311 | 377 | |
| Пассивные доходы | |||
| 9 | Начислены проценты по депозиту | 373 | 719, 733 |
| Получены проценты по депозиту | 311 | 373 | |
| 10 | Начислены дивиденды | 373 | 731 |
| Получены дивиденды | 311 | 373 | |
| 11 | Начислены проценты на остаток средств на текущем счете | 373 | 719 |
| Зачислены проценты на текущий счет | 311 | 373 | |
Бухгалтерский учет целевых поступлений, полученных НПО, будет следующим (см. табл. 3).
Таблица 3. Учет целевых поступлений (целевого финансирования)
| № п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
| дебет | кредит | ||
| Получение целевого финансирования | |||
| 1 | Получено целевое финансирование (целевые взносы) | 301, 311 | 484 |
| Приобретение за счет целевого финансирования | |||
| 2 | Приобретены ТМЦ, оплачены услуги за счет средств целевого финансирования: | 20, 92, 94 | 631, 685 |
| 631, 685 | 311 | ||
| 3 | Использованы ТМЦ в уставной деятельности | 92, 94 | 20 |
| 4 | Признан доход от целевого финансирования в сумме признанных расходов | 484 | 718 |
| Приобретение ОС за счет целевого финансирования | |||
| 5 | Приобретено ОС за счет целевого финансирования | 152 | 631 |
| 10 | 152 | ||
| 631 | 311 | ||
| 6 | Целевое финансирование, полученное на приобретение ОС, признано доходами будущих периодов | 484 | 69 |
| 7 | Начислена амортизация по ОС | 23, 92, 94 | 131 |
| 8 | Признан доход пропорционально сумме начисленной амортизации | 69 | 745 |
Учет основных расходов НПО приведем в табл. 4.
Таблица 4. Учет расходов НПО
| № п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
| дебет | кредит | ||
| 1 | Приобретены ТМЦ и основные средства | 20, 22, 15 | 631 |
| 2 | Приобретены услуги | 92, 94 | 685 |
| 3 | Отражены расходы на аренду помещения, коммуналку | 92 | 685 |
| 4 | Начислена зарплата, ЕСВ | 92 | 661, 651 |
| 5 | Начислена амортизация ОС | 92 | 131 |
| 6 | Отражены расходы на предоставление услуг (учебных курсов, информационно-консультационных услуг и др.) | 23 | 20, 131, 661, 651, 685 |
| 7 | Списана себестоимость предоставленных услуг | 903 | 23 |
| 8 | Профинансированы расходы, связанные с уставной деятельностью НПО | 949 | 311 |
| Предоставление помощи во время военного положения | |||
| 9 | Приобретены бронежилеты, ГСМ, продукты питания, лекарства (медизделия) и другие товары для предоставления помощи во время военного положения | 203, 209, 28 | 631 |
| 631 | 311 | ||
| 10 | Переданы приобретенные товары ВСУ, теробороне, заведениям здравоохранения, переселенцам и другим получателям | 949 | 203, 209, 28 |
| 11 | Перечислены денежные средства (помощь армии, заведениям здравоохранения) | 949 | 311 |
Выводы
- Для неприбыльщиков НП(С)БУ 25 предусмотрена сокращенная финансовая отчетность микропредприятия (по ф. № 1-мс и № 2-мс). Хотя по желанию НПО могут составлять полную финансовую отчетность по правилам НП(С)БУ 1.
- НПО подают в статистику и налоговикам (вместе с Отчетом об использовании доходов (прибылей) НПО) годовую финотчетность. За 2024 год соответственно: в статистику — не позже 28.02.2025, налоговикам — не позже 03.03.2025.
- Неприбыльные организации, которые руководствуются НП(С)БУ 25, могут вести бухучет с упрощениями или по общим правилам и применять или упрощенный, или общий План счетов.
