zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=42438
ВЫВОД ДОКУМЕНТА
Хозсубъекту, который планирует во время проведения рекламной акции (презентации), публичных мероприятий безвозмездно распространять алконапитки, табачные изделия или ЖЭС, необходимо приобретать лицензию на право розничной торговли такими товарами
Вопрос. Вы уже, наверное, поняли, что эта консультация является ответом на вопрос, нужно ли приобретать лицензию на право розничной торговли алконапитками, табачными изделиями, ЖЭС для бесплатных раздач таких товаров во время рекламных мероприятий и т. п.
Традиционно фискально. Фискалы завели свою старую «шарманку» и уже в условиях действия Закона № 3817** разъяснили так же: лицензию на розничную торговлю товарами, которые будут раздаваться безвозмездно, приобретать необходимо!
Такой же подход от них звучал и во времена Закона № 481***. Старая консультация в БЗ 113.03, конечно, утратила силу, но новая построена аналогично.
Авторы этой консультации теперь уже из Закона № 3817 (п. 76 ч. 1 ст. 1) взяли термин «розничная торговля», который определен как «продажа товаров...». Потом притянули сюда термин «продажа (реализация) товаров» из п.п. 14.1.202 НКУ, который включает и операции по бесплатному предоставлению товаров. И на этом основании сделали вывод об обязательности наличия розничной лицензии для таких операций.
Они отмечают, что при распространении алконапитков и табачных изделий путем безвозмездного их предоставления потребителю право собственности на них переходит к потребителю. И якобы поэтому такие операции рассматриваются как операции по продаже и должны осуществляться только при наличии лицензий на право розничной торговли соответствующими товарами.
Почему мы не согласны. Считаем такой подход сомнительным.
Во-первых, по нашему мнению, в термине «розничная торговля», которая именно и подлежит лицензированию, слово «продажа» используется в общепринятом понимании, которое предполагает оплатную (!) передачу товаров. То есть — предоставление товаров за деньги или за другой товар, а не даром! См. любой толковый словарь. Поэтому операции по бесплатному распространению алко-, табачных или ЖЭС-товаров сюда как-то не вписываются...
Во-вторых, в ч. 2 ст. 1 Закона № 3817 четко определено, какие термины данный Закон «заимствует» из НКУ. И термина «продажа (реализация) товаров» вы там не найдете! Поэтому использование фискалами этого термина считаем некорректным.
В то же время, поскольку такая позиция фискалов является устоявшейся, то убеждать их в незаконности штрафования за рекламные и т. п. раздачи при отсутствии «розничной» лицензии без обращения в суд будет сложно...
Поэтому
производители и оптовые торговцы этими товарами, у которых нет лицензий также и на розничную торговлю, хорошо все взвесьте, прежде чем проводить бесплатные раздачи таких товаров...
Но это не касается малых производств винодельной продукции. Им для розничной торговли алконапитками без добавления спирта (винами виноградными, винами плодово-ягодными, напитками медовыми) «розничная» лицензия не нужна (ч. 12 ст. 16 Закона № 3817). Поэтому для бесплатного распространения таких напитков им хватит и лицензии на производство...
При бесплатных раздачах алконапитков не забывайте также и о возможных (выдуманных фискалами) проблемах такой «продажи» ниже минимальных цен...
Подробнее на эту тему также читайте в статье «Рекламные раздачи алко- и табачных изделий (акциз, лицензии, минцены)» // «Налоги & бухучет», 2022, № 59, содержание которой еще преимущественно актуально...
Столовые вина. Конечно, вывод этой фискальной консультации не касается случаев бесплатных раздач столовых вин. Ведь нормы Закона № 3817 на розничную торговлю столовыми винами не распространяются.
Бесплатное «потребление» на корпоративах и т. п. В то же время напомним, что бесплатное собственно «потребление» алконапитков, табачных изделий или ЖЭС на корпоративах и т. п. наличия лицензии на розничную торговлю не требует. Это следует, в частности, из консультации в БЗ 113.04. Таким образом разъясняют и фискалы, но обычно настаивают при этом на документальном подтверждении и отражении в первичных документах факта проведения корпоративных мероприятий. Поэтому, может, стоит подумать в этом направлении?.. Подробнее читайте в статье «Шампанское работникам на Новый год» // «Налоги & бухучет», 2024, № 102.