Темы статей
Выбрать темы

Рекламные раздачи алко- и табачных изделий (акциз, лицензии, минцены)

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоговики недавно в БЗ (категория 114.04) разместили консультацию* со следующим выводом: если хозсубъект розничной торговли безвозмездно распространяет подакцизные товары (алкогольные напитки, табачные изделия) во время проведения рекламных мероприятий без проведения расчетной операции, то база обложения розничным акцизом отсутствует. Но при этом фискалы настаивают на наличии у такого хозсубъекта лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Давайте вместе проанализируем, корректны ли выводы фискалов. А заодно затронем и вопрос «сожительства» безвозмездной раздачи алкоголя с минимальными розничными (оптовыми) ценами на него.

* https://zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Общее

Начнем с того, что в части розничного акциза упомянутая консультация либеральная. Но эта либеральность по большей части истекает из норм НКУ. Кстати, мы в отношении безвозмездных рекламно-акционных раздач алкогольных и табачных товаров также писали об отсутствии их обложения акцизом в розничной торговле (см. в статье «Уничтоженная/утраченная подакцизка: как платить розничный акциз во время войны» // «Налоги & бухучет», 2022, № 41). Но давайте некоторые моменты проанализируем более подробно: все ли здесь так замечательно?..

Для «затравки». Сначала акцентируем ваше внимание на нескольких моментах.

Во-первых, в вопросе, на который отвечают фискалы в этой консультации, речь идет о безвозмездном рекламном распространении подакцизных товаров, которое осуществляется субъектами сугубо розничной (!) торговли.

Во-вторых, напомним, что с 1 января 2022 года начали облагаться розничным акцизом списания испорченных, уничтоженных товаров или товаров, наличие или местонахождение которых не подтверждено (подробно об этом читайте в статье «Розница-акциз-2022: утеряно = продано» // «Налоги & бухучет», 2022, № 5 и в упомянутом выше материале из № 41). Но вот

списание безвозмездно распространенных товаров во время или в связи с рекламными мероприятиями под обложение розничным акцизом «утерянного» не подпадает,

поскольку рекламные и т. п. случаи не упомянуты в новой норме п.п. 14.1.212 НКУ, которая для целей налогообложения приравняла списание «утерянного» к реализации. Этот наш вывод фискалы тоже подтвердили в данной консультации.

Теперь, анализируя такие «рекламно-презентационные» ситуации, сакцентируемся на отдельных нюансах и немного расширим рассмотренный вопрос. Думаем, это будет на пользу нашим читателям.

Безвозмездные раздачи алкоголя

Здесь все беспроблемно. Ведь никаких других изменений (кроме налогообложения «утерянного») в плоскости взимания розничного акциза с алко-напитков не произошло.

Здесь по-прежнему согласно п.п. 213.1.9 НКУ объектом налогообложения являются операции по реализации хозсубъектами розничной торговли подакцизных товаров (с 1 мая — кроме табачных изделий и ЖЭС). В п.п. 14.1.212 НКУ реализация определена как «продажа пива, алкогольных напитков...» и т. п. гражданам и другим конечным потребителям.

В то же время общий термин «продажа (реализация) товаров» (п.п. 14.1.202 НКУ) предусматривает передачу товаров в собственность как с компенсацией, так и без таковой (операции по безвозмездному предоставлению товаров). Поэтому — можно было бы и по рекламным раздачам нарваться на обложение розничным акцизом, но в пользу либерального подхода здесь срабатывает норма п. 216.9 НКУ, которая определяет дату возникновения налоговых обязательств.

Следовательно, такой датой в отношении реализации хозсубъектами розничной торговли подакцизных товаров является:

— дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом об РРО*;

— дата оформления расчетного документа на сумму проведенной операции, который подтверждает факт продажи, товара (для безналичных расчетов);

— дата поступления оплаты за проданный товар (в случае реализации товаров ФЛП-единщиками).

* Закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР.

Поскольку дата возникновения налоговых обязательств для безвозмездных передач не определена, то не осуществляется и обложение розничным акцизом таких рекламных операций безвозмездного распространения алкогольных напитков.

Именно такой корректный вывод и делают налоговики в консультации, которую мы анализируем.

Безвозмездные раздачи табачки и ЖЭС

Этот либеральный вывод фискалы «оптово» распространяют также и на безвозмездные раздачи табачных изделий и ЖЭС.

Но, как мы уже вспоминали, в консультации речь идет только о субъектах розничной (!) торговли.

Кстати,

вывод фискалов полностью корректен лишь для таких операций, которые состоялись до 1 мая этого года

В то же время, на наш взгляд, начиная с 1 мая здесь уже не все так гладко. Ведь с 1 мая плательщиками розничного акциза с реализации табачки и ЖЭС стали производители и импортеры таких товаров. И именно они с этой даты должны уплачивать розничный акциз со всех видов реализации ими табачных изделий и ЖЭС: как оптом, так и в розницу!

Кроме того, до конца 2022 года розничный акциз продолжают уплачивать и обычные розничные торговцы — но лишь с табачных изделий*, которые были изготовлены до 1 апреля. Подробно о тонкостях взимания в этом году розничного акциза с табачных изделий и ЖЭС читайте в материале «Розничный акциз и МРЦ по табачным и ЖЭС: запутали напрочь!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 37.

* Это не касается ЖЭС, обложение которых розничным акцизом началось только с 01.05.2022. Поэтому обычные розничные торговцы (которые не являются производителями и/или импортерами ЖЭС) розничный акциз с ЖЭС, независимо от даты их производства, вообще не должны были уплачивать и сейчас не уплачивают.

Следовательно, мы считаем, что ответы на задаваемые налоговикам вопросы для розничных торговцев табачными изделиями (и ЖЭС!), а также для импортеров и/или производителей таких изделий должны отличаться. Почему? А потому что с 1 мая вместе с изменением когорты плательщиков изменились и нормы в отношении определения объекта, базы и главное — даты (!) возникновения налоговых обязательств по розничному акцизу, который взимается с реализации табачных изделий и ЖЭС!

«Сугубо розничные» торговцы. Для них либеральный ответ фискалов применим в отношении рекламных раздач табачных изделий и ЖЭС без каких-либо ограничений. Ведь даже с 1 мая (по табачным изделиям, изготовленным до 01.04.2022) розничный акциз они так же уплачивают по старым правилам (см. п. 40 подразд. 5 разд. ХХ НКУ), потому и выводы в отношении безвозмездных раздач таких («до 1-апрельских») изделий будут такими же либеральными. А остальные табачные изделия и ЖЭС (в том числе и их рекламные раздачи) вообще у розничных торговцев с 1 мая розничным акцизом не облагаются. Потому что они с такой даты уже не являются плательщиками этого налога (кроме уже упомянутого исключения).

Производители и/или импортеры (в т. ч. с объемов розничных продаж). По операциям по безвозмездному рекламному распространению табачных изделий и ЖЭС, которые были осуществлены до 1 мая с. г. — проблем никаких. Даже, если такое распространение осуществляли розничные подразделения производителей и импортеров — проблем нет. Старые нормы НКУ и эта консультация в БЗ — тому подтверждение.

А вот начиная с 1 мая, когда производители и импортеры стали плательщиками, в том числе и по оптовым своим реализациям, объектом обложения розничным акцизом у них стали все объемы реализации произведенных/импортированных табачных товаров: как оптом, так и в розницу (если производитель или импортер имеет собственные розничные точки реализации). Базой налогообложения у них стала максимальная розничная цена (МРЦ). А вот датой возникновения налоговых обязательств стала дата реализации табачных изделий и ЖЭС! То есть

для производителей и импортеров налоговые обязательства возникают по дате отгрузки/передачи товаров покупателю, независимо от даты и факта их оплаты! Та же дата распространяется и на их операции по реализации в розницу

То есть либеральный аргумент в отношении связки даты возникновения налоговых обязательств с датой оплаты за реализованные изделия для производителей/импортеров с 1 мая уже не сработает! А поскольку упомянутый термин «продажа (реализация) товаров» (п.п. 14.1.202 НКУ) предусматривает передачу товаров в собственность также и в случае безвозмездной передачи, то теперь — с 1 мая возникли и основания для обложения розничным акцизом безвозмездных рекламных раздач.

Ведь, во-первых, операции по безвозмездной передаче являются реализацией (то есть объектом обложения розничным акцизом), а во-вторых, дата возникновения налоговых обязательств уже никак не связана с оплатой, а привязана к дате передачи/отгрузки табачных изделий и ЖЭС. Базой налогообложения при этом будут те же МРЦ.

Можно попробовать защищаться тем, что норма п.п. 14.1.212 НКУ, в термине «Реализация субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров» до сих пор, кроме алкоголя, содержит табачные изделия и ЖЭС и она не «заточена» под новых плательщиков и их операции с этими товарами. И что в этом определении речь идет лишь о реализации в розницу и только гражданам и прочим конечным потребителям. Но вряд ли такие незначительные нормативные недоработки смогут кого-то убедить. Ведь на практике розничный акциз с 1 мая фактически взимается не только при реализации в розницу (а и оптом), и не только при реализации конечным потребителям.

«Ось така х...., малята»: грустная «сказочка» получилась для производителей и импортеров ... ☹

Наличие лицензии обязательно?

Ссылаясь на нормы Закона № 481* и «педалируя» упомянутый термин «продажа (реализация) товаров» из п.п. 14.1.202 НКУ, фискалы делают вывод об обязательности наличия розничной лицензии для таких операций. Они отмечают, что при распространении алко-напитков и табачных изделий путем безвозмездного их предоставления потребителю право собственности на них переходит к потребителю. И будто бы потому такие операции рассматриваются как операции по продаже и должны осуществляться лишь при наличии лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Кстати, этот подход фискалов, похоже, устоявшийся. Ведь этот вывод ими продублирован из консультации в БЗ 113.03, которая отвечает именно на «лицензионный» вопрос: «нужно ли приобретать лицензию на реализацию алкогольных напитков и табачных изделий, если СХ планирует во время проведения рекламной акции (презентации) безвозмездно распространять алкогольные напитки (табачные изделия)?»**

* Закон «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.1995 № 481/95-ВР.

** https://zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Мы считаем такой вывод слишком натянутым. Ведь в ст. 1 Закона № 481, который именно и регулирует лицензионные вопросы, есть определение термина «розничная торговля», которая именно и подлежит лицензированию. И там речь идет о «продаже», которая в общепринятом понимании предусматривает оплатную (!) передачу товаров***. Поэтому операции по безвозмездному распространению алко- и табачных товаров сюда как-то не вписываются. А использование для этого норм НКУ выглядит сугубо искусственным и не слишком корректным. Ведь

*** Именно за деньги или за другой товар, а не даром! См. любой толковый словарь.

Закон № 481 (см. ст. 1) предусматривает использование из НКУ лишь трех терминов: «горючее», «электронная сигарета» и «ЖЭС»

К тому же для целей раздачи алко- и табачных товаров на корпоративных мероприятиях фискалы не требуют наличия у хозсубъекта лицензии*, хотя и в таких случаях имеет место безвозмездная раздача сотрудникам и/или партнерам. Правда, там они трактуют это как «собственное потребление»...

* https://zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Впрочем, имейте в виду эту позицию фискалов! Хотя у торговцев, которые рекламно раздают алко/табачные товары, обычно соответствующие лицензии есть. Однако если рекламные акции осуществляет какой-то специально «нанятый» для рекламных раздач алко-, табачной и ЖЭС-«наркоты» хозсубъект (физ- или юр-«морда» ☺), то если у него не будет лицензии, налоговики наверняка применят штраф по ст. 17 Закона № 481 (ср. ). Поэтому тогда придется или «проглотить» штраф, или защищаться от налоговиков вышеприведенными аргументами.

Минцены и безвозмездные раздачи алкоголя

У нас периодически любознательные читатели интересуются, имеют ли вообще право торговцы безвозмездно раздавать алкогольные напитки, ведь на них установлены минимальные розничные цены? И не угрожают ли такие раздачи штрафами по ст. 17 Закона № 481? Считаем уместным «в рамках темы» высказаться и на этот счет.

Сначала отметим следующее: ч. 2 ст. 22 Закона «О рекламе» от 03.07.1996 № 270/96-ВР установлено, что реклама алкогольных напитков запрещается, в частности с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий алкогольных напитков). Поэтому такие рекламные «трюки» с безвозмездной раздачей алко-напитков лучше проводить «под эгидой» выставочных мероприятий. Иначе Госпродпотребслужба может наложить на виновного хозсубъекта штраф в размере 5-кратной стоимости распространения рекламы (безвозмездно розданного «бухла»)...

В то же время, Законом № 481 нигде не запрещено безвозмездно распространять образцы товаров, в том числе и алко-напитков, в отношении которых установлены (действующей редакцией постановления КМУ от 30.10.2008 № 957) минимальные розничные (и оптовые) отпускные цены. Да и в рассмотренной нами консультации из БЗ 114.04 о каких-либо запретах в отношении безвозмездного распространения алко- (и табачных) товаров вообще речь не идет.

А предусмотренный ст. 17 Закона № 481 штраф** применяется за оптовую или розничную торговлю коньяком, алкогольными напитками, водкой, ликеро-водочными изделиями и вином по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки. Но, по нашему мнению, в определение терминов «оптовая» и «розничная торговля», приведенных в ст. 1 Закона № 481, безвозмездное рекламное распространение упомянутых товаров, как мы уже отмечали выше, не вписывается. Следовательно, такие передачи не являются торговлей, тем более торговлей, которая осуществляется по каким-либо ценам, ведь при безвозмездном распространении цен никаких вообще нет — ни меньше, ни больше ☺ минимальныых. Но если в рекламных целях вышеупомянутые алко-напитки будут реализовываться, скажем, по каким-то сниженным-символическим ценами (за «1 грн» и тому подобное), то шансы получить этот штраф будут слишком велики.

** В размере 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не меньше 10000 гривень.

Напомним, что фискалы раньше в (уже не действующей) консультации в БЗ 113.05, не особо отягощая себя доказательствами, писали, что реклама алко-напитков на специальных выставочных мероприятиях путем безвозмездного их предоставления «считается розничной продажей алкогольных напитков в понимании Закона № 481»*. А потому за такую раздачу (которая, конечно, ниже установленных минимальных цен) они угрожали применением упомянутого штрафа из ст. 17 Закона № 481. Считаем такой подход незаконным.

* https://zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques

Кроме того, 8 января 2022 года фискалы отменили действие этой консультации. Причиной отмены названо внесение изменений в абзац шестой (!) статьи 1 Закона «О рекламе» пунктом 1 раздела І Закона от 10.09.2021 № 1750-IX. Однако обращаем ваше внимание (!), что абзац шестой ст. 1 Закона «О рекламе» с 2008 года не изменялся! Похоже, фискалы просто выбрали такой бессмысленный повод для отмены своей незаконной консультации...

Однако не исключаем, что они могут впоследствии передумать и «реанимировать» этот незаконный подход — ведь они же фискалят в консультациях о наличии розничной лицензии. Поэтому не стоит сбрасывать этот момент со счетов и слишком расслабляться в отношении этого вопроса — аж пока ГНСУ не выдаст по этому поводу либерального разъяснения...

Выводы

  • Безвозмездные рекламно-акционные распространения сугубо розничными торговцами алкогольных и табачных товаров не облагаются у них розничным акцизом по причине отсутствия даты возникновения налоговых обязательств.
  • Безвозмездные рекламные распространения табачных изделий и ЖЭС, которые осуществляются импортерами и/или производителями этих товаров (в том числе через их розничные пункты реализации), начиная с 1 мая 2022 года должны облагаться розничным акцизом.
  • Фискалы настаивают на обязательности наличия у субъекта, который осуществляет рекламно-акционные распространения алко- и табачных изделий и ЖЭС, лицензии на розничную торговлю такими товарами. По нашему мнению, это требование не слишком законно.
  • Мы считаем, что безвозмездные рекламные раздачи алкогольных изделий не должны считаться их торговлей (в терминах Закона № 481) и на них не распространяются минимальные розничные (или оптовые) отпускные цены. Но не исключаем, что налоговики могут с этим не согласиться, несмотря на отмену их фискальной консультации по этому вопросу.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше