Сразу скажем, что позитивных сдвигов в этом вопросе нет. Как и раньше, это остается проблемой исключительно самих субъектов хозяйствования, а налоговики или законодатели не спешат на помощь.
В чем проблема?
Напомним, в чем «соль» этой ситуации. При зачислении средств на электронный НДС-счет с чужого текущего счета:
1) инициатор платежа, который перепутал счета, вернуть эти средства себе на текущий счет не сможет. Деньги уже зачислены на НДС-счет другого лица. А НДС-счет — это счет плательщика (то есть субъекта хозяйствования), а не бюджетный счет. Поэтому здесь не срабатывает механизм, предусмотренный ст. 43 НКУ для возврата излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет средств;
2) у другой стороны (на НДС-счет которой зачислены средства) тоже возникает проблема с этими средствами. В отличие от случая, когда мы пополняем счет СЭА НДС с собственного счета,
пополнение его с чужого счета не сопровождается увеличением реглимита (показатель ΣПопРах не увеличивается)
То есть средства «зашли», а реглимит на эту сумму не увеличился. А вывести эти средства с электронного НДС-счета можно только одним-единственным способом — путем подачи приложения Д3 (раньше это было приложение Д4) к декларации. То есть через общий механизм возврата средств с НДС-счета (подробнее об этом механизме см. в статье «Возврат лишних денег (переплаты) с электронного НДС-счета» // «Налоги & бухучет», 2024, № 15, ср. ). На то, что только таким способом с НДС-счета можно вернуть средства, которые ошибочно зачислены на счет СЭА НДС с текущего счета контрагента, обращают внимание и налоговики (в частности, в письме ГНСУ от 06.06.2023 № 1364/ІПК/99-00-04-02-03-06).
Но коварство ситуации в том, что возврат средств с НДС-счета через приложение Д3 сопровождается уменьшением реглимита (через ΣПопРах, п. 2001.6 НКУ). То есть средства «зашли» на НДС-счет без увеличения реглимита, а вывести их с НДС-счета можно только со списанием реглимита. Кроме того, условием для возврата этих средств является то, что их возврат не должен привести к «минусовому» реглимиту. Итак, получается замкнутый круг. Или у плательщика просто не хватит реглимита для того, чтобы вернуть средства с НДС-счета (а следовательно, они будут «заморожены»). Или если даже реглимита хватит, то
этот реглимит будет безвозвратно потерян
Иногда в судебных решениях встречается позиция, что этими средствами все равно плательщик может пользоваться (например, для уплаты текущих обязательств по НДС). Но! Если у плательщика есть текущие обязательства, то, очевидно, «исходящих» НН у него больше. А эти НН нужно регистрировать. А для их регистрации нужен реглимит. А чтобы увеличить этот реглимит, нужно пополнять электронный НДС-счет. А следовательно, по сути, средства, которые ошибочно уплатил контрагент на СЭА НДС, если плательщик декларирует «+» по НДС-декларации и регистрирует НН, у него будут «зависать».
Законодательного механизма решения этой проблемы нет. И обращаться к налоговикам с просьбой вернуть эти средства — дело напрасное.
Для тех плательщиков, которые не могут вывести ошибочно зачисленные контрагентом средства с электронного НДС-счета из-за недостаточности реглимита или не хотят потерять реглимит, целесообразно обращаться для решения проблемы в суд.
Аргументы для защиты и судебная практика
Какие аргументы, что здесь есть нарушение прав плательщиков? Смотрите:
1) учитывая, что при зачислении средств от контрагента на электронный НДС-счет они не увеличивают реглимит, а для того, чтобы вывести эти средства с электронного счета, нужен реглимит на эту сумму, это приводит к тому, что эти средства или вообще нельзя вывести (из-за недостаточности реглимита), а следовательно, они будут «заморожены», или такой реглимит будет безвозвратно потерян. А это является неправомерным вмешательством в право владения имуществом. Даже ошибочная уплата денежных средств на другой счет не определена законодательством как основание для лишения лица права на такие средства;
2) законодательство (п. 2001.4 НКУ) не предусматривает пополнение электронного НДС-счета за счет средств, перечисленных с текущего счета контрагента. А следовательно, денежные средства, перечисленные не с текущего счета самого плательщика, не должны были вообще зачисляться на электронный НДС-счет. Почему за бездеятельность государственных органов должен расплачиваться плательщик?
3) пробел в нормативном механизме зачисления средств на счет в СЭА НДС не может быть препятствием в возможности реализации лицом права на возврат ошибочно перечисленных средств на собственный счет.
Что касается судебной практики, то она достаточно разная. Есть позитивные судебные решения (см., в частности, постановление Шестого апелляционного админсуда от 05.12.2024 по делу № 320/45550/23; постановление Третьего апелляционного административного суда от 24.10.2023 по делу № 280/6451/22; постановление Восьмого апелляционного административного суда от 06.05.2022 по делу № 460/12873/21).
Но есть и негативные судебные решения (см., в частности, постановление Верховного Суда от 21.03.2023 по делу № 160/2602/22 и наш комментарий к этому постановлению «НДС-счет пополнили не с собственного счета: Верховный Суд поддержал налоговиков» // «Налоги & бухучет», 2023, № 34).
Обратите внимание, что если такой иск будет подавать контрагент, который ошибочно перечислил средства на электронный НДС-счет плательщика НДС, то ему нужно подавать иск с требованиями обязать ГУ ГНС подготовить и подать в соответствующий орган ГКС Украины заключение (реестр) о возврате на его (плательщика средств) текущий счет средств, ошибочно уплаченных по соответствующей платежной инструкции на электронный НДС-счет контрагента.
Считать ли перечисленные средства оплатой товаров/услуг?
Остается также другой вопрос: считать ли, что покупатель исполнил свою обязанность по оплате товаров/услуг, если средства по вине покупателя перечислены не на текущий счет продавца, а на электронный НДС-счет продавца? Или если, например, это предварительная оплата, то начислять ли получателю на ошибочно полученные средства на электронный НДС-счет налоговые обязательства по НДС?
На наш взгляд, это является неподобающим выполнением договора. При этом получатель средств (которые ошибочно получены на электронный НДС-счет вместо текущего счета) не может использовать эти средства (они становятся для него «замороженными», а это случай, когда под эти средства недостаточно реглимита), потому вполне можно считать, что покупатель должным образом не исполнил свою обязанность по оплате товаров/услуг. Ведь перечисленными им средствами нельзя распорядиться. Такая оплата не считается оплатой за товары/услуги, а является ошибочным платежом, и НДС не начисляется (в случае, если оплата — первое событие). А дальше покупатель уже в судебном порядке возвращает эти ошибочно уплаченные средства.
Впрочем, если получатель средств может использовать эти средства и готов пойти навстречу контрагенту (например, у него «минус» по декларациям и достаточно реглимита, чтобы вывести эти средства на текущий счет), то поставщик может считать полученные средства оплатой товаров/услуг и если получение средств — первое событие, то начислить налоговые обязательства по НДС по факту поступления средств на счет СЭА НДС.
Выводы
- Если контрагент ошибочно вам уплатил средства вместо текущего вашего счета на ваш электронный НДС-счет, то ситуация является достаточно проблемной.
- Законодательного механизма «безболезненного» возврата этих средств нет. И обращаться к налоговикам с просьбой вернуть эти средства — дело напрасное.
- Можно рассчитывать на судебное решение проблемы.