Правовая природа возмещения ущерба (убытков)
Когда речь идет о возмещении ущерба, то главным образом это значит, что по договору что-то пошло не так. То есть
имеется в виду нарушение условий договора — невыполнение или неподобающее выполнение стороной взятых на себя договорных обязательств
и возникновение вследствие этого потерь (убытков), которые сторона-виновник возмещает пострадавшей стороне.
Частью ущерба, которая может быть материальной (имущественной) и неимущественной (ущерб деловой репутации юрлица), являются убытки (ч. 2 ст. 16 ГКУ). А убытки всегда являются материальным ущербом. Поэтому — возмещение убытков является одним из способов возмещения имущественного ущерба.
Согласно ч. 2 ст. 22 ГКУ убытками являются:
— потери, которые пришлось испытать в связи с уничтожением или повреждением имущества, а также расходы, которые пришлось понести или нужно будет понести в будущем для возобновления своего нарушенного права (реальные убытки);
— потерянные доходы, которые можно было бы реально получить, если бы право пострадавшей стороны не было нарушено (упущенная выгода).
Также в соответствии с ч. 1 ст. 225 ГКУ в состав убытков включаются:
— материальная компенсация морального ущерба (то есть деловой репутации);
— дополнительные расходы (штрафы, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т. п.), понесенные пострадавшей стороной.
Следовательно, контрагент, который нарушил обязательство по договору, должен возместить пострадавшей стороне нанесенные убытки (ст. 224, 226 ХКУ).
По своей правовой природе возмещение убытков является хозяйственно-правовой санкцией (ч. 2 ст. 217 ХКУ) — то есть (наряду со штрафами, неустойкой, пеней) одним из возможных видов ответственности за нарушение договорных обязательств. Следовательно, таким способом виновная сторона несет ответственность за нарушение условий договора — возмещает убытки (ущерб) пострадавшей стороне.
Бухучет возмещения убытков
У пострадавшего лица. Пострадавшая сторона — заказчик сумму убытков, которые относятся к возмещению, отражает в составе прочих операционных доходов: Дт 374 «Расчеты по претензиям» — Кт 715 «Штрафы, пени, неустойки».
Но прежде чем показывать доход по выставленной претензии, следует учитывать требования п. 5 НП(С)БУ 15 «Доход». А по ним
для признания дохода должны выполняться два ключевых условия: (1) происходит увеличение активов, которое предопределяет рост собственного капитала, и (2) оценка дохода может быть достоверно определена
Однако во время направления претензии исполнителю указанные критерии признания дохода еще не выполняются. Ведь послание претензии исполнителю никоим образом не влияет на изменение структуры активов и обязательств заказчика. Более того, исполнитель вообще может не согласиться с претензией и отклонить ее. Поэтому и достоверная оценка дохода в этот момент тоже под большим вопросом.
Следовательно, для отражения дохода придется дождаться признания претензии исполнителем. И именно после того, как исполнитель согласится компенсировать нанесенные убытки — признает претензию, заказчик должен отразить прочий операционный доход на сумму, указанную в ответе исполнителя на претензию. Для этого в учете заказчик в периоде признания претензии исполнителем (или в день вступления в силу решения суда о взыскании убытков) сформирует проводку: Дт 374 — Кт 715. А на дату получения надлежащих сумм возмещения сделает запись: Дт 311 — Кт 374.
У виновника. Нарушитель — исполнитель в том отчетном периоде, в котором было принято решение удовлетворить требования заявителя претензии (см. письмо Минфина от 16.06.2017 № 35210-07-10/16083) или в случае вступления в силу решения суда, признает сумму убытков, которые подлежат возмещению, в составе прочих операционных расходов (пп. 6 и 20 НП(С)БУ 16 «Расходы»): Дт 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» — Кт 685 «Расчеты с прочими кредиторами».
Уплаченную заказчику сумму возмещения ущерба за нарушение условий договора исполнитель оформляет записью: Дт 685 — Кт 311.
Возмещение убытков и налог на прибыль
У пострадавшего лица. Пострадавшая сторона (заказчик) возмещение убытков в налоговоприбыльном учете отражает по бухгалтерским правилам — в периоде увеличения бухдохода (Дт 374 — Кт 715) увеличится и объект обложения налогом на прибыль.
Каких-то разниц в отношении суммы возмещения убытков НКУ не предусмотрено. Здесь и малодоходники, и высокодоходники ориентируются на бухфинрезультат.
У виновника. Малодоходники для целей налогового учета ориентируются на бухгалтерский финрезультат. А вот высокодоходники и малодоходники-добровольцы корректируют финрезультат до налогообложения на разницы из разд. III НКУ, среди которых есть и штрафная разница.
Так, по нормам п.п. 140.5.11 НКУ финрезультат увеличивают на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, возмещения убытков, компенсации неполученного дохода (упущенной выгоды), начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами (в том числе в сфере ВЭД), в пользу лиц, которые не являются плательщиками налога на прибыль (кроме физических лиц, которые являются плательщиками НДФЛ). Поэтому
если нарушитель-высокодоходник (или малодоходник-доброволец) возмещает убытки неплательщику налога на прибыль (неприбыльщику, упрощенцу — как юрлицу, так и ФЛП, нерезиденту — в случае неудержания налога на репатриацию, см. БЗ 102.16), то он должен нивелировать эти расходы (увеличить на их сумму финрезультат) путем применения увеличивающей штрафной корректировки
Такую штрафную разницу отражают в строке 3.1.11 приложения РІ к прибыльной декларации (см. статью «Приложение РІ — налоговоприбыльные разницы (ч. 1)» // «Налоги & бухучет», 2025, № 4).
А вот если возмещение ущерба выплачивается прибыльщику или ФЛП на общей системе налогообложения, увеличивать финрезультат не нужно.
НДС и возмещение ущерба
Согласно п. 188.1 НКУ суммы возмещения ущерба, в том числе возмещения упущенной выгоды по решениям международных коммерческих и инвестиционных арбитражей или иностранных судов, которые получены плательщиком вследствие невыполнения или неподобающего выполнения договорных обязательств, не включаются в состав договорной стоимости (базы обложения НДС). Следовательно, в НКУ прямо зафиксировано, что
возмещение ущерба не является объектом налогообложения и не должно облагаться НДС
И это абсолютно логично. Ведь в качестве объекта обложения НДС выступают операции по поставке товаров/услуг (п. 185.1 НКУ). А операции по возмещению ущерба (убытков) поставкой не являются и признаков поставки (в понимании п.п. 14.1.191 НКУ и п.п. 14.1.185 НКУ) не содержат. Поврежденное (потерянное) имущество или потери из-за причиненного ущерба как таковые не являются предметом договора. Испорченное имущество никто не продает / не покупает (нести дополнительные расходы в этом случае никто не поручает) — а они становятся лишь причиной для предъявления претензии виновнику.
И то, что стоимость потерянного, поврежденного или уничтоженного имущества учитывается при расчете величины нанесенного ущерба (ч. 2 ст. 22 ГКУ, ч. 1 ст. 225 ХКУ), вовсе не значит, что происходит поставка этого имущества и возникает объект для НДС. Поскольку, повторим: никакая поставка в этом случае не осуществляется, а происходит взыскание ущерба с виновника — возмещение ущерба (убытков).
Поэтому здесь (как и в ситуации со штрафами/пеней) просто отсутствует объект для НДС (из ст. 185 НКУ). Фискалы тоже соглашаются с тем, что средства, которые поступают плательщику как возмещение ущерба (убытков) за поврежденное, уничтоженное или потерянное имущество, вследствие невыполнения или неподобающего выполнения договорных обязательств, не включаются в базу обложения НДС (см. письмо ГНСУ от 20.12.2023 № 4791/ІПК/99-00-21-03-02, БЗ 101.07).
Зато, если при приобретении/изготовлении имущества был сформирован налоговый кредит, а в дальнейшем это имущество было уничтожено, потеряно или вследствие повреждения его качество изменилось настолько, что оно не может быть использовано по прямому назначению, то следует начислить компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ (см. БЗ 101.07).
Подробно о том, как разграничить возмещение ущерба и компенсацию расходов, читайте в статье «Возмещение ущерба, компенсация расходов и НДС» // «Налоги & бухучет», 2024, № 69. А подробности о последствиях возмещения ущерба с точки зрения потерпевшей стороны — единоналожника см. в статье «Возмещение ущерба и единый налог» // «Налоги & бухучет», 2024, № 69.
Выводы
- По своей правовой природе возмещение убытков является хозяйственно-правовой санкцией — то есть (наряду со штрафами, неустойкой, пеней) одним из возможных видов ответственности за нарушение договорных обязательств.
- Пострадавшая сторона сумму убытков, которые надлежат к возмещению, отражает в составе прочих операционных доходов (Дт 374 — Кт 715), а нарушитель — в составе прочих операционных расходов (Дт 948 — Кт 685).
- На сумму расходов от возмещения убытков, начисленных в пользу неплательщиков налога на прибыль (кроме физлиц — плательщиков НДФЛ), нарушитель-высокодоходник (или малодоходник-доброволец) должен применить увеличивающую штрафную разницу.
- Средства, которые поступают плательщику как возмещение ущерба (убытков) за поврежденное, уничтоженное или потерянное имущество, вследствие невыполнения или неподобающего выполнения договорных обязательств, не включаются в базу обложения НДС.