Сначала напомним, о чем речь, когда мы говорим о нарушении кассовой дисциплины. Это, в частности:
— нарушение порядка наличных расчетов, в том числе превышение лимита на расчеты наличностью*;
— неоприходование наличности;
— нарушение сроков сдачи выторга в банк;
— превышение лимита остатка наличности в кассе (в народе — превышение лимита кассы);
— превышение подотчетных сроков (то есть, например, нарушение сроков возврата наличности, выданной под отчет);
— использование наличного выторга для выплат, связанных с оплатой труда.
* В отношении предельных суммах расчетов наличностью вам пригодится статья «Проблемы с лимитированными расчетами: последствия и решения» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20.
В целом, речь идет о нарушении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148.
Заметим, что специфические нарушения, связанные с РРО/ПРРО, мы рассматриваем в отдельных материалах (см. статьи «Штрафы за РРО-нарушения: после срока давности можно не волноваться» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20 и «РРО-нарушение: как пользоваться военными послаблениями» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20). Например, о непроведении расчетных (в том числе наличных) операций через РРО/ПРРО.
Каких штрафов точно не боимся?
Напомним: еще с 23 июня 2019 года санкции, предусмотренные Указом Президента Украины от 12.06.95 № 436 (далее — Указ № 436), были отменены. В частности, речь идет о следующих размерах штрафов:
— двукратном размере суммы превышения — за превышение лимита остатка наличности в кассе;
— пятикратном размере не оприходованной суммы — за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) наличности*;
— 25 % сумм, выданных под отчет, — за превышение «подотчетных» сроков;
— однократном — за выплату наличности без подтверждающего расчетного документа;
— в сумме осуществленных выплат — за использование наличного выторга для выплат, связанных с оплатой труда.
* Более того, Большая Палата ВС (см. постановление ВС от 20.05.2020 по делу № 1340/3510/18) в свое время пришла к заключению, что нельзя применять штрафы из Указа № 436 за неоприходование наличности, которое совершил нарушитель после вступления в силу Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.
То есть этих драконовских сумм теперь не боимся.
У нардепов были попытки возобновить эти санкции, приняв соответствующий закон. Но дальше законопроекта дело так и не пошло. Еще 29.08.2019 он был отозван (см. законопроект № 9451 от 27.12.2018).
Однако заметим, что, во-первых, такой закон вполне может появиться в будущем. Поэтому следим за ситуацией. А во-вторых, Указ № 436 — не единственный документ, который устанавливает ответственность за кассовые нарушения.
Внимание! Админштрафы остаются!
О каких админштрафах идет речь? За некоторые кассовые нарушения может прилететь ответственность в соответствии с КУоАП.
В целом, в этом Кодексе есть следующие «кассовые» админштрафы.
Админштрафы за кассовые нарушения в КУоАП
Номер статьи КУоАП | Нарушения | Размер штрафа |
Ст. 16315 | Нарушение порядка проведения наличных расчетов (в том числе превышение предельных сумм наличных расчетов) и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги)* | — от 1700 до 3400 грн или — от 8500 до 17000 грн (при повторном нарушении, то есть если лицо уже привлекали в течение года к админответственности по ст. 16315 КУоАП) |
Ст. 1642 | В частности, имеем в виду несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств | — от 136 до 255 грн или — от 170 до 340 грн (при повторном нарушении, то есть если лицо уже привлекали в течение года к админответственности по ст. 1642 КУоАП) |
Ст. 1644 | Нарушения сроков сдачи выторга | — от 289 до 1496 грн или — от 731 до 2975 грн (при повторном нарушении, то есть если лицо уже привлекали в течение года к админответственности по ст. 1644 КУоАП) |
* Об ответственности в отношении POS-терминалов можно почитать в статье «Как штрафуют за отсутствие платежного терминала?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 14. |
А вот ст. 1551 КУоАП (нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг) применяют в случае нарушений, связанных с РРО/ПРРО. Подробнее об этом штрафе читайте в статье «Штрафы за РРО-нарушения: после срока давности можно не волноваться» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20 (ср. ).
За что конкретно могут оштрафовать? В случае с перечисленными штрафами речь идти может о:
— превышении предельных сумм наличных расчетов. Повторим: подробнее о том, какие именно суммы установлены и как работают эти ограничения, можно прочитать в статье «Проблемы с лимитированными расчетами: последствия и решения» // «Налоги & бухучет», 2025, № 20;
— неоприходовании наличности. И в случае с этим нарушением есть спорный нюанс в отношении того, какую конкретно статью КУоАП должны применять. Строго говоря, ни одна из статей не подходит для наказания за неоприходование*. Но налоговики применяют в этом случае ст. 16315 КУоАП (со штрафом от 1700 до 3400 грн и др.) (см. 109.19 БЗ).
* Об этом мы писали еще в «Налоги & бухучет», 2020, № 91.
Более того, практика показывает, что суды соглашаются с этим. Часто нарушителей спасают или «косяки» в оформлении протоколов и постановлений, или же истечение сроков давности. Примеры: постановления Шестого апелляционного админсуда от 15.01.2025 по делу № 753/11746/24 и от 17.12.2024 по делу № 753/10583/24, решение Шевченковского райсуда г. Киева от 14.12.2023 по делу № 761/26005/22;
— нарушении сроков сдачи выторга (формально он есть, хотя, как мы говорили выше, вряд ли его на практике применят).
Кто налагает админштрафы? За:
— нарушение порядка проведения наличных расчетов (ст. 16315 КУоАП) — составляют протоколы и налагают штрафы непосредственно налоговики (ст. 2342, п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП);
— нарушение сроков сдачи выторга (ст. 1644 КУоАП) — составляют протоколы и привлекают к ответственности органы Нацполиции (ст. 222 КУоАП). Конечно, на практике полиция таким вряд ли будет заниматься. Поэтому этот штраф — редкость. Поэтому, как мы говорили выше, вряд ли его стоит бояться;
— несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств (ст. 1642 КУоАП) — составляют протоколы и привлекают к ответственности органы госфинконтроля, то есть Госаудитслужба (ст. 2341 КУоАП). С этим госорганом есть нюансы. В частности, Госаудитслужба формально не может штрафовать обычных (то есть негосударственных и некоммунальных) юрлиц и ФЛП. Об этом мы писали в контексте ответственности в отношении непроведения инвентаризации в «Налоги & бухучет», 2024, № 91.
Хотя
на практике штраф по ст. 1642 КУоАП применяют налоговики. Но в контексте нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и/или внесения неправильных данных в финотчетность и т. п.
(см., например, постановление Черновицкого райсуда Винницкой обл. от 26.12.2023 по делу № 150/572/23). Проблемы с наличностью в этом случае, как правило, не фигурируют.
Кого штрафуют? Штрафуют ФЛП или виновных должностных лиц юрлица (в отношении нарушения сроков сдачи выторга — лицо, ответственное за сдачу выторга). При этом заметьте, что в контексте кассовых нарушений могут привлекать не только директоров юрлиц, но и главных бухгалтеров (см., например, постановление Шестого апелляционного админсуда от 27.02.2024 по делу № 761/148/23).
Однако обратите внимание: за превышение предельных сумм для наличных расчетов к обычным физическим лицам (не ФЛП и не должностным лицам) админштраф по ст. 16315 КУоАП не применяется.
Какие сроки привлечения к ответственности? Как мы уже с вами выяснили, штрафы за нарушение сроков сдачи выторга и несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств маловероятны. Поэтому сосредоточимся на нарушении порядка проведения наличных расчетов (в том числе превышении предельных сумм наличных расчетов) (ст. 16315 КУоАП).
Срок давности в этом случае составляет 2 месяца. Напомним: по общему правилу он может отсчитываться или со дня совершения правонарушения (для разовых нарушений), или со дня его выявления (для длящихся) (ст. 38 КУоАП).
В нашем же случае, считаем, что
нарушение предельных сумм для наличных расчетов и неоприходование наличности являются разовыми нарушениями. То есть 2 месяца срока давности должны отсчитываться со дня осуществления конкретной «неправильной» операции
С этим соглашаются и суды. См., например, в отношении превышения предельных сумм наличных расчетов: постановление ВС от 08.06.2021 по делу № 761/25397/16-а или постановления Шестого апелляционного админсуда от 24.02.2025 по делу № 761/28286/22 или от 03.10.2023 по делу № 761/25822/22. Что же касается неоприходования см. постановление ВС от 19.05.2020 по делу № 404/1794/16-а (2-я/404/924/16).
За несколько нарушений будет несколько штрафов? Допустим, у нарушителя выявили несколько операций с превышением предельных сумм для наличных расчетов или же неоприходование выявили в нескольких периодах. Возникает вопрос: будет один штраф или несколько?
Исходя из судебной практики, за несколько нарушений будет один штраф. Примеры: постановление ВС от 10.11.2020 по делу № 203/24/17 или постановление Шестого апелляционного админсуда от 20.03.2024 по делу № 761/406/23.
При этом помните: повторности в этом случае не может быть. Все из-за того, что повторность возникает только тогда, когда предварительно за нарушение уже были наложены штрафы (то есть не просто составлен протокол, а вынесено постановление об админправонарушении). Об этом свидетельствуют санкции статей, о которых мы говорили выше.
Поэтому если подытожить, то за кассовые нарушения можно получить админштраф. А вот финансовой ответственности, которая налагается на хозсубъекта в целом, пока действующее законодательство не предусматривает. Однако не путаем кассовые нарушения с нарушениями в отношении РРО/ПРРО. Потому что это уже совсем другая история.
Выводы
- Штрафы по Указу № 436 не применяются. В частности, речь идет о пятикратном, двукратном, однократном и др. штрафах за неоприходование наличности, превышении лимита кассы и т. п.
- За неоприходование наличности все еще могут применить админштраф. На практике речь идет о ст. 16315 КУоАП (Нарушение порядка проведения наличных расчетов…). К сожалению, суды пока с этим соглашаются.
- Админштраф по ст. 16315 КУоАП могут применить за превышение предельных сумм расчетов наличностью. Его применяют налоговики. Штрафуют ФЛП и виновных должностных лиц юрлиц, а обычных физлиц — нет.
- Сроки давности для применения штрафа по ст. 16315 КУоАП — 2 месяца со дня совершения правонарушения (то есть конкретной операции).
- Формально существует админштраф за нарушение сроков сдачи выторга (ст. 1644 КУоАП), но его уполномочены налагать представители Нацполиции. Поэтому его применяют редко.