ВЫВОД ДОКУМЕНТА
В настоящее время для юрлиц определение налоговых обязательств в части МНО осуществляется по декларативному принципу в налоговой декларации в соответствии с имеющимися правами собственности или пользования на соответствующий участок сельскохозяйственного назначения.
Суть проблемы. ГНСУ дала ряд ответов на запросы Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и Минфина по поводу применения отдельных норм налогового законодательства. Один из таких ответов мы уже прокомментировали в статье «ФЛП продает с наложенным платежом через «Новую почту»: когда доход?» // «Налоги & бухучет», 2025, № 21.
Сегодня обратим внимание на ответ на вопрос под номером 6 по поводу расчета МНО. А именно
какой минпредел МНО на 1 га (для пашни или для других угодий) следует использовать в случае, когда аграрий распахал пастбища и сенокосы и начал их использовать как пашню?
Вопрос довольно интересный из-за того, что начиная с 2024 года при расчете МНО следует опираться на размер минпредела МНО за 1 га, который для пашни составляет 1400 грн, для других категорий угодий — 700 грн. Без минпредела считают МНО за земли, расположенные на территориях возможных боевых действий, которые включены в Перечень № 309* (п. 74 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Подробно об этом нововведении читайте в статье «МНО-нововведения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 101.
Поэтому если аграрий самовольно распахал сенокосы или пастбища, его и интересует вышеприведенный вопрос.
Ответ налоговиков. Честно скажем, ГНСУ четкого ответа на вопрос не дала. Хотя юридически правильное зерно там есть, что дает надежду на взвешенный подход в этой ситуации к плательщикам.
Так, сначала налоговики справедливо отметили, что при расчете МНО аграрий должен исходить из данных об участке, которые указаны в техдокументации и правоустанавливающих документах на землю. Тот факт, как именно используются такие участки для расчета МНО, значения не имеет.
То есть когда, по данным техдокументации, участку согласно КВЗУ** присвоена категория пастбища (код КВЗУ 002.02) или сенокоса (код КВЗУ 002.01), то при расчете МНО следует ориентироваться на минразмер МНО за 1 га в размере 700 грн за 1 га, а не 1400 грн, как для участка пашни, имеющего код КВЗУ 001.00.
А дальше налоговики фискально смазали этот вывод и начали вспоминать о различных штрафах и нарушениях. А именно они отметили:
1) НДО сельхозугодий зависит от категории угодий, а потому в случае использования пастбища или сенокосов как пашни имеет место умышленное 3-5 кратное занижение НДО и, соответственно, занижение налоговых обязательств по такому участку;
2) если аграрий самостоятельно распахал сенокосы и пастбища, то нарушил правила использования сельхозугодий, а потому на него могут наложить разного рода санкции Госгеокадастр и Госэкоинспекция.
В чем налоговики правы. Налоговики, однозначно, правы в том, что при самовольном разорении пастбищ и сенокосов аграрий нарушает требования земельного законодательства.
Ведь, чтобы все было законно, перед распашкой сенокосов/пастбищ и превращением их в пашню ему следовало сделать определенные манипуляции, а именно нужно было или:
1) только изменить данные о категории угодий, то есть просто перевести участок из категории сенокоса/пастбища в пашню (изменить код КВЗУ 002.02 и 002.01 на код 001.00). Так происходит тогда, когда целевое назначение участка земли не меняется.
Ведь сенокосы и пастбища имели то же целевое назначение, которое может иметь пашня, а именно: 01.01 «Для ведення товарного сільськогосподарського виробництва», или 01.02 «Для ведення фермерського господарства», или 01.03 «Для ведення особистого селянського господарства»;
2) изменить не только категорию земли, но и ее целевое назначение. Так происходит тогда, когда сенокосы и пастбища, которые будут распахиваться, имеют целевое назначение 01.08 «Для сінокосіння і випасання худоби». Согласно ст. 34 ЗКУ такие земли до изменения их целевого назначения могут использоваться исключительно для сенокошения и/или выпаса скота. Поэтому в таком случае мороки у агрария по поводу легализации распашки будет немного больше.
Если аграрий, который распахал сенокосы/пастбища, не делал таких изменений, то он нарушил правила пользования землей и за это может понести ответственность. А именно агрария может ждать:
— принудительное прекращение права собственности на участок или расторжение договоров аренды земельных участков (п. «а» ч. 1 ст. 96, п. «г» ч. 1 ст. 141, ст. 143, ст. 211 ЗКУ);
— привлечение к административной ответственности согласно ст. 53 КУоАП за нарушение правил использования земель, в том числе использование земель не по целевому назначению, и согласно ст. 55 КУоАП за нарушение правил землеустройства. Размер админштрафа для должностных лиц составляет от 255 до 510 грн;
— возмещение убытков, причиненных собственнику земельного участка в результате его использования не по целевому назначению.
Привлекать к вышеупомянутой ответственности будут не налоговики, а Госгеокадастр, Госэкоинспекция или прокуратура.
С чем налоговики ошиблись. А вот по поводу того, что при использовании сенокосов/пастбищ как пашни точно происходит занижение НДО, согласиться сложно.
Ведь
НДО сельхозугодий зависит от плодородия земельного участка и его природных свойств, а не от того, каким образом он используется
Поэтому тот факт, что сенокосы/пастбища стали использовать как пашню, на размер НДО такого участка не влияет. Это подтверждают и суды (см., например, постановление Третьего апелляционного админсуда от 04.07.2019 по делу № 0840/3890/18).
Также не понятно, почему налоговики, сделав правильный вывод о том, что считать МНО следует исходя из данных Госгеокадастра, далее завели фискальную песню о том, что такой расчет МНО может привести к занижению обязательств. Ведь это два противоположных подхода к одной и той же ситуации.
Здесь должно быть что-то одно. На двух стульях не усидеть.
Кстати, вспомним позицию суда в подобной ситуации, когда налоговики доначисляли сельхозЕН по самовольно распаханным сенокосам/пастбищам, то суд отклонял такое доначисление. Потому что, по его мнению, считать сельхозЕН (как, кстати, и МНО) следует исходя из данных Госгеокадастра. А поскольку там не будет информации о том, что сенокосы/пастбища были распаханы и теперь участок является пашней, то оснований считать сельхозЕН исходя из не внесенных туда данных нет (постановление ВС от 31.01.2020 по делу № 500/2430/18).
Это дополнительный аргумент, что при счете МНО нужно опираться на данные Госгеокадастра.
Ну и в дополнение еще одна ремарка: даже если налоговики начнут пересчитывать МНО исходя из реального использования земли, то это далеко на всегда может привести к занижению обязательств.
Такое может произойти только тогда, когда:
1) у агрария при расчете МНО будет вытекать положительное МНО;
2) НДО 1 га распаханного участка будет меньше 28000 грн. Ведь в ином случае размер МНО 1 га участка будет больше минпредела в 1400 грн для участка пашни и занижения не произойдет.
В то же время, зная обо всех рисках отсутствия легализации процедуры распашки сенокосов/пастбищ, считаем, что лучше привести данные по самовольно распаханному участку в соответствие с целями использования такого участка. Тогда подобных вопросов и проблем с расчетом как МНО, так и сельхозЕН не будет.