Прежде всего отметим, что лица считаются пропавшими без вести при особых обстоятельствах, если они пропали без вести, в частности в связи с вооруженным конфликтом, военными действиями, временной оккупацией. Их правовой статус определяет в том числе Закон Украины «О правовом статусе лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах» от 12.07.2018 № 2505-VIII (далее — Закон № 2505).
Сразу скажем, что работодатель не имеет отношения к дальнейшей процедуре поиска пропавшего без вести военнослужащего. У него есть другие обязательства, о которых и поговорим далее.
Частью 3 ст. 119 КЗоТ определено, что за работниками, призванными (принятыми) на военную службу во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения с военной службы сохраняются место работы и должность на предприятии (у ФЛП), на котором они работали на момент призыва (заключения контракта).
Получение военнослужащим статуса пропавшего без вести не прекращает действие гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 119 КЗоТ
Они должны сохраняться работодателем на срок:
— до дня, следующего за днем постановки такого военнослужащего-работника на воинский учет в ТЦК после увольнения с военной службы, в случае появления после признания безвестно отсутствующим,
или
— до дня объявления судом работника умершим.
Приведенное прямо определено в ч. 5 ст. 119 КЗоТ.
Теперь о прекращении трудового договора на основании п. 82 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, а именно в связи с признанием работника судом безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Здесь важно различать два разных правовых статуса лица, пропавшего без вести, и два разных способа их приобретения — по решению суда и путем внесения сведений в Реестр пропавших без вести (см. разъяснение Минюста от 24.05.2024). То есть лицо, пропавшее без вести, и лицо, признанное безвестно отсутствующим, — это не тождественные понятия.
В приведенных выше нормах ст. 119 КЗоТ речь идет о лицах, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Этот статус лицо приобретает с момента внесения о нем сведений в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах (см. ст. 4 Закона № 2505).
Заметьте, что военнослужащий считается пропавшим без вести и тогда, когда побратимы свидетельствуют, что лицо, вероятно, погибло, но нет возможности забрать тело погибшего из-за активных боевых действий (см. разъяснение Координационного штаба по вопросам обращения с пленными).
Делаем вывод —
работодатель, получивший копию уведомления от ТЦК о том, что его мобилизованный работник пропал без вести, продолжает сохранять за таким работником место работы и должность
Получение такого уведомления не является основанием для прекращения трудового договора с работником в соответствии с п. 82 ч. 1 ст. 36 КЗоТ или на других основаниях, определенных КЗоТ. К такому же выводу приходит НАГС в разъяснении 03.04.2023 № 164-р/з.
В табеле учета рабочего времени дни освобождения от работы мобилизованного работника обычно обозначают кодом «ІН» (22) — «інший невідпрацьований час, передбачений законодавством (виконання державних і громадських обов’язків, допризовна підготовка, військові збори, донорські, відгул і т. ін.)».
В Д1 Налогового расчета отражайте мобилизованного работника как лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем, указывая в графе 14 количество календарных дней в трудовых отношениях.
И только если в дальнейшем работник будет признан судом безвестно отсутствующим или объявлен умершим, прекращение трудовых отношений с ним станет возможным на основании п. 82 ч. 1 ст. 36 КЗоТ (см. разъяснение Восточного межрегионального управления Гоструда от 16.04.2025).