Темы статей
Выбрать темы

Последний гвоздь в гроб с «мобилизационно-зарплатной» льготой по ЕСВ

Государственная фискальная служба Украины
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17 «Об отозвании письма»

Государственная фискальная служба Украины отзывает из мест применения совместное письмо ГФС и Пенсионного фонда Украины от 22.07.2014 № 127/7/99-99-17-03-01-17, № 19426/05-10 о предоставлении разъяснений о начислении и отражении в Отчете о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов (далее — Отчет) сумм начисленного среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, в связи с тем, что в приложении 3 «Распределение расходов Государственного бюджета Украины на 2014 год» к Закону Украины от 16 января 2014 года № 719-VII «О Государственном бюджете на 2014 год» компенсационных выплат в пределах среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, из бюджета не предусмотрено и на сегодняшний день отсутствует порядок возмещения таких выплат из бюджета в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

В то же время сообщаем, что в соответствии с частью второй статьи 39 Закона Украины от 25 марта 1992 года «О воинской обязанности и военной службе» и положениями части третьей ст. 119 Кодекса законов о труде Украины за работниками, призванными на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчиненности и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Статьей 2 Закона Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее — Закон № 108) определена структура заработной платы, которая включает, в частности, дополнительную заработную плату.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей предусмотрены ст. 119 Кодекса законов о труде Украины, согласно части первой которой на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08 февраля 1995 года № 100, применяется, в частности, в случае выполнения работниками государственных и общественных обязанностей в рабочее время.

Правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого взноса, условия, и порядок его начисления и уплаты и полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета, определяются Законом Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464). Пунктом первым части первой статьи 7 Закона № 2464 предусмотрено, что базой начисления единого взноса для работодателей и наемных работников является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом № 108.

Кроме того, согласно части седьмой статьи 7 Закона № 2464 на выплаты, компенсируемые из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не начисляется единый взнос.

Поскольку отсутствует порядок возмещения компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, страхователь при начислении таким работникам среднего заработка должен выполнять все возложенные на него Законом № 2464 функции.

Исходя из указанного, в Отчете суммы начисленного среднего заработка мобилизованным работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, отражаются на общих основаниях.

При этом при пересчете страхователем среднего заработка указанным работникам за предыдущий период финансовые санкции за такое доначисление единого взноса не применяются. Основанием для неприменения финансовых санкций является форма военного билета, определенная Указом Президента Украины от 25 мая 1994 года № 263/94 «О Положении о военном билете рядового, сержантского и старшинского состава и Положении о военном билете офицера запаса» (копия), и справка о призыве военнообязанного на военную службу, выданная военным комиссариатом или воинской частью (копия).

Председатель И. Билоус

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

В последнее время налоговые льготы от наших законодателей так и сыплются на головы тех, кто защищает нашу Родину в зоне АТО*, и тех, кто помогает им в этом материально. Но вот только оказывается, что все они несколько дефективны. О том, какие подводные камни скрываются в льготах по налогообложению благотворительной помощи, см. на с. 32. А вот ситуацию с обложением ЕСВ среднего заработка мобилизованных работников мы прокомментируем сейчас.

Вспомните статью из нашего предыдущего информационно-аналитического номера «По другую сторону фронта: учет и заработок мобилизованных работников» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 19 (91), с. 21. В ней мы, в частности, говорили, что работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка, который компенсируется из госбюджета (ч. 3 ст. 119 КЗоТ** и ч. 2 ст. 39 Закона № 2232***). Об этом нам напомнили фискальщики и в комментируемом письме. Причем наши законодатели были настолько добры, что освободили средний заработок мобилизованного работника от удержания с него и начисления на него ЕСВ (см. обновленную ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ****). А фискальщики на пару с ПФУ в подтверждение этого еще и письмо издали (письмо ГФСУ и ПФУ от 22.07.2014 г. № 127/7/99-99-17-03-01-17 № 19426/05-10), в котором, помимо остального, привели нюансы заполнения таблицы 6 отчета по форме
№ Д4***** в случае выплаты среднего заработка мобилизованному работнику. Согласно рекомендованному порядку, в частности, предусматривалось, что отражать сумму ЕСВ за отчетный месяц в графе 19 таблицы 6 в таком случае не нужно. Логично, из среднего заработка мобилизованного работника он же вроде бы не удерживается и на него не начисляется.

Но еще в упоминаемой нами статье из предыдущего номера мы предусматривали, что такая позиция фискальщиков покачнется. Недобрым колокольчиком тогда была консультация ГФСУ касательно НДФЛ, приведенная в ЗІР****** (подкатегория 103.02). Уже тогда наши сборщики налогов ухватились за фискальную соломинку в виде отсутствия порядка компенсации из бюджета выплат в пределах среднего заработка мобилизованных работников, который должен был бы утвердить КМУ. Что же, нет порядка — нет льготы по НДФЛ, благополучно решили они. Поэтому, будьте добры, облагайте налогом такую выплату как обычную зарплату в общем порядке.

Льготы же по ЕСВ они сначала не тронули. Но почти сразу опомнились и забацали аналогичное разъяснение и о нем, похоронив любые надежды работодателей мобилизованных работников на неприкосновенность среднего заработка последних со стороны ЕСВ (см. разъяснение, приведенное в подкатегории 301.03 ЗІР). А чтобы не было никаких вопросов и претензий, в гроб с «мобилизационной» льготой, последний гвоздь в который забило комментируемое письмо, они вдобавок положили и упоминавшееся нами письмо № 127/7/99-99-17-03-01-17, № 19426/05-10. Поэтому теперь из среднего заработка мобилизованного работника ЕСВ необходимо удерживать и на него начислять в общем порядке. Стандартно, т. е. как заработную плату, нужно отражать сумму такого начисленного заработка и начисленного и удержанного ЕСВ в отчете по форме № Д4. Покойтесь с миром, «мобилизационные» льготы по ЕСВ. Надеемся на ваше скорейшее воскресение.

Слава Богу, фискальщики хоть «индульгенцию» выписали тем страхователям, которые в предыдущих периодах начисляли средний заработок мобилизованным работникам и не начислили на него и не удержали с него ЕСВ. Как гласит комментируемое письмо, в случае доначисления такого ЕСВ финансовые санкции (согласно п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ) им не грозят, при условии документального подтверждения призыва работников по мобилизации (военным билетом или справкой о призыве военнообязанного на военную службу).

Таким образом на сегодняшний день «мобилизационно-зарплатные» льготы по ЕСВ (и, между прочим, НДФЛ), как ни досадно, являются фантомными. Они будто бы и витают где-то в воздухе, но на деле их никто не видит...

Наталья Чернышова

* Антитеррористическая операция.

** Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

***Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232--ХІІ.

**** Здесь и далее — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464--VI.

***** Форма размещена в приложении 4 к Порядку формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 454.

****** Здесь и далее — Общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на официальном сайте ГФСУ (http://zir.minrd.gov.ua).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше