Темы статей
Выбрать темы

Война и благие деяния: учет и налогов взимание

Крылова Татьяна, налоговый эксперт

И нам нельзя пройти свой путь иначе.

Ведь мир велик и каждый — странник в нем.

Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…

Раскрой ладонь — и одари теплом!

(О. Никобадзе)

«Твори добро на всей земле. Твори добро другим во благо» — кто-то из вас наверняка вспомнит эти строки из некогда популярной песни эпатажного и чудаковатого певца Шуры. Звезда этого исполнителя уже погасла на эстрадном небосклоне, но эти его слова до сих пор отзываются эхом в повседневности. И сегодня как никогда громко. В условиях сложного положения в нашем государстве все больше людей и субъектов хозяйствования стараются помочь нуждающимся. Такие стремления радуют и в то же время вызывают вопрос у бухгалтеров: как учитывать и облагать налогами благотворительную помощь, предоставляемую предприятием? Будьте уверены: наша статья не оставит вас без ответа на этот вопрос.

Получателями благотворительной помощи предприятие может избрать как юридических лиц, таких как ВСУ, Нацгвардия, медицинские учреждения и т. п., так и конкретных физических лиц, например пострадавших военнослужащих, членов их семей, беженцев с территории проведения АТО и пр. Рассмотрим каждый из вариантов отдельно.

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

 

Организационные вопросы

Как мы уже начали говорить, основными бенефициарами* благотворительной «военной» помощи среди юридических лиц являются ВСУ, СБУ, Нацгвардия, медицинские учреждения и т. п. Какие-либо ограничения по предоставлению благотворительной помощи этим организациям и учреждениям законодательством не предусмотрены. Хотя еще до недавнего времени Законом о ВСУ и Законом об обороне запрещалось финансировать нужды национальной обороны государства (т. е. ВСУ) за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц (ст. 15 Закона о ВСУ, ст. 2 Закона об обороне). Но все изменило противостояние на востоке нашей страны. Когда стала очевидной неспособность государственной казны в обеспечении нужд армии, на поле внефронтовой борьбы допустили особого бойца — патриота Украины. Юридическое разрешение на предоставление благотворительной помощи украинской армии было предоставлено физическим и юридическим лицам Законом № 1190 (действует с 18.04.2014 г.). Более того, в Закон о благотворительной деятельности была внесена отдельная сфера благотворительной деятельности — содействие обороноспособности и мобилизационной готовности страны, защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного положения (п. 15 ч. 2 ст. 3 Закона о благотворительной деятельности). Поэтому благотворительная помощь для финансирования нужд национальной обороны государства является вполне законной и даже желательной.

* В контексте благотворительности бенефициаром считается приобретатель благотворительной помощи (физическое лицо, неприбыльная организация или территориальная громада), получающий помощь от одного или нескольких благотворителей для достижения целей, определенных Законом о благотворительной деятельности (абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о благотворительной деятельности).

Порядок финансового обеспечения нужд национальной обороны государства (Вооруженных Сил) за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц для обеспечения боевой, мобилизационной готовности, боеспособности и функционирования Вооруженных Сил КМУ утвердил постановлением от 02.07.2014 г. № 222. Важной для благотворителей в данном документе является информация о том, что они должны перечислять благотворительную помощь на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства. Информацию о реквизитах счетов для зачисления на них благотворительных пожертвований можно узнать на официальном веб-сайте Минобороны (http://www.mil.gov.ua/dopomoga-na-materialno-tehnichne-ta-medichne-zabezpechennya-zbrojnih-sil-ukraini.html) либо направить письменное обращение в Минобороны или воинские части, заведения или учреждения с просьбой предоставить им такую информацию. Кстати, денежные благотворительные взносы на материально-техническое и медицинское обеспечение ВСУ можно внести также и в иностранной валюте*.

* Перечисление с текущего счета в иностранной валюте юридического лица — резидента благотворительных взносов на счет другого юридического лица — резидента возможно при условии получения индивидуальной лицензии НБУ (п. 5.4 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492).

Если вы решили предоставить благотворительную помощь в виде материальных ценностей, то, возможно, вам стоит обратить внимание на перечень необходимых вещей для личного состава ВСУ, который Минобороны опубликовало на своем официальном сайте. Найти его можно по указанной выше ссылке.

Обратите внимание: если вы предоставили благотворительную помощь на выполнение целевых конкретных мер, Минобороны и/или воинские части, заведения и учреждения обязаны использовать ее именно на такие мероприятия в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке сметами**. Целевую направленность благотворительной помощи следует указать в договоре с ее бенефициаром. Подробнее о договоре — далее.

** Заинтересованные лица на официальном сайте Минобороны могут также найти информацию об общем объеме поступления и использовании средств, полученных этим Министерством, и обеспечении участников АТО (http://www.mil.gov.ua/ministry/aktualno/nadhodzhennya-ta-vikoristannya-koshtiv).

Поскольку субъект хозяйствования — благотворитель осуществляет сделку с получателем благотворительной помощи, являющимся юридическим лицом, они должны заключить между собой договор пожертвования. Причем желательно это сделать в письменной форме*** (п. 1 ч. 1 ст. 208 ГК). Но если дело касается благотворительной передачи недвижимости, наличие письменного договора является не просто желательным, а обязательным. К тому же такие договоры нужно еще и удостоверять нотариально (ч. 2 ст. 719 ГК****). Договоры о пожертвовании любых других ценностей удостоверять нотариально не нужно. Об этом, в частности, говорится в абз. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о благотворительной деятельности.

*** Сделка считается совершенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны, либо если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или иного технического средства связи (ч. 1 ст. 207 ГК).

**** В соответствии с ч. 3 ст. 729 ГК к договору о пожертвовании (благотворительная помощь расценивается именно как пожертвование) применяются положения о договоре дарения, если иное не установлено законом.

Для заключения договора пожертвования вам следует обратиться в Центральное управление вещного обеспечения ВСУ, тыл ВСУ либо к командирам (начальникам) воинских частей и учреждений, которым вы будете предоставлять такое пожертвование.

 

Налоговый учет. Налог на прибыль

Предоставление помощи. Как мы уже неоднократно упоминали, основными бенефициарами благотворительной помощи среди юридических лиц являются Минобороны, воинские части, заведения и учреждения, а также медицинские заведения и учреждения. Все они объединены одной важной чертой — это неприбыльные учреждения и организации в соответствии с п. 5.1 Положения № 37 и п.п. «а» п. 157.1 НК. Данный факт важен для целей налоговоприбыльного обложения. Объясним, почему. Дело в том, что суммы средств, добровольно перечисленные в течение отчетного года в неприбыльные организации, разрешено включать в налоговые расходы предприятия (п.п. 138.5.3 НК). И это является исключением из общего подхода к налогообложению благотворительной помощи. Предоставление благотворительной помощи любым другим субъектам хозяйствования, кроме неприбыльных организаций, не дает права благотворителю включить сумму такой помощи в свои налоговые расходы, поскольку такое деяние хотя и является благотворительным, но с его хозяйственной деятельностью не связано (п.п. 139.1.1 НК).

Но! Подпунктом «а» п.п. 138.10.6 НК в отношении благотворительной помощи неприбыльным организациям установлено ограничение. Так, в состав налоговых расходов можно отнести благотворительную помощь только в сумме, не превышающей 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Причем обратите внимание: это ограничение касается не одного частного случая предоставления благотворительной помощи, а всей помощи (как денежной, так и материальной), предоставленной в течение отчетного года. Согласитесь, такое налогово-расходное ограничение может быть препятствием для пожертвования субъектами хозяйствования значительных сумм средств. Руководство государства в этом, конечно, не заинтересовано. Поэтому недавно увидел свет Закон № 1668. Этот Закон добавляет в подразд. 4 разд. ХХ НК новый пункт 33, согласно которому временно, на период проведения АТО, в прочие расходы обычной деятельности без каких-либо ограничений (т. е. в полной сумме) включаются суммы средств, добровольно перечисленные ВСУ, Нацгвардии Украины, СБУ, Службе внешней разведки Украины, Госпогранслужбе Украины, МВД, Управлению госохраны Украины, Госслужбе специальной связи и защиты информации Украины, другим созданным в соответствии с законами Украины воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения проведения АТО. Данный Закон действует с 26.09.2014 г. Но распространяется он на правоотношения, возникшие с 21 ноября 2013 года. А это значит, что при предоставлении благотворительной помощи лицам и на цели, указанные в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК, до 26.09.2014 г., квартальным плательщикам налога на прибыль в случае превышения 4--процентного лимита необходимо доначислить не учтенные в прошлых периодах отчетного налогового года расходы и направить их в состав прочих расходов обычной деятельности (п. 138.11 НК). Годовым же плательщикам налога неучтенные «благотворительные» расходы в этом году, как и положено, также следует отнести к прочим расходам обычной деятельности.

Отметим, что в настоящее время отсутствует перечень товаров, работ и услуг, передача, выполнение и предоставление которых соответственно позволяли бы стопроцентно вносить их стоимость в налоговые расходы в случае их пожертвования для нужд обеспечения проведения АТО. Поэтому до утверждения этого перечня при отражении налоговых расходов, боимся, придется все же придерживаться 4--процентного «благотворительного» лимита, о котором мы упоминали выше. Надеемся, что такой перечень не заставит себя долго ждать, хотя на самом деле скорость наших законодателей в утверждении подобных документов не слишком поражает…

Как мы понимаем, приведенный в Законе № 1668 перечень бенефициаров благотворительной помощи, которая может полностью включаться в состав налоговых расходов, является исчерпывающим. То есть если вы, например, захотите предоставить благотворительную помощь медицинскому учреждению, то в налоговые расходы вы, вероятно, имеете право отнести только сумму помощи, не превышающую 4--процентный лимит, о котором мы говорили выше. А все потому, что медицинские учреждения не упомянуты в перечне «льготных» бенефициаров в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК, там речь идет только о военных и оборонных структурах. Поэтому, если у вас есть твердое желание направить значительную сумму помощи именно на медицинское обеспечение, то сделайте это лучше через Минобороны, отправив средства на специальный регистрационный счет, предназначенный для сбора помощи на медицинское обеспечение (см. официальный сайт Минобороны). Тогда ни о каких лимитах вам беспокоиться не придется.

Имейте в виду: 4-процентный лимит придется соблюдать и в случае перечисления средств благотворительным организациям. Основание то же самое, что и приведенное в предыдущем абзаце для пожертвований медицинским учреждениям.

Отметим, что вновь созданные предприятия и предприятия, не имевшие в предыдущем отчетном году прибыли, не смогут включить сумму «лимитированной» благотворительной помощи в состав налоговых расходов, поскольку им невозможно будет определить 4--процентный лимит.

Отметим, что для признания расходов неприбыльность бенефициара должна быть подтверждена копией решения о внесении его в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

В заключение отметим, что расходы на предоставление благотворительной помощи признаются по дате ее фактического перечисления (п.п. 138.5.3 НК). В Декларации по налогу на прибыль предприятия* льготированные расходы на предоставление благотворительной помощи необходимо отражать в строке 06.4 и в строке 06.4.1 приложения ІВ к ней.

* Форма Декларации утверждена приказом Миндоходов от 30.12.2013 г. № 872.

 

Предоставление материальной помощи. Если вы решили осуществить пожертвование товарно-материальными ценностями, необходимо иметь в виду, что такая операция в понимании НК считается продажей (реализацией) товаров (п.п. 14.1.202 НК). Но дохода от нее вы иметь не будете. Напомним, что в былые времена налоговики считали: если плательщик налога на прибыль бесплатно предоставляет товары, независимо от статуса получателя, доход от реализации товаров определяется по обычной цене (ОНК № 581). Вместе с тем плательщику можно было включить в расходы себестоимость таких товаров. Но теперь такие взгляды уже не актуальны, ведь обычные цены почти полностью перешли в плоскость контролируемых операций (см. тематический номер «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 2 (74)), поэтому ориентироваться на них при определении дохода от безвозмездной передачи товаров не нужно. Таким образом, доход от этой операции будет равен 0 (за исключением безвозмездной передачи объекта ОС, когда доход в соответствии с п. 146.14 НК, как и ранее, определяется на уровне не ниже обычной цены такого объекта*).

* Подробнее об этом см. в тематическом номере «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2012, № 4 (28), с. 29.

Но право на расходы благотворитель все равно не утратит (имеем в виду, если благотворительная помощь предоставляется неприбыльным организациям). Основания те же, что и для денежной помощи (см. с. 33 — 34). Так, если предприятие передает учреждениям и организациям, перечисленным в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК (см. c. 34), специальные средства индивидуальной защиты (каски, бронежилеты, изготовленные в соответствии с военными стандартами), технические средства наблюдения, лекарственные средства и медицинские изделия, средства личной гигиены, продукты питания, предметы вещевого обеспечения или другие товары по перечню, который должен утвердить КМУ, оно имеет право включить их стоимость в состав прочих расходов обычной деятельности в полном объеме.

В случае пожертвования каких-либо других товаров, не включенных в перечень, и/или иным учреждениям и организациям, нежели указанные в п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК, предприятие:

— включает в налоговые расходы стоимость благотворительной помощи в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года — если учреждение или организация-бенефициар подпадает под определение неприбыльной организации в соответствии со ст. 157 НК;

не включает в налоговые расходы стоимость благотворительной помощи в полном объеме — если получатель помощи не относится к неприбыльным учреждениям и организациям.

Налоговый учет. НДС

Предоставление денежной помощи. Предоставление благотворительной помощи в денежной форме не подпадает под определение поставки товаров или поставки услуг (пп. 14.1.185, 14.1.191 НК), поэтому каких-либо НДС-последствий такая операция иметь не будет.

 

Предоставление материальной помощи. А вот с НДС-учетом материальной благотворительной помощи все сложнее. Разберемся по порядку.

Во-первых, уделим внимание налоговым обязательствам. Бесплатная передача товаров в соответствии с п.п. 14.1.191 НК подпадает под определение поставки товаров. Это значит, что начислять налоговые обязательства по НДС по такой операции нужно (п.п. «а» п. 185.1 НК). Базой налогообложения таких операций в соответствии с абз. 1 п. 188.1 НК является их договорная стоимость (при осуществлении контролируемых операций — не ниже обычных цен). Поскольку предоставление благотворительной помощи вряд ли подпадет под определение контролируемой операции, а договорная стоимость при безвозмездной передаче равна 0, то и сумма налогового обязательства по НДС будет нулевой.

Предупреждаем: приведенный выше порядок действует только до 01.01.2015 г. С этой даты в п. 188.1 НК будут внесены изменения (Законом № 1621**), согласно которым начислять налоговое обязательство при безвозмездной передаче товаров/необоротных активов таки придется. Базой налогообложения в таком случае будет:

— при поставке товаров — цена их приобретения;

— при поставке необоротных активов их балансовая (остаточная) стоимость по данным бухгалтерского учета, сложившаяся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (при отсутствии учета необоротных активов — их обычная цена).

** Подробнее об изменениях, навеянных Законом № 1621, см. в статье «Военный сбор, спецсчета по НДС и другие изменения в НК» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 17 (89), с. 10.

Исключение составляют товары, цены на которые подлежат государственному регулированию.

Кроме того, предоставление материальной благотворительной помощи может попасть и под «благотворительную» льготу, установленную п.п. 197.1.15 НК. Согласно этому подпункту от налогообложения освобождаются операции по предоставлению благотворительной помощи, в частности безвозмездная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным согласно законодательству.

Во-вторых, проясним вопросы, касающиеся налогового кредита. Дело в том, что в случае, когда ТМЦ, которые передаются в качестве благотворительной помощи, были изначально приобретены для их использования в хозяйственной деятельности предприятия, придется откорректировать налоговый кредит, который был начислен предприятием при таком приобретении. Почему? А потому что безвозмездная передача товара не подпадает под определение хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с п.п. 14.1.36 НК. Корректировки ранее отраженного налогового кредита происходят путем начисления налоговых обязательств (п. 198.5 НК). База налогообложения в таком случае будет следующей (п. 189.1 НК):

— при передаче товаров стоимость их приобретения;

— при передаче необоротных активов их балансовая (остаточная) стоимость по данным бухгалтерского учета, сложившаяся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (при отсутствии учета необоротных активов — их обычная цена).

 

Бухгалтерский учет

Предоставление денежной помощи. Предоставление предприятием благотворительной помощи вызовет у него появление расходов. Их следует учитывать на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Заметим, что, в отличие от налогового учета, в бухгалтерском учете в любом случае признается вся сумма «благотворительных» расходов. Одновременно с увеличением расходов предприятие избавится от части денежных средств, как правило, безналичных. То есть это уменьшит субсчет 311 «Текущие счета в национальной валюте» либо субсчет 312 «Текущие счета в иностранной валюте», в зависимости от того, в какой валюте предоставляется благотворительная помощь.

 

Предоставление материальной помощи. В случае предоставления материальной благотворительной помощи расходы от этой операции, т. е. стоимость ТМЦ и другие сопутствующие расходы, учитывают так же, как и при предоставлении денежной помощи, т. е. на субсчете 949. Вместе с тем уменьшают остаток счетов, на которых учитывались такие ТМЦ. В зависимости от вида ТМЦ это могут быть счета 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 26 «Готовая продукция», 27 «Продукция сельскохозяйственного производства», 28 «Товары».

Обратите внимание: при осуществлении пожертвования ОС или иными необоротными материальными активами их перед этим не нужно переводить в состав оборотных активов, как то делается при их продаже (п. 2 разд. ІІ П(С)БУ 27). Их балансовую (остаточную) стоимость сразу необходимо списать с соответствующего субсчета счета 10 «Основные средства» или 11 «Прочие необоротные материальные активы». Расходы от такого списания отражают на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности». Кроме того, списать необходимо и сумму начисленного износа (субсчета 131 «Износ основных средств» и 132 «Износ прочих необоротных материальных активов»), конечно, если такие необоротные активы ранее использовались в деятельности предприятия и на них начислялась амортизация.

Кроме того, в дебет субсчета 949/977 списывают сумму налоговых обязательств по НДС, начисленных как компенсация налогового кредита, отраженного при приобретении таких «благотворительных» товаров / необоротных активов.

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

 

Случается и такое, что субъекты хозяйствования, не доверяя военному начальству либо по другим субъективным причинам, оказывают благотворительную помощь конкретным физическим лицам. Это могут быть как военные и родственники раненых или погибших военных, так и беженцы, вынужденные покинуть свои дома, расположенные в зоне проведения АТО. Этот раздел статьи — именно для таких благотворителей.

 

Налог на прибыль

Начнем с неутешительной информации: об отнесении в состав расходов благотворительной помощи физическим лицам не стоит и мечтать. Это касается как денежной, так и материальной помощи. Дело в том, что предоставление благотворительной помощи не является хозяйственной деятельностью предприятия, а путь «нехозяйственным» расходам в состав налоговых перекрыт п.п. 139.1.1 НК. И даже благотворительные цели здесь не спасают. А исключения, регламентированные п.п. «а» п.п. 138.10.6 и п. 33 подразд. 4 разд. ХХ
(см. о них на с. 34 — 35), распространяются исключительно на круг определенных этими положениями юридических лиц. Поэтому о налоговых расходах забываем.

Доход от безвозмездной передачи ТМЦ, как и в случае с бенефициаром-юрлицом, будет равен 0.

 

НДС

НДС-учет будет таким же, как и при предоставлении благотворительной помощи юрлицу (см. с. 35).

 

НДФЛ

Вообще, безвозвратная финансовая помощь и стоимость безвозмездно полученных физическим лицом товаров расцениваются налоговым законодательством как доход в виде дополнительного блага (пп. «г» и «е» п.п. 164.2.17 НК). Согласно п.п. 164.2.17 НК такой вид дохода включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика НДФЛ. Но в отношении благотворительной помощи существуют исключения. Их мы можем увидеть в пп. 165.1 и 170.7 НК. Найдется среди них место и «военной» благотворительной помощи. Так, совсем недавно Законом № 1668 в п. 165.1 НК был добавлен новый «льготный» подпункт — 165.1.54. Согласно этому подпункту суммы (стоимость) благотворительной помощи, предоставляемой в пользу военных, членов их семей и беженцев из зоны АТО и территории АРК (подробный перечень таких лиц приведен в п.п. «а» п.п. 165.1.54 НК) не включают в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога.

Заметьте, что согласно п. 1 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 1668 нормы данного Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 21 ноября 2013 года. Это значит, что если из суммы (стоимости) благотворительной помощи, соответствующей условиям, определенным п.п. 165.1.54 НК, был удержан (уплачен) НДФЛ, суммы такого налога подлежат возврату плательщику налога из бюджета. Порядок и условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств регламентированы ст. 43 НК.

Обращаем ваше внимание на то, что законодатели освободили от обложения НДФЛ еще и благотворительную помощь, которая была предоставлена в пользу участников массовых акций гражданского протеста в Украине, получивших ранение, контузию или иное повреждение здоровья во время участия в этих акциях в период с 21.11.2013 г. по 28.02.2014 г., а также 02.05.2014 г. в г. Одессе, или в пользу членов семей таких участников, которые погибли либо умерли, или признаны безвестно отсутствующими (абз. 3 п.п. «а» п.п. 165.1.54 НК).

Вроде бы есть чему порадоваться. Но не тут то было. Льготы по НДФЛ как будто бы и есть на бумаге, но реализовать их на практике может оказаться непросто. Вызывают вопрос документы, которые бы подтверждали «льготный» статус получателей помощи. В принципе, перечень документов, подтверждающих статус участника боевых действий, мы можем узнать из Порядка № 413. Но соответствующие лица получат такой статус, а значит, и документы, его подтверждающие, лишь после завершения выполнения ими задач в зоне АТО. То есть это значит, что до этого момента о необложении налогом благотворительной помощи таким лицам можно забыть? Формально выходит, что да. Да и перспектива разыскивать каждое лицо, которому была предоставлена в течение последнего года благотворительная помощь на указанные п.п. 165.1.54 НК цели, с целью истребования у них документов, подтверждающих их «боевой» статус, как-то не очень привлекает.

Но это еще полбеды. Как именно подтвердить статус переселенца с территории проведения АТО или участника массовых акций общественного протеста, вообще не понятно. По-видимому, не знают этого и сами законодатели, поскольку из проекта Закона № 1668 они исключили упоминание о том, что порядок определения таких лиц должен быть определен КМУ. Разбирайтесь сами, — очевидно, решили они, оставив тем самым себе лазейку для удержания НДФЛ с суммы благотворительной помощи, предоставленной лицам, документально не подтвердившим свой «льготный» статус. Ну а что, подобный опыт по удержанию НДФЛ из якобы льготного среднего заработка мобилизованных работников у них есть (см. с. 18). Конечно, надеемся на исправление такой несправедливости (надежда умирает последней), но пока имеем то, что имеем… А на будущее советуем по возможности все же передавать благотворительную помощь не конкретным физическим лицам, а Минобороны или воинским частям, заведениям или учреждениям. Тогда это не только избавит вас от головной боли с НДФЛ, но и даст шанс на отражение налоговых расходов (об этом мы говорили на с. 34).

А вот статус переселенца с территории временно оккупированного Крыма можно будет подтвердить Справкой, подтверждающей местопребывание граждан Украины, которые проживают на временно оккупированной территории или переселились с нее, утвержденной приказом МВД от 26.09.2014 г. № 997. Этим же приказом, отметим, определен и порядок выдачи такой Справки.

Заметьте, что сумма (стоимость) благотворительной помощи освобождается от налогообложения в следующем размере (п.п. 170.7.8 НК):

полностью — для помощи, предоставляемой для закупки или в виде специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или других товаров по перечню, который определяется КМУ, либо для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных услуг по лечению, обеспечению изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления;

в сумме, которая совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 1 тыс. размеров МЗП, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года — для помощи на восстановление утраченного имущества и на другие нужды по перечню, который определяется КМУ (в настоящее время не утвержден). Если общая сумма полученной благотворительной помощи в течение отчетного (налогового) года превышает указанный предельный размер, сумма превышения такого размера облагается налогом по «стандартным» ставкам, установленным п. 167.1 НК. Плательщик налога в таком случае обязан подать годовую налоговую декларацию с указанием сумм благотворительной помощи.

Решили оказать помощь через волонтеров? Пожалуйста. Удерживать с нее НДФЛ также не придется. Об этом свидетельствует абз. 1 п.п. «б» п.п. 165.1.54 НК. Заметьте: эта же норма требует, чтобы такие волонтеры были включены в Реестр волонтеров АТО. Обязанность по формированию и ведению такого Реестра возложена на ГФСУ. Однако законодатели оказались лояльны и к волонтерам, которые получали благотворительную помощь до введения указанного Реестра. Так, благотворительная помощь, полученная волонтерами в отчетном налоговом году, который предшествует году их внесения в Реестр благотворителей-волонтеров, также не должна облагаться НДФЛ (абз. 1 п.п. «б» п.п. 165.1.54 НК).

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ* суммы предоставленной благотворительной помощи необходимо отражать с признаком дохода «169».

* Форма утверждена приказом Миндоходов от 21.01.2014 г. № 49.

К вашему сведению: суммы благотворительной помощи, определенной п.п. 165.1.54 НК, не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход до 31 декабря (включительно) года, следующего за годом, в котором завершена АТО.

 

Бухгалтерский учет

Никаких особенностей, касающихся бухгалтерского учета предоставления благотворительной помощи физическим лицам, нет. Поэтому предлагаем вам руководствоваться правилами учета, приведенными для благотворительной помощи юрлицам, на с. 36.

 

Рассмотрим небольшой пример.

 

Пример. Предприятие «Надежда» в сентябре 2014 года оказало следующую благотворительную помощь:

— теплые вещи для бойцов на сумму 24 тыс. грн., приобретенные специально на благотворительные цели (переданы воинской части, код признака неприбыльности — 0002);

— денежные средства (в гривне) главе семьи беженцев из Донецка Панасенко П. О. в сумме 8 тыс. грн.

Облагаемая налогом прибыль предыдущего отчетного года составила 100 тыс. грн.

 

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

СУММА

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

СТРОКА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

1

2

3

4

5

6

7

8

Материальная благотворительная помощь воинской части

1

Перечислены денежные средства поставщику теплой одежды

371*

311

24000,00

2

Получены от поставщика теплые вещи для бойцов

281

631

24000,00

* Налогового кредита по такой операции у предприятия не будет, поскольку товары приобретены не для использования в хозяйственной деятельности.

3

Отражен зачет задолженностей

631

371

24000,00

4

Теплые вещи переданы воинской части

949*

281

24000,00

—**

4000,00***

06.4 Декларации, 06.4.1 приложения ІВ

* База обложения НДС отсутствует — налоговый кредит при приобретении теплых вещей не отражали.

** Доход от безвозмездной передачи теплых вещей будет нулевым (см. с. 35).

*** Ввиду того, что во исполнение норм п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК на сегодняшний день КМУ так и не утвердил перечень, предприятие имеет право отнести к налоговым расходам благотворительную помощь только в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, т. е. 4000 грн. (100000 грн. х 4 % : 100 %).

Благотворительная денежная помощь физическому лицу

1

Перечислены денежные средства Панасенко П. О.

949

311

8000,00*

-—

* Напомним, что удерживать НДФЛ с такой помощи не нужно, если плательщик предоставил документальное подтверждение статуса переселенца (см. с. 37).

 

Надеемся, все поблажки законодателей в отношении благотворительной помощи, которые мы рассмотрели в этой статье, стимулируют еще большее количество благотворителей к предоставлению помощи, а их бухгалтерам не составят труда ее учет и налогообложение. Мира нам всем и благополучия!

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 1668 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по некоторым вопросам налогообложения благотворительной помощи» от 02.09.2014 г. № 1668-VII.

Закон о ВСУ — Закон Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 06.12.91 г. № 1934-ХІІ.

Закон об обороне — Закон Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ.

Закон № 1190 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению материально-финансового обеспечения обороноспособности государства» от 08.04.2014 г. № 1190-VII.

Закон о благотворительной деятельности — Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

Положение № 37 — Положение о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденное приказом Минфина от 24.01.2013 г. № 37.

П(С)БУ 27 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность», утвержденное приказом Минфина от 07.11.2003 г. № 617.

Порядок № 413 — Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержденный постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 413.

ОНК № 581 — Обобщающая налоговая консультация о порядке определения доходов и расходов по операциям по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), утвержденная приказом ГНСУ от 05.07.2012 г. № 581.

АРК — Автономная Республика Крым.

АТО — антитеррористическая операция.

ГФСУ — Государственная фискальная служба Украины.

ВСУ — Вооруженные Силы Украины.

КМУ — Кабинет Министров Украины.

МВД — Министерство внутренних дел.

МЗП — минимальная заработная плата.

ОС — основные средства.

НДС — налог на добавленную стоимость.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

СБУ — Служба безопасности Украины.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше