Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек работников

Министерство социальной политики Украины, Министерство юстиции Украины

Приказ от 06.10.2014 г. № 720/1642/5

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 21.10.2014 г. под № 1304/26081 (извлечение)

В соответствии с пунктом 8 Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 06 апреля 2011 года № 389 (с изменениями), и пунктом 10 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 02 июля 2014 года № 228,

ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Дополнить главу 5 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 года № 58, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 17 августа 1993 года под № 110 (с изменениями), пунктом 5.6 следующего содержания:

«5.6. Дубликат трудовой книжки также может быть выдан по новому месту работы в связи с отсутствием доступа к трудовой книжке работника в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренной Кодексом гражданской защиты Украины, или проведения антитеррористической операции на территории, где работал работник.

Дубликат выдается на основании заявления работника и полученной им в письменном виде информации из штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации о возникновении чрезвычайной ситуации или Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины о проведении антитеррористической операции на территории, где работал работник, которая предоставляется в произвольной форме.

В случае восстановления доступа к трудовой книжке записи из дубликата о периодах работы переносятся в трудовую книжку. При этом на первой странице дубликата делается надпись: «Дублікат анульовано», удостоверяется печатью работодателя по последнему месту работы работника и дубликат возвращается его владельцу.».

<…>

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования*.

* Приказ вступил в силу 04.11.2014 г. — Примеч. ред.

<…>

 

Министр социальной политики Украины
 Л. Денисова

Министр юстиции Украины
 П. Петренко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Трудовая книжка вашего работника осталась в зоне АТО? Оформляйте дубликат!

Безусловно, трудовое законодательство оказалось «беззащитным» перед событиями на востоке нашей страны. Тем временем много «трудовых» проблем работников, которые переехали или находятся в зоне проведения антитеррористической операции* (далее — АТО), требуют решения именно сейчас и немедленно! И вот все мы дождались еще одной официальной весточки, направленной на улучшение трудоустройства работников-переселенцев из зоны проведения АТО**. Она касается работников «беспокойных» восточных регионов, утративших доступ к своей главной трудовой летописи — трудовой книжке.

* Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, приведен в приложении к распоряжению КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р.

** Разъяснения о трудоустройстве медицинских и педагогических работников из зоны проведения АТО представлены соответственно в письме Минздрава от 20.08.2014 г. № 11-02-09/10-65/24419 («ОТ», 2014, № 18, с. 3) и совместном письме Минсоцполитики и МОН от 15.08.2014 г. № 9209/0/14-14/21|1/12-5698 («ОТ», 2014, № 17, с. 7).

На что такие работники могут рассчитывать после вступления в силу комментируемого приказа, т. е. с 04.11.2014 г.? На получение дубликата трудовой книжки по особому порядку, который прописали в новом п. 5.6 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты населения от 29.07.93 г. № 58 (далее — Инструкция № 58).

Получение дубликата трудовой книжки по привычному порядку. Вы пожали плечами и подумали — велика новость, выдача дубликата трудовой книжки и ранее предусматривалась пп. 5.1 — 5.5 Инструкции № 58. Что ж, предлагаем взглянуть на случаи выдачи дубликата трудовой книжки по этим «старым» пунктам.

Ими предусмотрены 2 случая выдачи дубликата трудовой книжки:

— работник (или иное лицо) потерял трудовую книжку. Для получения дубликата он обращается к работодателю по последнему месту работы. Каковы действия работодателя? Не позднее 15 дней со дня получения такого заявления он заводит другую трудовую книжку на работника, на титульном листе которой в правом верхнем углу ставит надпись: «Дублікат»;

— трудовая книжка стала непригодной для дальнейшего использования (обгорела, разорвана, загрязнена и т. п.). Кто оформляет дубликат такой трудовой книжки? Работодатель по последнему месту работы. При этом на титульном листе непригодной трудовой книжки работодатель делает надпись:«Замість видано дублікат» и возвращает ее на хранение работнику. Будьте внимательны: при трудоустройстве на новое место работы работник предъявляет именно дубликат трудовой книжки.

Поговорим и о заполнении внутреннего блока дубликата трудовой книжки, если работник уже работал до оформления на последнее место работы. Сначала последний для работника работодатель вносит запись об общем стаже работы до трудоустройства в это учреждение в графу 3 раздела «Відомості про роботу» дубликата. Внимание! Указывают только те данные, которые подтверждены документами. А уже далее в дубликате расписывают информацию об отдельных периодах работы.

Вы убедились: до недавнего времени работники получали дубликат трудовой книжки только у работодателя по последнему месту работы. Конечно, это не вариант для работников, покинувших работу и местожительство в зоне проведения АТО. Ведь выходит, что для получения такого дубликата им придется вернуться в указанный регион. Не нужно объяснять, чем это может обернуться… Более того, не факт, что работник сможет разыскать своего бывшего работодателя или его представителя — учреждение может просто не функционировать.

Дубликат трудовой по новой норме. Неужели периоды работы таких работников в другой местности страны так и не попадут в трудовую книжку? Вот об этом уже не волнуйтесь — взгляните еще раз на комментируемый приказ. Как мы уже указывали, им Инструкция № 58 дополнена новым п. 5.6. Что же дает этот пункт? В случае отсутствия доступа к трудовой книжке из-за чрезвычайных ситуаций, предусмотренных Кодексом гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI, или проведения АТО на территории, где работал работник,

может быть выдан дубликат трудовой книжки по новому месту работы.

Для этого работник из указанного региона предъявляет новому работодателю пакет документов, о котором идет речь в абзаце втором п. 5.6 Инструкции № 58. Вы можете с ним ознакомиться на с. 4 этого номера, поэтому отдельно на нем останавливаться не будем.

Что делать работодателю после получения такого пакета документов? Заводить для работника новую трудовую книжку и вносить запись о работе в этом учреждении. Считаем, что она должна содержать надпись «Дублікат»в правом верхнем углу на титульном листе такой книжки. Прямого требования об этом п. 5.6 Инструкции № 58 не содержит. Но согласитесь: новая трудовая книжка работника должна иметь упоминание о том, что она является дубликатом.

После бала (получение дубликата трудовой книжки по новой норме). При хорошем развитии событий — работник рано или поздно получит доступ к своей «аутентичной» трудовой книжке. В случае возникновения такой ситуации абзац третий п. 5.6 Инструкции № 58 предписывает провести с дубликатом трудовой книжки и самой трудовой книжкой определенные манипуляции. Кто это должен сделать? Работодатель по последнему месту работы. Отметим, что трудовую книжку хранят по основному месту работы работника. Поэтому обязанность по дальнейшему оформлению дубликата трудовой книжки и «настоящей» трудовой книжки возлагается на работодателя, у которого работник решит продолжить свою трудовую деятельность, — по новому основному месту работы или по основному месту работы, расположенному в зоне проведения АТО.

Такой работодатель должен:

перенести все записи из дубликата трудовой книжки в трудовую книжку работника;

отменить действие дубликата трудовой книжки. Как? Поставить на ее титульном листе надпись «Дублікат анульовано» и удостоверить ее печатью. После чего работодатель возвращает дубликат трудовой книжки работнику. С этого момента в учреждении хранят именно трудовую книжку работника.

Ремарка. Как восстановить сведения из трудовой книжки, утерянной навсегда? К сожалению, п. 5.6 Инструкции № 58 не предусматривает такого поворота событий. По нашему мнению, работник и в дальнейшем будет пользоваться дубликатом трудовой книжки. Восстановить сведения из «настоящей» трудовой книжки ему будет достаточно трудно, поскольку такая процедура не прописана в Инструкции № 58.

 

Людмила БЕЛЕВЦОВА,
эксперт по вопросам оплаты труда

(e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше