О функционировании и оплате труда руководящих работников госорганов разных уровней

В избранном В избранное
Печать
Министерство социальной политики Украины
Оплата труда Октябрь, 2014/№ 20
Разъяснение от 09.09.2014 г. № 3761/0/10-14/13

Министерство социальной политики вместе с Министерством финансов и Министерством юстиции во исполнение пункта 8 поручения Премьер-министра Украины от 15.08.2014 г. № 29526/7/1-14 к Закону Украины от 31.07.2014 г. № 1622-VII «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» о применении норм статьи 32 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» докладывают.

Статьей 32 указанного Закона предусмотрено, что членам Кабинета Министров Украины, руководителям центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме органов, подразделения которых принимают участие в проведении антитеррористической операции), народным депутатам Украины до завершения антитеррористической операции месячная заработная оплата начисляется только в размере должностного оклада.

То есть указанным лицам не начисляются доплаты и надбавки к должностному окладу, премии и не осуществляется индексация их заработной платы.

Такое ограничение не касается заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов, руководителей территориальных органов центральных органов исполнительной власти.

С целью четкого определения должностных лиц, на которых распространяются приведенные законодательные положения, необходимо учитывать следующее.

Частью второй статьи 120 Конституции Украины установлено, что организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Украины, других центральных и местных органов исполнительной власти определяются Конституцией и законами Украины.

Нормами части первой статьи 114 Конституции Украины и части первой статьи 6 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» четко очерчен состав Кабинета Министров Украины: Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры и министры Украины.

По поводу определения руководителей центральных органов исполнительной власти отмечаем, что, как следует из пункта 1 части четвертой статьи 19 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти», руководителем центрального органа исполнительной власти, не являющегося министерством, является должностное лицо, которое возглавляет центральный орган исполнительной власти, осуществляет руководство его деятельностью.

В абзацах третьем и четвертом пункта 2 мотивировочной части решения Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 16-рп/2002 (дело о совмещении служебной деятельности руководителей органов исполнительной власти) отмечено, что единый орган конституционной юрисдикции в Украине пришел к выводу, что термин «руководитель» центрального или местного органа исполнительной власти, содержащийся в части первой статьи 120 Конституции Украины, означает должностное лицо исполнительного органа, совокупность квалифицирующих признаков которого определяет статус руководителя.

К этим признакам относятся конкретные государственно-властные полномочия исполнительного и распорядительного характера такого должностного лица в сфере исполнительной власти, которые ей согласно Конституции и законам Украины предоставляются соответствующими органами государственной власти (распределение обязанностей между своими заместителями; распоряжение материально-финансовыми ценностями; руководство и направление работы исполнительного органа и его аппарата; решение кадровых вопросов; подписание правовых актов исполнительного органа; представительство исполнительного органа в отношениях с гражданами, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и т. п.).

В отношении определения руководителей других государственных органов отмечаем, что действующее законодательство не содержит толкования понятия «государственный орган».

Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную.

Статьей 75 Конституции Украины предусмотрено, что единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины.

В соответствии с частью четвертой статьи 124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

Систему органов исполнительной власти в соответствии с разделом VI Конституции Украины, частью первой статьи 1 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», частью первой статьи 1 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти», частью второй статьи 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» составляют Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации.

То есть государственная власть реализуется через соответствующие виды государственных органов (трех ветвей власти). При этом следует отметить, что Конституция Украины определяет также другие государственные органы, такие как Центральная избирательная комиссия, Национальный банк Украины, Счетная палата, Генеральная прокуратура Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, правовые принципы деятельности которых устанавливаются отдельными законами.

Термин «государственные органы» является более широким, нежели термин «органы государственной власти», поскольку охватывает, кроме органов законодательной, исполнительной и судебной власти, также другие органы, не относящиеся ни к одной из указанных ветвей власти, но осуществляющие определенные государственные функции, руководители которых наделены представительскими, нормотворческими, контрольными и исполнительными функциями, в частности такими, как принимать властные (обязательные к исполнению) предписания (издавать правовые акты), организовывать и контролировать их исполнение.

 

Министр Л. Денисова

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Должностное лицо получит «голый» оклад: «конкретика» от Минсоцполитики

Комментируемое разъяснение прогнозируемо и ожидаемо! Вернитесь к августу 2014 года («ОТ», 2014, № 15, с. 4) и вспомните: Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII пополнился цепочкой ограничительных норм. Среди них и ст. 32, которую мы сейчас и будем разбирать «по косточкам». Процитируем ее требования:

«…членам Кабинета Министров Украины, руководителям центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме органов, подразделения которых принимают участие в проведении антитеррористической операции), народным депутатам Украины до завершения антитеррористической операции месячная заработная оплата начисляется только в размере должностного оклада».

Поэтому указанным должностным лицам придется затянуть пояса и получать только должностной оклад. Что именно отрезали? Доплаты и надбавки к должностному окладу, а также премии. Кроме того, оставленный заработок указанных работников не индексируют. Об этом и узнаем в комментируемом разъяснении.

Но не только сумма зарплаты вызывает вопросы. Больше интересует, кто конкретно подпадает под госбюджетные ограничения зарплаты до окончания проведения АТО. Давайте обобщать всю информацию, имеющуюся в наших руках. Зарплату в размере должностного оклада выплачивают:

— народным депутатам Украины — здесь размышлять неуместно;

— членам Кабинета Министров Украины — вроде бы все понятно, да и находятся правительственные чиновники «наверху». Однако Минсоцполитики напомнило, кто именно входит в состав Правительства, и тем самым подвело к выводам, что они получают только должностной оклад: Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры и министры Украины;

— руководителям центральных органов исполнительной власти — с ними сложнее, но терпимо. Почему? Для их определения пользуются верной подмогой — Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI (далее — Закон № 3166). На это соглашается и Минсоцполитики и приводит определение таких руководителей, опираясь на п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона № 3166. Так, руководителем центрального органа исполнительной власти (не министерства) является должностное лицо, возглавляющее центральный орган исполнительной власти, осуществляющее руководство его деятельностью. В свою очередь, среди центральных органов исполнительной власти различают (кроме министерств) службы, агентства, инспекции (ст. 16 Закона № 3166). Поэтому руководители служб, агентств и инспекций, которые считаются центральными органами исполнительной власти, получают зарплату в размере должностного оклада. Если конкретнее, то это касается руководителя Государственной фискальной службы Украины, Государственной финансовой инспекции Украины, Государственной казначейской службы Украины и прочих центральных органов исполнительной власти, приведенных в постановлении Кабинета Министров Украины от 10.09.2014 г. № 442;

— руководителям прочих государственных органов — с их определением настоящая «беда». И все из-за отсутствия определения «прочие государственные органы» в украинском законодательстве. Однако этот факт не мешает законодателям широко употреблять его в нормативно-правовых актах. Как объяснять такой термин на практике, ведь фактически он охватывает достаточно широкий спектр государственных образований? К сожалению, комментируемое разъяснение только подталкивает к ответам. Так, в нем приведено ориентировочное определение «государственный орган». Более того, Минсоцполитики осмелилось и привело примеры таких других государственных органов, среди них оказались Центральная избирательная комиссия, Национальный банк Украины, Счетная палата, Генеральная прокуратура Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Вот их руководители будут получать должностной оклад. По нашему мнению, приведенный перечень скуп, а потому вопрос по поводу четкого определения «прочих государственных органов» остается открытым.

Кроме того, как следует из комментируемого разъяснения, упомянутое зарплатное ограничение распространяется и на руководителей местных государственных администраций (Закон Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV). Выходит, что зарплату в размере должностного оклада получают руководители: областных (городских) государственных администраций, районных государственных администраций (включая районы в городе Киеве).

Также мы приберегли еще две новости. В действительности вы их могли заметить и сами в комментируемом разъяснении. Но лучше мы акцентируем на них внимание.

Во-первых, ограничение по поводу выплаты должностного оклада без других составляющих касается исключительно руководителей вышеперечисленных органов. На их замов это не распространяется! То есть они по-прежнему получают зарплату со всеми составляющими.

Во-вторых, норма ст. 32 Закона № 719 не применяется в отношении территориальных ветвей указанных органов. То есть фактически реализацию этой нормы не спустят «вниз».

Помните! Это не единственные ограничения по размеру заработной платы для руководящих работников бюджетной сферы. Об урезке их доходов также идет речь в п. 13 Мероприятий по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, приведенных в приложении к постановлению Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65.

 

Людмила БЕЛЕВЦОВА,
эксперт по вопросам оплаты труда
(e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить