Если работнику установили инвалидность, то работодатель рано или поздно узнает об этом печальном факте. Как далее выстраивать трудовые отношения с работником-инвалидом? Для ответа на этот вопрос вам понадобятся рекомендации МСЭК. Такая комиссия приводит заключения об условиях и характере труда в справке к акту осмотра МСЭК (форма № 157-1/о) или в уведомлении учреждения о результатах осмотра МСЭК (форма № 162/о).
Заметим, что заключения МСЭК об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для работодателей, которые, в свою очередь, должны создать инвалидам условия труда с учетом рекомендаций МСЭК (ст. 69 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII, ст. 12 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII).
Более того, городские, межрайонные, районные комиссии анализируют вместе с лечебно-профилактическими заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, профсоюзными органами условия труда с целью выявления факторов, имеющих негативное влияние на здоровье и трудоспособность работников, а также определяют условия и виды деятельности, работ и профессий для больных и инвалидов (п.п. 8 п. 11 Положения о медико-социальной экспертизе, утвержденного постановлением КМУ от 03.12.2009 г. № 1317).
Важно! В случае применения труда инвалидов работодатель обязан учитывать рекомендации МСЭК, поскольку невыполнение этих рекомендаций может привести к ухудшению состояния здоровья работника-инвалида, за что он будет нести ответственность.
Помните: комиссия может прийти к выводу, что работник может работать на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (ст. 172 КЗоТ). В таком случае работодатель обязан удовлетворить требования МСЭК. Тогда речь об увольнении работника-инвалида не идет.
В большинстве случаев рекомендации МСЭК подводят к переводу работника на более легкую работу, соответствующую рекомендациям этой комиссии. Работодатель обязан выполнить такое предписание (ст. 170 КЗоТ). Если можно установить условия более «легкой работы» в рамках должности, которую занимает работник, то ему предлагают остаться на ней. Если же нет — работодатель подыскивает подходящие вакантные должности и предлагает их работнику-инвалиду. Будьте внимательны! Перевод работника на более легкую работу возможен только с его согласия*.
* Заинтересовала процедура перевода работника на более легкую работу? Читайте о ней в «ОТ», 2014, № 17, с. 5. — Примеч. ред.
Однако на практике встречаются случаи, когда работнику-инвалиду просто ничего предложить: характер и условия исполняемых профессиональных обязанностей согласно занимаемой должности не соответствуют рекомендациям МСЭК (следовательно, он не может оставаться на своей должности), а вакантные должности, которые бы отвечали рекомендованным условиям труда, отсутствуют. Отметим, что учреждения не могут расширять свой штат.
Поэтому сразу приходит мысль об увольнении по инициативе работодателя согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ из-за: выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы.
Обратите внимание! Нельзя уволить работника по причине установления ему инвалидности (ч. 3 ст. 17 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII)!
Уточним, что расторжение трудового договора по основанию п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ возможно в случае*:
— отсутствия вакантного рабочего места, должности, на которые работодатель должен перевести работника в соответствии с медицинским заключением;
— отказа работника от перевода на другую работу согласно рекомендациям медицинского заключения;
— если согласно медицинскому заключению работник признается нетрудоспособным и не определяются виды работ, которые он может выполнять в силу такой трудоспособности и необходимости охраны его здоровья.
* Такие условия для увольнения работников-инвалидов представлены и в письме Минтруда от 16.09.2010 г. № 294/13/116-10. — Примеч. ред.
Важно! Работника-инвалида можно уволить согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ, если в учреждении нет должности (работы), которая отвечает требованиям рекомендаций МСЭК.
Этот вывод имеет еще одно основание — судебную практику. Например, такой же вердикт представлен в постановлении Апелляционного суда Житомирской области от 05.12.2006 г. по делу № 22ц/2116.
С возможностью увольнения работника-инвалида определились. Но процедура расторжения трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ сопровождается особенностями, которые работодателю стоит знать и применять. Рассмотрим их и мы.
Во-первых, работодателю следует «подстраховаться» при увольнении работника-инвалида согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ — не исключено, что после «расставания» уже бывший работник отправится в судебную инстанцию. Чтобы аргументировать «законность» такого увольнения, работодатель как минимум должен собрать письменные доказательства того, что в учреждении действительно отсутствовали должности, которые может занимать работник-инвалид согласно рекомендациям МСЭК. Далее проинформируйте об этом работника. Желательно, чтобы он расписался о своей осведомленности. Отказ работника расписаться работодатель фиксирует в соответствующем акте, который подписывают два-три работника учреждения.
Также при определенных обстоятельствах работодатель может пойти дальше и обратиться за разъяснениями в МСЭК, которая установила инвалидность и вынесла трудовые рекомендации. Такая комиссия может предоставить более конкретные рекомендации об условиях работы работника-инвалида (например, труд на условиях неполного рабочего дня и т. п.) или же подтвердить, что он действительно не в состоянии выполнять определенные работы. Конечно, работодатель должен хранить разъяснение комиссии.
Во-вторых, трудовым законодательством не предусмотрен срок, в течение которого работодатель должен предупредить работника о его увольнении согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Но все же следует уведомлять работника о дате его увольнения — он же должен знать о своей дальнейшей трудовой «судьбе».
Однако учитывайте: расторжение трудового договора согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ проводят только по предварительному согласию профсоюза. Для согласования такого увольнения ст. 43 КЗоТ предусмотрены сроки. Вот и выходит, что процедуру по увольнению работника-инвалида начинают заранее.
В-третьих, увольнение согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ — это увольнение по инициативе работодателя. Поэтому уволить работника в период его временной нетрудоспособности или отпуска не удастся (ч. 3 ст. 40 КЗоТ). Например, при обстоятельствах, изложенных в вопросе, ближайшей датой увольнения работника было 24.11.2014 г., если до этого времени с профсоюзом уже согласовали расторжение трудового договора.
По общему правилу с работником в день увольнения проводят окончательный расчет (ст. 116 КЗоТ). При расторжении трудового договора по основанию, изложенному в п. 2 ч. 1 ст. 40 КЗоТ, работодатель выплачивает выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка (ст. 44 КЗоТ).
В трудовой книжке работника делают запись: «Уволен в связи с выявленным несоответствием выполняемой работе в результате состояния здоровья, п. 2 ст. 40 КЗоТ Украины».