Темы статей
Выбрать темы

Начисляем ЕСВ в 2015 году: открываем «сюрпризы»

Людмила ТРОХИМЕНКО, заместитель главного редактора (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua) Татьяна ГУЛЬ, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: t.gul@id.factor.ua)
С 1 января 2015 года стартовала реформа ЕСВ. Толчок ее началу дал Закон Украины от 28.12.2014 г. № 77-VIII*. Основная цель реформаторских изменений — вывести зарплаты «из тени», в том числе путем снижения ставок ЕСВ для работодателей. Произойдет ли это фактически? Как будут работать принятые нововведения, связанные с единым соцвзносом? Давайте анализировать вместе.

* Об основных социально-экономических реформах 2015 года см. «ОТ», 2015, № 1, с. 4.

Основной законодательный акт, определяющий порядок и правила взимания ЕСВ, — Закон № 2464. Именно этим Законом руководствуемся при определении плательщиков ЕСВ, базы начисления, размеров ставок и пр.

В конце 2014 года депутаты приняли Закон № 77, которым профильный Закон № 2464 был подкорректирован.

Что же изменилось для работодателей и с чем придется работать на ЕСВ-поле с 1 января 2015 года? Давайте исследуем карту законодательных ЕСВ-новаций и попутно сообщим о «незатронутых» нормах.

 

База начисления

Прежде всего отметим, что объекты взимания ЕСВ** не изменились. Как и ранее, в базу взимания ЕСВ работодатели включают:

— зарплату по видам выплат, которые определяют в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (детальная расшифровка таких выплат приведена в Инструкции № 5);

— вознаграждение физлицам — непредпринимателям за выполненные работы (предоставленные услуги) по ГПД;

— больничные (оплату первых пяти дней болезни за счет средств работодателя и пособие по временной нетрудоспособности за счет Фонда соцстраха);

— пособие по беременности и родам.

** Подробнее с базой (объектами) взимания ЕСВ и его ставками можно ознакомиться в «ОТ», 2014, № 18, с. 31.

Не поменялся и размер максимальной величины базы начисления ЕСВ. Как и ранее, он равен 17 размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ПМТЛ), установленного законом***. Это означает, что в случае начисления застрахованному лицу дохода, превышающего 17 ПМТЛ, с суммы превышения ЕСВ не взимают.

*** См. также «ОТ», 2015, № 1, с. 4.

На 2015 год ПМТЛ установлен: в январе — ноябре в размере 1218 грн., в декабре — 1378 грн. (ст. 7 Закона о Госбюджете-2015).

А значит, порог для начисления ЕСВ в 2015 году будет равен:

— январь — ноябрь — 20706 грн.;

— декабрь — 23426 грн.

Какие появились нововведения? Закон № 2464 дополнили определением основного места работы. Это место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, где находится (оформлена) его трудовая книжка, в которую вносится соответствующая запись о работе (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464). Такое определение будет важным для применения ЕСВ-новинок. Об этом читайте далее.

ЕСВ с зарплаты ниже «минималки» по-новому!

Кардинально изменился подход к определению базы начисления ЕСВ. Для зарплаты и вознаграждения по ГПД ее определяют отдельно по каждому застрахованному лицу (абзацы первый и второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464). Раньше ЕСВ начисляли на общую сумму зарплаты в пределах максимальной базы начисления ЕСВ, а удерживали ЕСВ отдельно по каждому застрахованному лицу. Теперь по каждому застрахованному лицу хотят видеть и начисленный, и удержанный ЕСВ. Вероятнее всего будут внесены изменения и в ЕСВ-отчетность.

Кроме этого, для работников всех предприятий, организаций, учреждений независимо от формы собственности, в том числе и для бюджетников, трудоустроенных по основному месту работы, у которых база начисления ЕСВ (за вычетом вознаграждения по ГПД) меньше минимальной зарплаты, установленной законом на месяц, за который начисляется зарплата (доход) (далее — МЗП), Законом № 77 установлено специальное правило. Для них ЕСВ в части начисления рассчитывают как произведение МЗП и установленной ставки ЕСВ (ч. 5 ст. 8 Закона № 2464).

Напомним: в январе — ноябре 2015 года месячный размер МЗП составляет 1218 грн., в декабре 2015 года — 1378 грн. (ст. 8 Закона о Госбюджете-2015).

Важно! Нововведение относительно расчета ЕСВ, исходя из МЗП, касается только начисленного ЕСВ, удержанного — нет.

То есть для работников с начисленной зарплатой меньше минимальной начисляют ЕСВ на сумму МЗП, а удерживают — из фактически начисленного дохода.

Обратите внимание! Положения абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона № 2464 не применяются к зарплате (больничным, декретным) работников-инвалидов (8,41 %), работающих инвалидов предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (5,5 %) и работников УТОГ и УТОС (5,3 %).

Кого из работников затронет новая норма ч. 5 ст. 8 Закона № 2464? Прежде всего тех работников, у которых начисленная зарплата ниже минимума вследствие установления неполного рабочего времени, или же пребывания в отпуске без сохранения заработной платы.

Учтите: внешних совместителей указанное новшество не коснулось. Их доход сравнивать с МЗП не нужно. То есть независимо от размера начисленного дохода базой начисления ЕСВ будет его фактически начисленная сумма.

Для внутренних совместителей с МЗП сравниваем общую базу начисления ЕСВ, начисленную его работодателем (см. разъяснение специалиста ГФСУ на с. 5 этого номера).

Как будет работать на практике это новшество — рассмотрим на примерах.

 

Пример 1. Работник трудоустроен в бюджетном учреждении по основному месту работы. Ему установлено неполное рабочее время. Согласно штатному расписанию должностной оклад работника составляет 1218 грн. Доплат и надбавок не получает. В январе 2015 года ему была начислена зарплата за отработанное время в сумме 609 грн. Ставка ЕСВ в части начисления составляет 36,3 %, в части удержания — 3,6 %.

 

Сумма зарплаты за январь 2015 года не превышает МЗП, установленной законом на январь 2015 года (609 грн. < 1218 грн.). Поэтому для такого работника применяем новое правило, установленное ч. 5 ст. 8 Закона № 2464, — сумму ЕСВ в части начислений будем рассчитывать исходя из МЗП.

Определим сумму начисленного ЕСВ:

1218 грн. х 36,3 % = 442,13 грн.

Удерживаем ЕСВ из фактически начисленной зарплаты. Сумма удержанного ЕСВ составит:

609 грн. х 3,6 % = 21,92 грн.

 

Пример 2. Работнику бюджетной организации в январе 2015 года начислена зарплата за отработанное время в сумме 1000 грн. и больничные за дни нетрудоспособности в январе 2015 года в сумме 305,90 грн.

 

База начисления ЕСВ составляет 1305,90 грн. (1000 + 305,90), что выше МЗП (1305,90 грн. > 1218,00 грн.). Поэтому соответствующие ставки ЕСВ необходимо применять к фактически начисленным суммам (к зарплате в сумме 1000 грн. и к больничным в сумме 305,90 грн.).

Определим сумму начисленного ЕСВ:

1000 грн. х 36,3 % + 305,90 грн. х 33,2 % = 464,56 грн.,

где 36,3 % и 33,2 % — ставки начисления ЕСВ на зарплату для бюджетных организаций и на больничные соответственно.

Сумма удержанного ЕСВ составит:

1000 грн. х 3,6 % + 305,90 грн. х 2 % = 42,12 грн.,

где 3,6 % и 2 % — ставка удержания ЕСВ из зарплаты и с суммы больничных соответственно.

 

Пример 3. Работник бюджетной организации — внешний совместитель работает на 0,5 ставки. Его должностной оклад — 1500 грн. За январь 2015 года сумма начисленной зарплаты такого работника составила 750 грн.

 

Для внешних совместителей новое правило относительно начисления ЕСВ на зарплату меньше МЗП не применяют. Поэтому ЕСВ в части начисления определяют исходя из фактически начисленной зарплаты совместителя.

Определим сумму начисленного ЕСВ:

750 грн. х 36,3 % = 272,25 грн.,

где 36,3 % — ставка начисления ЕСВ на зарплату для бюджетных организаций.

Сумма удержанного ЕСВ составит:

750 грн. х 3,6 % = 27,00 грн.,

где 3,6 % — ставка удержания ЕСВ из зарплаты.

 

По нашему мнению, при сравнении базы начисления ЕСВ с МЗП переходящие выплаты (отпускные, больничные, пособие по беременности и родам) следует относить к тем месяцам, за которые они начислены. Если часть месяца не отработана в связи с приемом на работу или увольнением с работы, при этом начисленная зарплата оказалась меньше МЗП, — норму абзаца десятого ч. 5 ст. 8 Закона № 2464 не применяем. Подтверждают наши выводы и фискалы (см. с. 5 этого номера). Но остается открытым вопрос начисления ЕСВ для лиц, находящихся весь месяц в отпуске без сохранения заработной платы на законных основаниях* (нет базы начисления ЕСВ). Будут ли применять для них новое правило, установленное ч. 5 ст. 8 Закона № 2464, — покажет время.

* Согласно ст. 25 и 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР и п. 9 разд. III «Заключительные и переходные положения» Закона № 76.ср.

 

Коэффициент для понижения ставки ЕСВ

Вы уже знаете, что основная цель реформы ЕСВ — легализация зарплаты. Для этого Законом № 77 предусмотрели применение понижающего коэффициента для ставок начисления ЕСВ на зарплату обычных работников и вознаграждение по ГПД. Причем только по основному месту работы.

Не по основному месту работы к начисленной зарплате (доходу) ставки начисления ЕСВ применяют без коэффициента базы начисления (ч. 5 ст. 8 Закона № 2464).

«Интересная» деталь: профильным Законом № 2464 понижающий коэффициент для ставок начисления ЕСВ не предусмотрен. А ведь именно этим Законом определяют порядок начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. Прописали понижающий коэффициент лишь в ч. 3 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 77. Скорее всего, такую оплошность законодатели допустили в спешке при принятии в последние дни уходящего 2014 года этого и ряда других законов. Будем надеяться, что необходимые изменения внесут и в сам Закон № 2464. Тем более, что Кабмину дали трехмесячный срок для подготовки и представления на рассмотрение ВРУ предложений по приведению законов Украины в соответствие с Законом № 77.

Итак, с 1 января 2015 года при начислении зарплаты по основному месту работы и/или вознаграждения по ГДП применяют коэффициент, понижающий ставки начисления ЕСВ.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. С применением такого коэффициента связано много ограничений. Снизить ставку ЕСВ смогут лишь те предприятия, которые с 1 января 2015 года выполнят ряд жестких условий. Об этом попорядку.

Кто применяет. Понижающий коэффициент могут применить работодатели, перечисленные в абзацах втором и третьем п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464. К ним относятся юрлица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, в том числе их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и самостоятельно ведущие расчеты с застрахованными лицами, и физлица-предприниматели, использующие труд обычных физлиц на условиях трудового договора (контракта) и/или по ГПД.

Из этого следует, что на понижающий коэффициент могут рассчитывать и бюджетные организации, но практически он им не «светит» (об этом — далее).

К какой базе начисления применяют. Понижающий коэффициент применяют только к ставкам ЕСВ в части начислений, установленным ч. 5 ст. 8 Закона № 2464 для:

— зарплаты (ставка ЕСВ в зависимости от класса профриска или в фиксированном размере для бюджетников, судостроителей, предприятий, использующих труд работников из числа лиц летных экипажей воздушных суден гражданской авиации и бортоператоров, которые выполняют спецработы в полетах);

— вознаграждения по ГПД (ставка ЕСВ — 34,7 %).

Важно! Понижающие коэффициенты к ставке начисления ЕСВ нельзя применять к зарплате работников-инвалидов (8,41 %), к зарплате работающих инвалидов предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (5,5 %), к зарплате работников УТОГ и УТОС (5,3 %), к больничным и декретным (33,2 %, 8,41 %, 5,5 %, 5,3 %).

Условия применения пониженной ставки. В 2015 году применить пониженные ставки сбора смогут лишь те работодатели, которые одновременно выполнят четыре условия, перечисленные в ч. 3 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 77. Озвучим их.

Первое условие — общая база начисления ЕСВ за месяц должна превышать общую среднемесячную базу начисления для этого плательщика в 2014 году.

Второе условие — средняя зарплата по предприятию должна увеличиться как минимум на 30 % по сравнению со средней зарплатой 2014 года. Как рассчитывать этот показатель, к сожалению, Закон № 77 не уточнил. Учитывая, что в ЕСВ-отчете предусмотрен такой показатель, как среднеучетное количество штатных работников, считаем, что рассчитывать среднюю зарплату следует с учетом п.п. 4.1.1 Инструкции № 5.

Третье условие — средняя зарплата по предприятию в месяце, за который начисляется зарплата ­ и/или вознаграждение по ГПД, составляет не менее 3 МЗП (в январе — ноябре — не менее 3654 грн., в декабре — не менее 4134 грн.).

Четвертое условие — средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента должен быть не менее 700 грн.*

* В интернет-ресурсах появилась информация о том, что на сегодняшний день уже разработаны очередные изменения: нормы по средней зарплате не менее 3 МЗП и среднему платежу не менее 700 грн. планируют исключить из условий.

Размер понижающего коэффициента. Если плательщик ЕСВ выполнил одновременно все 4 условия, то он имеет право уменьшить ставку начисленного ЕСВ. А вот размер коэффициента, понижающего ставку начисления ЕСВ, будет зависеть еще от дополнительного условия выполнения указанного выше первого условия. Приведем его в виде алгоритма ниже.

 

img 1

 

Таким образом, воспользоваться коэффициентом в размере 0,4 при начислении ЕСВ можно, только если в 2015 году в месяце начисления зарплаты выполняется условие превышения базы начисления ЕСВ в 2,5 и более раз по сравнению с общей среднемесячной базой начисления ЕСВ в 2014 году.

Если условие не выполняется, то для определения размера коэффициента следует произвести дополнительные расчеты. Для этого необходимо общую среднемесячную базу начисления ЕСВ в 2014 году разделить на базу начисления ЕСВ за месяц, за который начисляют зарплату и/или вознаграждения по ГПД.

Обратите внимание! Понижающий коэффициент, полученный расчетным путем, не может быть в 2015 году меньше 0,4.

В 2016 году понижающий коэффициент планируют повысить до 0,6.

Рассмотрим далее на примере, как рассчитать понижающий коэффициент.

 

Пример 4. В 2014 году средняя зарплата на предприятии была равна 2900 грн. В январе 2015 года зарплату повысили. С учетом повышения средняя зарплата составила 3770 грн.

Общая база начисления ЕСВ за январь 2015 года — 113100 грн. Общая среднемесячная база начисления ЕСВ за 2014 год — 87000 грн. На предприятии работает 30 сотрудников. Ставка начисления ЕСВ — 36,8 %.

 

Первое условие выполнено: общая база начисления ЕСВ в январе 2015 года превысила общую среднемесячную базу начисления в 2014 году (113100 грн. > 87000 грн.).

Второе условие выполнено: средняя зарплата в учреждении увеличилась на 30 % по сравнению со средней зарплатой 2014 года (2900 грн. х 1,3 = 3770 грн.).

Третье условие выполнено: средняя зарплата превышает 3 МЗП (3770 грн. > 3654 грн.).

О выполнении четвертого условия будет известно после того, как рассчитаем понижающий коэффициент. Определим его.

Общая база начисления ЕСВ в январе 2015 года (113100 грн.) превышает общую среднюю базу начисления ЕСВ в 2014 году (87000 грн.), но меньше чем в 2,5 раза. Поэтому необходимо определить понижающий коэффициент расчетный путем. Он равен 0,8 (87000 грн. : 113100 грн.).

С учетом этого понижающего коэффициента ставка начисления ЕСВ составит:

— для январской зарплаты обычных работников — 29,44 % (36,8 % х 0,8);

— для вознаграждения по ГПД (если такое было), начисленного за дни работы в январе 2015 года, — 27,76 % (34,7 % х 0,8).

Четвертое условие выполнено: средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составил 1245,61 грн., что выше необходимого платежа на одно застрахованное лицо в сумме 700 грн. ((113100 грн. х 29,44 % + 113100 грн. х 3,6 %) : 30).

В приведенном примере предприятие выполнило все четыре условия и может применять к действующей ставке начисления ЕСВ понижающий коэффициент 0,8.

Если же работодатель рассчитает понижающий коэффициент, но после его применения платеж на одно застрахованное лицо будет меньше 700 грн., придется начислять ЕСВ по обычной ставке без учета понижающего коэффициента.

Как видите, работы бухгалтерам заметно прибавилось. Хотя с такими кабальными условиями возможность применить понижающий коэффициент будет у единичных работодателей. А для бюджетных организаций с учетом жесткой экономии бюджетных средств реализовать одновременно все четыре условия — задача не выполнимая на практике.

По факту, скорее всего, обрисованное радужными красками снижение налоговой нагрузки на работодателя для многих так и останется в черно-белых тонах.

 

Усилили штрафные санкции

С 1 января 2015 года произошли изменения и в наложении штрафных санкций (ч. 11 ст. 25 Закона № 2464). Напомним их:

повысили в 2 раза штрафы за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ (20 % вместо 10 % своевременно не уплаченных сумм), а также за доначисление своевременно не начисленного ЕСВ (10 % вместо 5 % доначисленной суммы);

ввели штрафы за непредоставление ЕСВ-отчетности: за неподачу, несвоевременную подачу, подачу по неустановленной форме отчетности — штраф в размере 170 грн. (10 ннмдг). Те же действия в течение года тянут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. (60 ннмдг).

Более детально узнать о действующих финансовых и административных санкциях за нарушение законодательства о ЕСВ можно на с. 30 этого номера.

 

Выводы:

— Размер максимальной величины базы начисления ЕСВ в 2015 году равен: в январе — ноябре — 20706 грн., в декабре — 23426 грн.

— Если база начисления ЕСВ (кроме вознаграждения по ГПД) по работнику, трудоустроенному по основному месту работы, меньше МЗП, сумма ЕСВ равна произведению размера МЗП и ставки ЕСВ. К работникам-совместителям такое ограничение не применяется.

— При одновременном выполнении ряда жестких условий работодатель может применить коэффициент, понижающий ставку начисления ЕСВ. В 2015 году размер такого коэффициента не может быть меньше 0,4.

 

Использованные документы и сокращения

Закон № 76 — Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VІІІ.

Закон № 77 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон о Госбюджете-2015 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VIII.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

ГПД — гражданско-правовой договор.

Теги ЕСВ
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше