Для начала напомним: работодатель обязан выплачивать зарплату работникам регулярно в рабочие дни не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней, и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата. Конкретные сроки выплаты зарплаты прописывают в коллективном договоре (ч. 1 ст. 24 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, ч. 1 ст. 115 КЗоТ).
Следует отметить, что начисление зарплаты проводят в конце месяца, а вот выплату — по принятым правилам осуществляют два раза в месяц (выплачивают отдельно аванс и отдельно зарплату за вторую половину месяца).
Теперь переходим к предмету нашего разговора — срокам уплаты ВС*. Что нам о них известно? Начисление, удержание и уплата (перечисление) ВС осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НКУ** (п.п. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ). При этом в данном случае руководствоваться нужно именно п.п. 168.1.1 этого Кодекса. Что получаем в итоге?
* Военный сбор.
** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
При каждой выплате зарплаты (аванса и зарплаты за вторую половину месяца) работодатель обязан удерживать из суммы такого дохода ВС и перечислять сумму этого сбора в бюджет.
Как видим, фактически сроки уплаты ВС и НДФЛ*** совпадают. То есть, по сути, для того чтобы выяснить сроки уплаты ВС, нам необходимо вспомнить сроки уплаты НДФЛ (см. таблицу ниже).
*** Налог на доходы физических лиц.
Вид выплаты | Срок перечисления НДФЛ/ВС | Основание (норма НКУ) |
Деньги получены с банковского счета | Одновременно с получением денег в банке | П.п. 168.1.2, п.п. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ |
Деньги перечислены в безналичной форме на счет физлица | Одновременно с перечислением денег на счет | |
Выплата наличными из кассы* | В течение банковского дня, следующего за днем выплаты (начисления, предоставления) | П.п. 168.1.4, п.п. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ |
Выплата в натуральной форме | ||
Доход начислен, но не выплачен | В течение 30 календарных дней, следующих за последним днем месяца, в котором начислен доход | П.п. 49.18.1, п. 57.1, п.п. 168.1.5, п.п. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ |
* За счет денежных средств, которые не были получены в банке на указанные цели, а поступили в кассу учреждения. |
Коснемся и других не менее важных моментов по уплате ВС. Возьмите на замету: банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного предоставления расчетного документа на перечисление ВС в бюджет* (п.п. 168.1.2 НКУ). То есть каждый раз при снятии денег со счета в банке для выплаты зарплаты работникам или при перечислении «зарплатных» денежных средств на карточные счета работников банковские служащие должны контролировать уплату ВС наряду с НДФЛ и ЕСВ**.
* Если вы новичок в бухгалтерском деле, то знайте: перечисляют ВС на специальные бюджетные счета, открытые в органах Государственной казначейской службы для его зачисления (код классификации бюджетного дохода — 11011000 «Военный сбор»). Ознакомиться с ними можно на сайтах главных управлений ГКС и ГФС в областях и городе Киеве в разделе «Реквизиты счетов».
** Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
Подведем итог: бюджетное учреждение нарушило сроки уплаты и перечисления ВС. Ведь, как мы уже выяснили, уплачивать и перечислять ВС в бюджет нужно при выплате как аванса, так и зарплаты за вторую половину месяца. Кстати, странно, что банковские служащие не указали на отсутствие расчетного документа на перечисление ВС при перечислении зарплаты…
Нарушение есть, а чем оно грозит? Давайте выяснять вместе!
Если налоговый агент нарушает законодательство по начислению, удержанию или уплате ВС, то к нему применяется ответственность согласно п. 127.1 НКУ:
— за нарушение, совершенное впервые, предусмотрен штраф в размере 25 % суммы ВС, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;
— за нарушение, совершенное во второй раз в течение 1095 дней, штраф составляет 50 % вышеуказанной суммы ВС, а за третье и больше такое же нарушение, совершенное в течение 1095 дней, — до 75 % указанной суммы ВС.
Помимо штрафа согласно п. 127.1 НКУ, могут начислить и пеню из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) дохода физлицу (ст. 129 данного Кодекса).
Кроме штрафных санкций, предусмотрена и административная ответственность (ст. 1634 КоАП). По крайней мере так считает ГФСУ. Так, за неудержание или неперечисление в бюджет сумм ВС должностному лицо грозит предупреждение или штраф в размере от 2 до 3 ннмдг (от 34 до 51 грн.), а при повторном в течение года привлечении — штраф от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.).
Кроме того, необходимо знать еще об одной норме админответственности, прописанной в ст. 1632 КоАП. Так, за неподачу (несвоевременную) подачу платежных поручений на перечисление ВС на виновных должностных лиц налагается штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а при повторном привлечении в течение года — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.). Хотя фискалы настаивают на ст. 1634 КоАП.