Ответственность. Размер штрафа за неподачу Уведомления о приеме работника на работу по форме, приведенной в приложении к постановлению КМУ от 17.06.2015 г. № 413*, — интересует каждого работодателя. Ведь на деле может случиться всякое, и, как следствие этого «всякого», про Уведомление вспомнят, когда новый работник вот уже месяц как трудится в учреждении. Момент для его подачи ушел… К штрафу в каком размере готовиться?
* Далее — постановление № 413. Этот нормативный документ и образец заполнения Уведомления мы размещали в «ОТ», 2015, № 13, с. 4. Также читайте статью «Уведомление о приеме работника на работу: устраняем «белые» пятна» // «ОТ», 2015, № 15, с. 12.
Этот вопрос вначале был адресован ГФСУ (см. категорию 301.09 «ЗІР»). Фискалы отписались, что уполномочены лишь принимать Уведомление, и тактично «перевели стрелки» на Минсоцполитики и Гоструда — мол, к ним все вопросы по контролю за соблюдением трудового законодательства.
Теперь нам известна позиция трудовых ведомств на этот счет. К сожалению, она не порадует работодателей . Так, по мнению Минсоцполитики (письмо от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15) и Гоструда (письмо от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15), неподача Уведомления грозит:
финансовыми санкциями в виде штрафа в размере 30 МЗП, установленных законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение ( абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) + административной ответственностью (для должностных лиц учреждения) в виде штрафа от 8500 до 17000 грн. ( ч. 3 ст. 41 КУоАП).
Дополним: за повторное в течение года нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 41 КУоАП и за которое лицо уже подвергалось админвзысканию, админштраф составляет от 17000 до 34000 грн. ( ч. 4 ст. 41 КУоАП).
Почему именно такой вывод? Ведь эти нормы посвящены нарушениям за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта). Минсоцполитики свою точку зрения привело без каких-либо пояснений — в разъяснении лишь озвучены приведенные размеры штрафов. А вот Гоструда пояснило ход своих рассуждений: «Уведомление Государственной фискальной службы о приеме работника на работу является частью заключения трудового договора, которое состоит из издания приказа и уведомления Государственной фискальной службы и ее территориальных органов».
Однако, по нашему мнению, приведенный комплект если уж и рассматривать, то как оформление трудовых отношений в целом: заключили трудовой договор (в устной или письменной форме), издали приказ (распоряжение) о приеме на работу и подали Уведомление фискалам. Именно такой подход напрашивается после прочтения ч. 3 ст. 24 КЗоТ, в которой как раз и упоминается об обязательности подачи Уведомления. Более того, мы проанализировали абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 3 ст. 41 КУоАП — в них речь идет о штрафах именно за отсутствие оформления трудового договора, а не за допуск работника к работе без оформления трудовых отношений. Также в этих нормах не сказано ни слова о нарушении законодательства в случае неподачи Уведомления.
Согласитесь: работодатель мог заключить трудовой договор и издать приказ о принятии на работу, но забыть подать Уведомление. Тогда выходит: поскольку учреждение заключило трудовой договор с работником, то формально работодателю уже не грозят санкции абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 3 ст. 41 КУоАП — трудовой договор (приказ о принятии на работу, свидетельствующий о его заключении) ведь на руках. То есть с доводами Гоструда можно поспорить.
К чему мы клоним? Мы считаем, что неподачу Уведомления следует рассматривать как нарушение других требований трудового законодательства. За такое нарушение работодатель несет ответственность в виде штрафа в размере 1 МЗП ( абз. 5 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Тогда как должностному лицу учреждения грозит штраф в размере от 510 до 1700 грн. ( ч. 1 ст. 41 КУоАП). Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 41 КУоАП, за которое лицо уже притягивалось к админвзысканию, или такие же действия, совершенные по отношению к несовершеннолетнему, беременной женщине, одинокому отцу/матери (лицу, их заменяющему и воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида), грозит должностному лицу штрафом в размере от 1700 до 5100 грн. ( ч. 2 ст. 41 КУоАП).
Но, как видим, Минсоцполитики и Гоструда взяли курс на более жесткие штрафы. Есть ли предпосылки, что трудовые ведомства изменят свое мнение? Надежда на Правительство, которое уполномочили утвердить порядок наложения штрафов согласно ст. 265 КЗоТ — последнее слово за ним.
Внимание! Работодатель обязан подать Уведомление, пусть и с опозданием. От финансовых санкций это его не спасет ( ч. 7 ст. 265 КЗоТ), а вот должностное лицо сможет избежать админответственности согласно КУоАП.
Каналы подачи. Можно ли переслать Уведомление почтой? ГФСУ (см. категорию 301.01 «ЗІР») и Минсоцполитики (см. письмо от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15) подошли к ответу весьма формально: постановлением № 413 такая возможность не предусмотрена.
А вот Гоструда (см. письмо от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15) дала конкретные разъяснения на этот счет: поскольку постановлением № 413 не определены способы подачи Уведомления в бумажном виде, то не исключена возможность подачи информации почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В таком случае датой уведомления будет дата отправки письма в соответствии с почтовой квитанцией.
Что ж, такая позиция может порадовать отдельных работодателей. Однако не спешите воспользоваться такой рекомендацией Гоструда. Все-таки принимать Уведомление — обязанность фискалов. Мы рекомендуем вначале узнать мнение вашей налоговой инспекции на счет отправки Уведомления почтой. Если такой возможности нет, то не рискуйте — подавайте Уведомление средствами электронной связи или предоставьте эту форму лично.