Темы статей
Выбрать темы

Оплата допотпусков участников боевых действий: кто спонсирует

Белевцова Людмила, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)
По месту работы работник обратился с заявлением о предоставлении ему дополнительного отпуска как участнику боевых действий продолжительностью 14 календарных дней (удостоверение, подтверждающее указанный статус, есть в наличии). Может ли он в 2016 году воспользоваться таким отпуском за 2015 и 2016 годы? Согласно трудовому законодательству названный дополнительный отпуск является оплачиваемым. Кто должен профинансировать расходы на оплату этого отпуска?

В данном вопросе речь идет об отпуске, предоставляемом согласно ст. 772 КЗоТ и ст. 162 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504).

«Участникам боевых действий, инвалидам войны, статус которых определен Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII*, предоставляется дополнительной отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в год

* Далее — Закон № 3551.

Таким отпуском работники как участники боевых действий (инвалиды войны) могут воспользоваться с 06.06.2015 г.

Помните: дополнительный отпуск, предусмотренный ст. 772 КЗоТ и ст. 162 Закона № 504, не является ежегодным (см. спецвыпуск «ОТ», 2015, № 12/1, с. 5). Поэтому если работник с соответствующим статусом не реализовал право на такой отпуск в 2015 году, то в 2016 году он не может воспользоваться таким отпуском за 2015 год. То есть в 2016 году у него есть право исключительно на 14 календарных дней дополнительного отпуска согласно ст. 772 КЗоТ и ст. 162 Закона № 504.

С одним вопросом разобрались, теперь переходим ко второму — оплатному. Действительно, в ст. 772 КЗоТ и ст. 162 Закона № 504 говорится о дополнительном оплачиваемом отпуске. Как рассчитать такую оплату? В ст. 21 Закона № 504 особых предписаний на этот счет нет. Считаем, что расчеты для оплаты дополнительного отпуска участникам боевых действий и инвалидам войны следует проводить так же, как и для оплаты других отпусков, а именно согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). При этом в общем случае расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска.

С порядком расчета еще можно определиться. Однако не все так просто при выяснении источника финансирования расходов на оплату дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 772 КЗоТ и ст. 162 Закона № 504. Давайте посмотрим, что нам в этом вопросе дает законодательство.

О дополнительном оплачиваемом отпуске участникам боевых действий и инвалидам войны сказано, в частности, в ст. 162 Закона № 504. При этом упоминание о данной норме отсутствует в ст. 23 Закона № 504, в которой приведены ссылки на виды отпусков, оплачиваемых за счет средств работодателя. Что это: банальная недоработка законотворца или осмысленное упущение? В данном случае констатировать не беремся, поскольку о рассматриваемом дополнительном отпуске идет речь еще в одном законодательном акте.

В п. 12 ч. 1 ст. 12 и п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона № 3551 дополнительный отпуск участникам боевых действий и инвалидам войны назван как льгота указанным категориям работников. Интересную оговорку содержит ст. 17 Закона № 3551: финансирование расходов, связанных с введением в действие этого Закона, осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов. Для конкретики в отношении финансирования расходов в связи с предоставлением льгот согласно Закону № 3551 обратимся к постановлению КМУ от 16.02.94 г. № 94 (далее — постановление № 94). В п. 6 этого постановления указано:

расходы государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанных с предоставлением льгот согласно Закону № 3551, покрываются местными финансовыми органами за счет средств местных бюджетов. Льготы, предусмотренные Законом № 3551, предоставляются организациями за счет собственных средств с последующим их возмещением из бюджета по установленным нормам в согласованный с финансовыми органами срок.

Местный финансовый орган — это учреждение, которое согласно законодательству Украины осуществляет функции по составлению, исполнению местных бюджетов, контролю за расходованием средств распорядителями бюджетных средств, а также другие функции, связанные с управлением средствами местного бюджета. Сельский, поселковый, городской (города районного значения) голова обеспечивает исполнение функций местного финансового органа, если такой орган не создан в соответствии с законом ( п. 36 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI).

Поскольку дополнительный отпуск участникам боевых действий и инвалидам войны назван как льгота, предоставляемая на основании Закона № 3551, то норма п. 6 постановления № 94 применима и по отношению к оплате такого отпуска. Это значит: работодатель рассчитывает оплату за дни дополнительного отпуска работникам со статусом участника боевых действий или инвалида войны, опираясь на Порядок № 100. Изначально работодатель осуществляет такую оплату за счет собственных средств. Однако впоследствии он может рассчитывать на возмещение этих средств со стороны местного финансового органа (см. определение такого органа выше).

Каким образом должно осуществляться такое возмещение? В этом отношении можем лишь привести общие фразы п. 6 постановления № 94. Так, для возмещения указанных средств работодатель подает местному финансовому органу расчеты по оплате такого дополнительного отпуска + платежное поручение на согласованную сумму расходов в 4 экземплярах. В свою очередь, местный финансовый орган перечисляет согласованную сумму средств на банковский счет организации.

Можно ли пользоваться таким механизмом для получения указанного возмещения? На данный момент уточнений по этому поводу нет. Но даже не это главная преграда для работодателя для получения возмещения расходов на оплату допотпуска, предоставляемого согласно ст. 162 Закона № 504.

Дело в том, что специальной бюджетной программы для указанного возмещения нет, а поэтому, вероятнее всего, в бюджетах не заложены средства под такое дело. Конечно, работодатель может обратиться в местный финансовый орган и поинтересоваться рассмотренным возмещением, но вряд ли ответ его порадует. В любом случае работодатель обязан оплатить работнику дни допотпуска, предоставляемого согласно ст. 162 Закона № 504, невзирая на то, светит ему возмещение понесенных расходов или нет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше