Темы статей
Выбрать темы

О праве работника, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, на отпуск как участника боевых действий

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 18.08.2016 г. № 454/13/116-16

В Департаменте заработной платы и условий труда рассмотрено <...> обращение и сообщается.

Согласно пункту 22 статьи 20 и пункту 1 статьи 21 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» лицам, отнесенным к категориям 1 и 2, государством гарантированы компенсации и льготы, в частности, получение дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 рабочих (16 календарных) дней в год.

Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» к виду ежегодных отпусков (статья 4 Закона Украины «Об отпусках»), а определен как льгота и компенсация за вред, нанесенный вследствие Чернобыльской катастрофы.

Законом Украины от 14.05.2015 г. № 426-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о повышении уровня социальной защиты отдельных категорий ветеранов войны» были дополнены новыми нормами Закон Украины «Об отпусках», Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», согласно которым участникам боевых действий и инвалидам войны предоставляется дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в год.

Исходя из норм Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (ст. 12, 13) вышеуказанный отпуск является льготой, гарантированной государством, и соответственно также не относится к виду ежегодных отпусков, определенных статьей 4 Закона Украины «Об отпусках».

Согласно статье 60 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» льготник, имеющий одновременно право на льготы и компенсации, предусмотренные разными законами, пользуется льготами и компенсациями по своему выбору в соответствии с одним из них.

Поэтому, по нашему мнению, работник, имеющий статус участника боевых действий (инвалида войны) и одновременно пострадавший вследствие Чернобыльской катастрофы первой или второй категории, имеет право на дополнительный отпуск с сохранением заработной платы в соответствии с одним из вышеприведенных законов по его выбору, поскольку эти льготы являются однотипными.

Минсоцполитики Украины информирует и предоставляет в рамках своих полномочий разъяснения (подпункт 103 пункта 3 Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.06.2015 г. № 423). Разъяснения и письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, они носят рекомендательно-информационный характер.

Директор Департамента А. Товстенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

«Чернобыльский» отпуск и отпуск участникам боевых действий: комбинировать нельзя!.. пока что

В комментируемом письме речь идет о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы ( п. 22 ч. 1 ст. 20 и п. 1 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII, далее — Закон № 796), и о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска участникам боевых действий / инвалидам войны ( ст. 772 КЗоТ, ст. 162 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее — Закон № 504).

В центре внимания вопрос: может ли работник, отнесенный к категории 1 или 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и одновременно являющийся участником боевых действий / инвалидом войны (при наличии документов, подтверждающих указанные статусы), по основному месту работы воспользоваться «чернобыльским» и «боевым» дополнительными отпусками в течение одного календарного года?

Почеркнем, что вопрос актуален только для комбинирования таких отпусков по основному месту работы работника. Дело в том, что по совместительству «чернобыльский» дополнительный отпуск не предоставляется (письмо Минсоцполитики от 18.05.2011 г. № 164/13/116-11). Так что априори работник-чернобылец, являющийся участником боевых действий / инвалидом войны, по совместительству может воспользоваться лишь дополнительным отпуском как участник боевых действий / инвалид войны.

Напомним, что мы уже знакомились с позицией Минсоцполитики насчет комбинации дополнительных отпусков, предусмотренных ст. 20 — 21 Закона № 796 и ст. 162 Закона № 504 (см. спецвыпуск «ОТ», 2015, № 18/1, с. 19). Тогда она сводилась к тому, что предоставление указанных отпусков предусмотрено разными законодательными актами. Следовательно, работник, имеющий статус чернобыльца категории 1 или 2 и одновременно статус участника боевых действий (инвалида войны), по основному месту работы может воспользоваться и «чернобыльским» дополнительным отпуском, и «боевым» дополнительным отпуском.

Чтобы убедиться в актуальности такой позиции, наша редакция обратилась с запросом к главному «трудовому» ведомству. Увы, на сей раз Минсоцполитики, высмотрев законодательную норму, представило в комментируемом письме диаметрально противоположный вывод. Прежде чем его озвучить, изучим причины для появления новой позиции Министерства по казалось бы решенному вопросу.

Лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением зарплаты продолжительностью 14 рабочих дней (16 календарных дней) на год. Этот отпуск определен как компенсация и льгота для работников-чернобыльцев категорий 1 и 2 ( ст. 20 и 21 Закона № 796).

Участникам боевых действий, инвалидам войны, статус которых определен Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII (далее — Закон № 3551), предоставляется дополнительный отпуск с сохранением зарплаты продолжительностью 14 календарных дней в год ( ст. 772 КЗоТ, ст. 162 Закона № 504). При этом п. 12 ч. 1 ст. 12 и п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона № 3551 указанный отпуск для участников боевых действий и инвалидов войны определен как льгота.

Отметим, что «чернобыльский» дополнительный отпуск и дополнительный отпуск бойцам не являются ежегодными отпусками, а значит, их предоставление привязано к календарному году. Об этом моменте сказано в комментируемом письме.

При этом в рассматриваемом разъяснении Минсоцполитики делает упор на норму ст. 60 Закона № 796:

«Лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, которые имеют одновременно право на другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством Украины, предоставляются по их выбору льготы и компенсации в соответствии с одним из законов Украины*

* В такой редакции ст. 60 Закона № 796 изложена Законом Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII и действует с 01.01.2015 г.

Как уже было отмечено, «чернобыльский» отпуск определен как компенсация и льгота, а отпуск «бойцам» — как льгота. По мнению Минсоцполитики, указанные льготы являются однотипными. Опираясь на такие моменты и ст. 60 Закона № 796, главное «трудовое» ведомство делает вывод: работник, имеющий статус участника боевых действий (инвалида войны) и одновременно являющийся пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категорий 1 или 2, имеет право на дополнительный отпуск с сохранением зарплаты согласно одному из указанных законов ( Закону № 504 или Закону № 796) по его выбору.

По мнению Минсоцполитики, работник-чернобылец категории 1 или 2, который одновременно является участником боевых действий / инвалидом войны, должен выбрать вид отпуска, которым он желает воспользоваться по основному месту работы в календарном году: «чернобыльский» или «боевой».

Свой выбор работник, к примеру, может озвучить в заявлении о предоставлении одного из указанных отпусков по основному месту работы. Если в течение календарного года работник обратится к работодателю с просьбой о предоставлении другого вида отпуска, то работодатель вправе ему отказать по причине действия нормы ст. 60 Закона № 796 (ср. ). То есть, если в текущем календарном году по основному месту работы работник уже воспользовался «чернобыльским» дополнительным отпуском, то работодатель может не удовлетворять его просьбу о предоставлении дополнительного отпуска как участнику боевых действий или наоборот.

Отдельно отметим, что работодателю «выгоднее» предоставлять именно «чернобыльский» дополнительный отпуск, поскольку оплата дней такого отпуска работодателю компенсируется из бюджета органами соцзащиты населения ( Порядок использования средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденный постановлением КМУ от 20.09.2005 г. № 936). При этом проблем с такой компенсацией, как правило, не возникает в отличии от компенсации дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 162 Закона № 504 (см. «ОТ», 2016, № 4, с. 19). Да и работнику, желающему отдохнуть, «чернобыльский» дополнительный отпуск придется по душе, поскольку его продолжительность больше, чем продолжительность дополнительного отпуска как участнику боевых действий / инвалиду войны.

Вот так из-за нормативной преграды работник, являющийся одновременно пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1 или 2 и участником боевых действий / инвалидом войны, по основному месту работы может воспользоваться дополнительным отпуском, соответствующим только одному его статусу. Видимо, законодатели тоже узрели такую несправедливость: почему работник, имеющий оба из указанных статусов, должен ущемляться в своем праве на дополнительные отпуска согласно ст. 20 — 21 Закона № 796 и ст. 162 Закона № 504?

Так, появился законопроект (зарегистрирован 12.08.2016 г. под № 5025), которым предполагается устранить указанную несправедливость. Во-первых, законопроект предусматривает исключение упоминания о дополнительном отпуске участникам боевых действий и инвалидам войны из п. 12 ч. 1 ст. 12 и п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона № 3551, тем самым выведя такой отпуск из категории льгот. В таком случае норма ст. 60 Закона № 796 уже не будет распространятся на «боевой» отпуск. Следовательно, работник-чернобылец категории 1 или 2, являющийся участником боевых действий / инвалидом войны, сможет воспользоваться «чернобыльским» и «боевым» дополнительными отпусками. Во-вторых, для решения вопроса о финансировании дополнительного отпуска бойцам законодатели планируют вписать ст. 162 Закона № 504 в ч. 1 ст. 23 этого Закона, тем самым указав, что дополнительный отпуск участникам боевых действий и инвалидам войны оплачивает работодатель за счет средств на оплату труда (без каких-либо дальнейших компенсаций из бюджета).

Подчеркнем, что пока указанный законопроект не приобрел официального статуса, стоит прислушаться к мнению Минсоцполитики, изложенному в комментируемом письме.

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: l.belevtsova@id.factor.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше