Об оформлении подтверждающих документов для назначения материального обеспечения застрахованным лицам

В избранном В избранное
Печать
Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности
Оплата труда Сентябрь, 2016/№ 18
Письмо от 20.07.2016 г. № 2.4-46-1257 (извлечение)

В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105 (далее — Закон) право на материальное обеспечение по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семьи, проживающие в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы (включая время испытания и день увольнения), если иное не предусмотрено законом.

Согласно положениям статьи 30 Закона материальное обеспечение по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), назначается и предоставляется по основному месту работы.

Решение о назначении материального обеспечения принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, создаваемой (избираемой) на предприятии, в учреждении, организации.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (статья 31 Закона).

Значение документального оформления хозяйственной операции первичными документами приведено в ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996 (далее — Закон № 996). При этом Положением о документальном обеспечении записи в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 № 88 «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записи в бухгалтерском учете» (далее — Положение № 88), определен порядок создания первичных документов, записи в регистрах бухгалтерского учета и хранения документов, регистров и отчетов.

Так, Положением № 88 предусмотрено, что первичные документы для предоставления им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты: название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (форма), дата и место составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и стоимостном выражении), должности и фамилии лиц, ответственных за разрешение на осуществление хозяйственной операции, за ее проведение и составление первичного документа.

Документ должен быть подписан лично должностным лицом, а подпись может быть скреплена печатью предприятия.

Первичные документы составляются на бланках типовой и специализированной формы, утвержденной в установленном порядке.

Также Положением № 88 запрещается принимать к исполнению документы на хозяйственные операции, противоречащие законодательным и нормативным актам, установленному порядку учета средств и материальных ценностей, наносящие ущерб владельцам ( п. 2.16 Положения № 88).

Следовательно, при оформлении первичных бухгалтерских документов необходимо использовать бланки типовой формы, утвержденной Госкомстатом Украины, или бланки специализированной формы, утвержденной соответствующими министерствами и ведомствами, изготовленные самостоятельно, с указанием обязательных реквизитов типовой или специализированной формы.

Поскольку действующие законодательные и нормативные акты по общеобязательному государственному социальному страхованию не содержат дополнительную норму по вопросу об автоматизированном расчете средней заработной платы для назначения пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам предприятием, учреждением, организацией, а бланк действующего листка нетрудоспособности не удовлетворяет нормам действующего законодательства, то считаем, что в этом случае не будет нарушением законодательства, если раздел листка нетрудоспособности «Довідка про заробітну плату» не заполнять, а к листку нетрудоспособности приложить расчет средней заработной платы за 12 месяцев, удостоверенный подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью предприятия.

Дополнительно сообщаем, что Фонд письмом от 12.08.2015 № 2.4-15-1310 обратился в Министерство здравоохранения Украины по поводу внесения изменений и дополнений в бланк листка нетрудоспособности в связи с изменением законодательства по общеобязательному государственному социальному страхованию.

<…>

Комментарий редакции

Раздел больничного листа «Довідка про заробітну плату» можно не заполнять

В комментируемом письме специалисты ФСС по ВПТ высказали свою официальную позицию по поводу заполнения раздела «Довідка про заробітну плату» больничного листа.

Как вы знаете, при проверках контролеры из ФСС по ВПТ уделяют особое внимание правильности заполнения бланка листка нетрудоспособности. Поэтому их мнение по данному вопросу очень важно для страхователей.

В чем суть вопроса? Отметим, что ныне действующая форма бланка листка нетрудоспособности была утверждена совместным приказом Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной политики, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний «Об утверждении образца, технического описания листка нетрудоспособности и Инструкции о порядке заполнения листка нетрудоспособности» от 03.11.2004 г. № 532/274/136-ос/1406 (ср. 025069200). Так вот, в данной, теперь уже «морально устаревшей», форме бланка раздел «Довідка про заробітну плату» рассчитан на 6-месячный расчетный период для определения среднедневной зарплаты.

В свою очередь, нормы обновленного с 4 июля 2015 года Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), указывают нам на необходимость применения для расчета среднедневной зарплаты 12-месячного расчетного периода.

В итоге с обновленным Порядком № 1266 мы получили «несостыковку» в количестве месяцев расчетного периода с формой бланка листка нетрудоспособности. Попросту говоря, в разделе «Довідка про заробітну плату» бланка больничного листа не хватает еще 6 строк.

Практика заполнения листка нетрудоспособности пошла по такому пути: в разделе «Довідка про заробітну плату» заполняют графу с месячным окладом, дневной тарифной ставкой, итоговую строку «Усього:», табличную часть «Належить до виплати», строку «усього нараховано — сума словами», строку «Включено до платіжної відомості за... місяць 20… р.» (пример заполнения приведен в статье «Работа во время декрета: учитываем нюансы оплаты больничного листа» в «ОТ», 2016, № 15, с. 24). При этом обязательно к больничному листу прилагается распечатка програмного расчета (если расчет автоматизирован) или другого документа (справки о заработной плате, расчета среднедневной зарплаты), оформленного аналогично тому, который содержится в бланке больничного листа, только с нужным количеством строк (за 12 месяцев). Расчет удостоверяется подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия.

Радует, что специалисты ФСС по ВПТ, понимая, что на сегодняшний день бланк листка нетрудоспособности морально устарел, четко ответили, что незаполнение раздела «Довідка про заробітну плату» такого листка в данной ситуации не считается нарушением.

Хочется верить, что Минздрав откликнется на наболевшее и, похоже, забытое с августа 2015 года обращение ФСС по ВПТ по поводу внесения изменений и дополнений в бланк листка нетрудоспособности и внесет эти изменения в ближайшее время.

Елена ОГАЙ, эксперт по вопросам оплаты труда

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить