Темы статей
Выбрать темы

О денежной помощи «на оздоровление» госслужащим в случае деления ежегодного основного отпуска на части

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 19.09.2017 г. № 2416/0/101-17

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо о выплате государственному служащему денежной помощи при предоставлении ежегодного основного отпуска и сообщает.

В соответствии со ст. 57 Закона Украины «О государственной службе» государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы.

Согласно ст. 59 данного Закона ежегодные отпуска предоставляются государственным служащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины «Об отпусках» ежегодный отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней.

Неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть предоставлена работнику, как правило, до конца рабочего года, но не позже 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск.

В случае деления ежегодного отпуска на части помощь на оздоровление может выплачиваться работнику один раз при предоставлении любой из частей ежегодного основного отпуска по заявлению работника.

Во время формирования фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривается одна помощь на оздоровление, которая является гарантированной выплатой один раз в год при предоставлении ежегодного отпуска за соответствующий рабочий год.

Денежную помощь нельзя делить на части, и она выплачивается один раз в год одной суммой во время предоставления любой из частей ежегодного отпуска.

В то же время отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новых правовых норм.

Директор Департамента А. Товстенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Госслужащий использует ежегодный основной отпуск частями: особенности выплаты «оздоровительной» помощи

В комментируемом письме Минсоцполитики ответило на наш запрос о выплате денежной помощи к ежегодному основному отпуску в случае, если госслужащему предоставлен ежегодный основной отпуск частями и он использует их в разных календарных годах.

Чтобы прийти к ответу, давайте выясним, что нам известно о выплате госслужащим денежной помощи при предоставлении ежегодного основного отпуска.

О выплате «оздоровительных» госслужащим в нормативной базе сказано лишь в одной норме — в ст. 57 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон № 889):

«Государственным служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрено более продолжительного отпуска, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы».

Что нам удается почерпнуть из этой нормы?

Во-первых, госслужащему выплачивают денежную помощь при предоставлении ежегодного основного отпуска. Значит, при предоставлении ему ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы или других видов отпусков (например, соцотпуска на детей, дополнительного оплачиваемого учебного отпуска) «оздоровительные» не полагаются.

Во-вторых, выплата «оздоровительной» денежной помощи полагается госслужащим при наличии распоряжения именно о предоставлении ежегодного основного отпуска в подтверждение того, что госслужащий воспользуется днями такого отпуска. А вот при выплате денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодного основного отпуска «оздоровительная» денежная помощь не предоставляется.

В-третьих, денежную помощь к ежегодному основному отпуску выплачивают госслужащим в размере среднемесячной зарплаты. В комментируемом письме Минсоцполитики отмечает, что размер такой денежной помощи не может делиться на части и она выплачивается одной суммой — в размере среднемесячной зарплаты.

А вот иные нюансы выплаты денежной помощи госслужащим при предоставлении им ежегодного основного отпуска черпаем из разъяснений Минсоцполитики. В своих письмах (от 23.12.2016 г. № 1791/0/101-16/281 // «ОТ», 2017, № 3, с. 4; от 07.07.2017 г. № 1819/0/101-17/281 // «ОТ», 2017, № 15, с. 7, комментируемом письме) Министерство уже не раз указывало:

При формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого госслужащего предусматривается одна помощь на оздоровление, являющаяся гарантированной выплатой один раз в год при предоставлении ежегодного основного отпуска за соответствующий рабочий год.

При этом, как подчеркивает Минсоцполитики, в случае деления ежегодного основного отпуска на части «оздоровительная» денежная помощь выплачивается госслужащему один раз при предоставлении любой из частей ежегодного основного отпуска по заявлению госслужащего.

Соединяем эти министерские разъяснения. Что получаем? Например, в 2017 году госслужащий использует ежегодный основной отпуск за один и тот же рабочий год частями: 20 календарных дней с 07.11.2017 г. по 26.11.2017 г. и 10 календарных дней с 20.12.2017 г. по 29.12.2017 г. В таком случае госслужащий (при условии, что ему в 2017 году еще не выплачивались «оздоровительные») имеет возможность самостоятельно (на основании заявления) определить, к какой части ежегодного основного отпуска ему выплатить денежную помощь — в ноябре или декабре 2017 года.

Однако, как правило, в случае деления ежегодного основного отпуска «оздоровительную» денежную помощь выплачивают госслужащим при предоставлении первой части этого отпуска. Следовательно, если ему выплатят «оздоровительные» при предоставлении ежегодного основного отпуска в ноябре 2017 года, то уже при предоставлении этого отпуска в декабре 2017 года денежная помощь не предоставляется. Почему? Госслужащим допустимо выплатить «оздоровительную» денежную помощь в размере среднемесячной зарплаты только один раз в рамках одного календарного года. Собственно, больше и не выйдет — в годовой фонд оплаты труда для каждого госслужащего закладываются только «оздоровительные» в размере среднемесячной зарплаты.

Вместе с тем возникает проблема с выплатой «оздоровительных» в случае деления ежегодного основного отпуска на части, когда госслужащему предоставляют части такого отпуска в разных календарных годах. Мы решили прояснить ситуацию у «трудового» Министерства.

Так, в комментируемом письме Минсоцполитики ответило на наш запрос о выплате госслужащему денежной помощи к ежегодному основному отпуску. Запрос звучит так: «Госслужащему за седьмой рабочий год с 15.06.2016 г. по 14.06.2017 г. предоставлен ежегодный основной отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 05.12.2016 г. по 18.12.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты.

За этот седьмой рабочий год госслужащий воспользовался другой оставшейся частью ежегодного основного отпуска продолжительностью 16 календарных дней с 11.09.2017 г. по 26.09.2017 г.

Правомерно ли при предоставлении в сентябре 2017 года другой части ежегодного основного отпуска за седьмой рабочий год выплатить госслужащему денежную помощь в размере среднемесячной зарплаты учитывая то, что при предоставлении первой части этого отпуска за седьмой рабочий год в 2016 году госслужащему уже выплачивалась «оздоровительная» денежная помощь?».

«Трудовое» Министерство, отвечая на вопрос, также затронуло правомерность разделения ежегодного отпуска на части. В нашей ситуации с этим как раз все хорошо.

Напомним, что ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде (ст. 59 Закона № 889). Следовательно, деление на части ежегодного отпуска госслужащих осуществляется на основании ст. 12 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504/96).

Так, ежегодный отпуск по просьбе госслужащего может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть составляет не менее 14 календарных дней. Выходит, что госслужащий может разделить ежегодный отпуск, соблюдая главное условие: одна из частей такого отпуска (не обязательно первая) должна составлять 14 или более календарных дней.

При этом подчеркнем, что деление ежегодного отпуска на части с соблюдением вышеуказанного условия возможно только с разрешения работодателя. Дело в том, что ст. 12 Закона № 504/96 предусмотрена именно возможность деления ежегодного отпуска, а не обязанность работодателя разделить его так, как просит работник.

Следовательно, в таком случае у работодателя есть три варианта реакции на просьбу работника разделить ежегодный отпуск на части: удовлетворить просьбу работника, внести свои предложения о делении ежегодного отпуска на части или настоять на использовании работником ежегодного отпуска исключительно полной продолжительности (письмо Минсоцполитики от 05.07.2013 г. № 290/13/116-13 // «ОТ», 2013, № 16, с. 7).

В рассматриваемом случае между госслужащим и его руководителем по месту прохождения госслужбы консенсус достигнут: госслужащему по его просьбе ежегодный основной отпуск разделен на части с учетом требований ст. 12 Закона № 504/96.

Но как же быть с выплатой денежной помощи к ежегодному основному отпуску, если госслужащему предоставлен такой отпуск за седьмой рабочий год частично в декабре 2016 года, а частично — в сентябре 2017 года?

В комментируемом письме при ответе на наш запрос Минсоцполитики новые фразы не представило и оперировало все теми же разъяснениями — «оздоровительная» денежная помощь выплачивается госслужащим один раз в календарном (бюджетном) году при предоставлении ежегодного основного отпуска за соответствующий рабочий год. В случае деления ежегодного основного отпуска «оздоровительные» выплачиваются к любой части ежегодного основного отпуска по заявлению госслужащего.

Акцентируем внимание, что для выплаты «оздоровительной» денежной помощи Минсоцполитики настаивает на предоставлении госслужащему ежегодного основного отпуска за соответствующий рабочий год.

Внимание! Если ежегодный основной отпуск за рабочий год разделен на части и при предоставлении одной из частей уже выплачена «оздоровительная» денежная помощь в одном календарном году, то для выплаты такой помощи при предоставлении других частей отпуска за этот же рабочий год нет оснований.

Напомним, что в случае, приведенном в запросе, госслужащий использует ежегодный основной отпуск за седьмой рабочий год в разных календарных годах — 14 календарных дней в декабре 2016 года и 16 календарных дней в сентябре 2017 года. При этом денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты выплачена именно при предоставлении части ежегодного основного отпуска в декабре 2016 года.

Поскольку денежную помощь в размере среднемесячной зарплаты к части ежегодного основного отпуска за седьмой рабочий год выплатили госслужащему в 2016 году, то при предоставлении другой части ежегодного основного отпуска за этот же рабочий год в 2017 году «оздоровительные» не подлежат выплате.

Поэтому для получения госслужащим «оздоровительной» денежной помощи в 2017 году ему необходимо предоставить хотя бы один календарный день ежегодного основного отпуска за восьмой рабочий год (с 15.06.2017 г. по 14.06.2018 г.).

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше