Выборы в Верховную Раду: что нужно знать работодателю

В избранном В избранное
Печать
Кравченко Дарья, эксперт по вопросам оплаты труда
Оплата труда Июль, 2019/№ 13
Весенние выборы 2019 года давно прошли. Однако они «принесли» нам не только нового Президента Украины, но и внеочередные выборы в Верховную Раду (состоятся 21.07.2019 г.). Причем интерес к последним настолько велик, что не удивительно, если ваш работник окажется непосредственным участником такого избирательного процесса. Как правильно оформить отсутствие работника, занятого в избирательном процессе, и нужно ли оплачивать время, потраченное им на нерабочие обязанности? Сегодня мы ответим на эти вопросы.

Внимание на «выборный» статус работника

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим процесс проведения выборов народных депутатов Украины, является Закон № 40611.

1 Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 17.11.2011 г. № 4061-VI.

Согласно ему обычные граждане, которые не связаны с избирательным процессом в своей повседневной жизни, могут участвовать в нем не только как избиратели или кандидаты в депутаты. Их также могут привлекать, к примеру, в качестве членов избирательных комиссий (ИК) (окружных и участковых) или доверенных лиц кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах.

Если такой гражданин является наемным работником, Закон № 4061 дает ему возможность получить по основному месту работы освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей.

Порядок оформления такого освобождения и необходимость оплаты времени, потраченного на выполнение общественных обязанностей, напрямую будет зависеть от его «выборного» статуса (см. таблицу).

Гарантии работникам, участвующим в выборах народных депутатов

Статус работника

Гарантии

Срок освобождения от работы

Основание

Отметка в Табеле

Член ИК

Работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением стажа*.

Ну а если он выполняет обязанности в ИК безвозмездно, то работодатель выплачивает ему средний заработок (ст. 119 КЗоТ)

На весь период полномочий ИК** или на часть этого периода

На платной основе:

1. Заявление работника.

2. Справка ИК.

3. Копия удостоверения члена ИК

«ІН» или «22»

На НЕоплатной основе:

1. Заявление работника.

2. Письменное уведомление о созыве заседания комиссии либо решение ИК о привлечении члена комиссии к участию в других мероприятиях

* Работник не может быть уволен с работы, переведен на более низкую должность по основаниям, связанным с исполнением его обязанностей в ИК (ч. 8 ст. 36 Закона № 4061).

** Полномочия участковой ИК прекращаются через 5 дней (ч. 3 ст. 32 Закона № 4061), а полномочия окружной — через 15 дней после дня официального обнародования ЦИК результатов выборов депутатов (ч. 3 ст. 31 Закона № 4061).

Кандидат в депутаты

Работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы. Ему предоставляется неоплачиваемый отпуск

На период предвыборной агитации*

1. Заявление работника.

2. Удостоверение кандидата в народные депутаты

или копия постановления (решения) соответствующей ИК о регистрации

«НА» или «18»

* Предвыборная агитация начинается со дня, следующего за днем принятия ИК решения о регистрации кандидата в депутаты, и заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем голосования (ст. 70 Закона № 4061). В нашем случае — 19.07.2019 г

Представитель партии

Работник имеет право на освобождение от производственных или служебных обязанностей:

• без сохранения заработной платы;

по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации

Со дня их регистрации ИК до прекращения их полномочий или окончания избирательного процесса

1. Заявление с просьбой освободить от работы. Согласие работодатель фиксирует в резолюции на заявлении.

2. Копия удостоверения, подтверждающая статус лица

«І» или «30»

Уполномоченное лицо партии

Доверенное лицо кандидата в депутаты

Со дня их регистрации в ИК на период избирательного процесса

Официальный наблюдатель

Закон № 4061 не предусматривает гарантий в сфере труда. Отсутствие на работе оформляется на общих основаниях

Со дня регистрации в ИК и до объявления результатов выборов ЦИК

Могут быть:

• ежегодный отпуск;

• отпуск без сохранения зарплаты;

• неполное рабочее время

Зависит от причины отсутствия

А пока давайте рассмотрим нюансы оформления и оплаты участия работника в избирательном процессе в некоторых из его «выборных» статусов.

Работник — член ИК

В члены ИК работник может быть привлечен как на платной, так и неоплатной основе.

Член ИК на платной основе. В ряды таких счастливчиков могут попасть председатель, заместитель председателя, секретарь или другой член ИК. Вот только общее их количество не может превышать трех человек (ч. 6 ст. 36 Закона № 4061). Кто это будет — решают сами члены ИК.(ср. 025069200)

С такими лицами на период работы в ИК заключается гражданско-правовой договор. Оплата по нему осуществляется за счет средств Госбюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов народных депутатов, согласно Порядку № 8482 (ст. 47 Закона № 4061). В этом случае работодателю не нужно выплачивать работнику — члену ИК средний заработок. Однако за таким сотрудником сохраняется стаж.

2 Порядок оплаты труда членов окружных и участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины, утвержденный постановлением Кабмина от 05.09.2012 г. № 848.

Оплачивает труд члена ИК, который выполняет свои обязанности на платной основе, окружная ИК согласно Порядку № 1033.

3 Порядок оплаты труда членов окружных и участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины, утвержденный постановлением ЦИК от 21.06.2012 г. № 103.

Такая оплата осуществляется один раз в месяц на основании акта приема-передачи предоставленных услуг.

При этом размер месячной оплаты не может быть ниже средней зарплаты работника по основному месту работы (ч. 5 разд. II Порядка № 103). Для этого от работника понадобится справка с основного места работы о средней заработной плате.

Если месячная оплата оказалась меньше минимальной заработной платы (в 2019 году — 4173 грн.), ее устанавливают на уровне минзарплаты (п. 1 постановления № 9664).

4 Постановление Кабмина «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий» от 28.07.2004 г. № 966.

О нюансах налогообложения и отражения в отчетности такой оплаты читайте в консультации «Выборы. Оплачиваем работу членов избирательной комиссии» // «ОТ», 2019, № 7.

А что, если работник — член ИК на платной основе является совместителем? На наш взгляд, тут следует соблюсти требования ч. 11 ст. 36 Закона № 4061 (и соответственно, ст. 119 КЗоТ), согласно которой работодатель на месте работы по совместительству обязан будет выплатить такому работнику средний заработок.

Член ИК на неоплатной основе. Таким работникам, помимо сохранения места работы, ст. 119 КЗоТ гарантирует сохранение среднего заработка по месту работы. Его рассчитывают согласно нормам Порядка № 100. Расчетный период — последние 2 календарных месяца, предшествующих привлечению работника к выполнению полномочий члена ИК. Средний заработок выплачиваем работнику за рабочие дни привлечения к избирательному процессу (по графику работы у работодателя).

Выплаты за день голосования. Независимо от того, на платной или неоплатной основе работник участвует в составе ИК, он вправе рассчитывать на получение:

• единоразового денежного вознаграждения;

• оплаты за день голосования и подсчета голосов.

Несмотря на то, что порядок начисления и выплаты единоразового денежного вознаграждения прописан в Порядке № 1085, а порядок начисления и выплаты оплаты за день голосования — в Порядке № 103 и Порядке № 848, они ничем не отличаются от тех правил, которым нужно следовать при выплате вознаграждений членам ИК во время выборов Президента Украины.

5 Порядок начисления и выплаты единоразового денежного вознаграждения членам окружных и участковых избирательных комиссий по выборам народных депутатов Украины, утвержденный постановлением ЦИК от 12.07.2012 г. № 108.

Кандидат в депутаты

Работника, который зарегистрировался кандидатом в депутаты, работодателю также придется освободить от выполнения производственных или служебных обязанностей (ч. 1 ст. 76 Закона № 4061).

Однако, в отличие от членов ИК, ему предоставляется неоплачиваемый отпуск, и только на период предвыборной агитации.

Нюанс. Получив от работника документы, необходимые для его освобождения, работодатель оформляет приказ (распоряжение) со ссылкой на ст. 76 Закона № 4061. Ведь в Законе об отпусках не упоминается кандидат в народные депутаты среди лиц, которым предоставляется отпуск без сохранения заработной платы (ст. 25 Закона об отпусках).

Однако специальная норма (ст. 76 Закона № 4061) позволяет это сделать.

В случае регистрации государственного служащего кандидатом в депутаты он обязан в однодневный срок письменно сообщить об этом руководителю государственной службы.

Госслужащему по его заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы на время участия в избирательном процессе. Указанный отпуск предоставляется по решению руководителя государственной службы со дня его сообщения об участии в избирательном процессе и до дня его завершения в соответствии с избирательным законодательством (ч. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение ifactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд