Проект Закона о труде: анализируем трудооплатные нормы

В избранном В избранное
Печать
Рудая Татьяна, главный редактор, t.rudaya@id.factor.ua
Оплата труда Февраль, 2020/№ 3
Как и обещали в предыдущем номере, продолжаем анализировать проект Закона Украины «О труде» от 28.12.2019 г. № 2708 (далее — Закон о труде). Сегодня разберем трудооплатные нормы.

Еще раз напомню, что речь идет пока только о проекте Закона о труде. Он еще не принят Верховной Радой. Поэтому мы с вами рассматриваем перспективы в оплате труда работников, которые нас ждут в будущем.

Минимальный оклад

Планируется устанавливать размер минимального должностного оклада (ставки) отдельно для работников учреждений, заведений, организаций, финансируемых из государственного бюджета, и отдельно для работников всех остальных работодателей.

Минимальный должностной оклад (ставка) для работников учреждений, заведений, организаций, финансируемых из госбюджета, будет устанавливаться в размере, определенном Законом о Госбюджете на соответствующий год.

Обратите внимание! В проекте Закона о труде нет привязки минимального должностного оклада к размеру прожитминимума на трудоспособное лицо!

Но, скорее всего, минимальный оклад бюджетников все же будут устанавливать не ниже этого показателя.

Для работников остальных предприятий, учреждений и организаций минимальный оклад (ставка) будет устанавливаться в размере не менее 50 % минимальной зарплаты.

Если брать сегодняшние цифры (минзарплата — 4723 грн.), то 50 % минзарплаты — 2361,50 грн. больше, чем нынешний минимальный оклад, который привязан к прожитминимуму, — 2102 грн.

Доплата до минимальной зарплаты

Доплата до минзарплаты останется.

Она является одной из минимальных гарантий в оплате труда. Планируется изменить перечень выплат, которые не учитываются при расчете минимального размера зарплаты. Давайте сравним (см. таблицу), какие доплаты не включаются сейчас согласно ныне действующему Закону об оплате труда, а какие планируется не включать в проект Закона о труде.

Как видите, планируется, что сверх минзарплаты будут учитываться не только доплаты за неблагоприятные условия, но и повышение окладов за «вредные и тяжелые» работы. Сейчас, как вы знаете, такое повышение «проваливается» внутрь минзарплаты. Помимо повышения оплаты труда за работу в ночное и сверхурочное время, сверху МЗП будет учитываться повышение оплаты труда за работу в выходные, праздничные и нерабочие дни.

К сожалению, как и раньше, доплата за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника будет включаться состав зарплаты, которая сравнивается с размером МЗП. Поэтому, как и раньше, работать за себя и «за того парня» работникам с маленьким окладом будет невыгодно.

Индексация и компенсация

Индексацию зарплаты планируют отменить.

Компенсации за просрочку выплаты зарплаты в том виде, в котором она предусмотрена сейчас, не будет.

Но! В проекте Закона о труде предусматривается свой механизм компенсации за задержку выплаты зарплаты. Так, в случае нарушения сроков выплаты зарплаты в период действия трудового договора более чем на 15 календарных дней работодатель обязан будет уплатить работнику пеню в размере 0,05 % суммы долга за каждый день задержки.

В случае если работодатель несвоевременно рассчитается с увольняющимся работником, он обязан заплатить работнику пеню в размере 0,5 % неуплаченных сумм за каждый день задержки по день фактического расчета.

Ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочные работы

Порядок оплаты труда за работу в ночное время менять не планируют. Проектом Закона о труде предусмотрена доплата за работу в ночное время в размере не ниже 20 % ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Больший размер можно установить в трудовом и/или коллективном договоре.

Что касается оплаты за работу в выходные, праздничные и нерабочие дни, то ее планируют изменить. Так, оплачивать работу в такие дни нужно будет в повышенном размере, установленном в трудовом и/или коллективном договоре. Такая оплата должна быть как минимум на 20 % выше от оплаты труда работника в пределах установленной ему в трудовом договоре нормы труда. Такой же порядок оплаты сверхурочных часов.

Как видим, это значительно ниже, чем предусмотрено действующим законодательством. Сейчас эта оплата должна проводиться в двойном размере.

Замечу, что сверхурочными часами в понимании проекта Закона о труде понимаются часы, отработанные сверх установленной в трудовом договоре продолжительности работы на протяжении дня (смены).

Так же в случае установления суммированного учета рабочего времени сверхурочными часами считаются часы, отработанные сверх нормы за учетный период.

Учетный период можно будет устанавливать продолжительностью не бОлее 4 месяцев.

Командировки

В проекте Закона о труде указано, что оплата труда за период командировки будет производиться согласно условиям трудового договора. Что это значит? Это значит, что сравнивать среднюю зарплату с дневной больше не будет необходимости. Еще одно немаловажное «командировочное» новшество. Если работник выехал в командировку или вернулся из нее в выходной, праздничный, нерабочий день, то такие дни нужно будет оплачивать на 20 % выше обычного рабочего дня и по соглашению сторон работнику могут быть предоставлены другие дни отдыха. Сейчас за такие дни зарплату не начисляют.

Как видим, планируется достаточно много новшеств в порядке оплаты труда работников. Понятное дело, что в ходе рассмотрения проекта Закона о труде наши парламентарии могут внести в него изменения. Скорее всего, так и будет, потому что этот законопроект уже успел наделать много шума в информационном пространстве. Мы будем следить за его судьбой. Как только он обретет законную форму, мы подробно расскажем о всех грядущих новациях в оплате труда.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить