Темы статей
Выбрать темы

Простой: оформляем и оплачиваем

Беляева Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Какова процедура оформления простоя на работе, должен ли работник находиться на рабочем месте? Как оплачивать труд работников во время простоя?

Общие моменты

На первый взгляд кажется, что приостановить деятельность предприятия очень просто. Достаточно высшему руководству сказать слово «СТОП», и все остановится.

Но в действительности все не так.

Начнем с основ. И для начала вспомним, что же такое простой.

ВАЖНО!

Простой — это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами (ч. 1 ст. 34 КЗоТ).

Каких-либо временных рамок простоя или условий о его масштабности (то есть охвата простоем отдельных работников, подразделений или всего предприятия) законодательство не содержит.

Ключевым фактором является собственно факт приостановления работы.

О начале простоя (кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия — когда вышестоящее руководство уже «в курсе») работник должен предупредить собственника или уполномоченный им орган либо бригадира, мастера, других должностных лиц.

Такое уведомление может происходить в устной или письменной форме (например, путем составления докладной или служебной записки) (см. письмо Минсоцполитики от 04.10.2013 г. № 179/06/186-13 // «ОТ», 2014, № 1, с. 9).

Важно! Если на предприятии объявлен простой, работников не увольняют. В период простоя на работников в полной мере распространяется трудовое законодательство и они обязаны выполнять свои трудовые обязанности.

Поэтому возникает закономерный вопрос: должны ли «простаивающие» работники находиться на своих местах во время простоя? Ответ на этот вопрос нормативно-правовые акты не содержат.

На наш взгляд, решить эту задачу может только само предприятие, ориентируясь на ситуацию, приведшую к простою.

Необходимость присутствия работников во время простоя на предприятии может быть закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка.

Так, если приостановление работы имеет круглосуточный (недельный) характер, а события, приведшие к простою, угрожают жизни и здоровью работников либо делают невозможным доступ к рабочему месту, то уместно на время простоя оставить работников дома.

В то же время если приостановление работы не является продолжительным и не несет угрозы жизни и здоровью работников, а возобновление функционирования предприятия может произойти в любую минуту, то логично оставить работников на рабочих местах.

Это даст возможность при изменении обстоятельств (поступление сырья, материалов, подача электричества и т. п.) оперативно начать выполнять свои непосредственные трудовые обязанности.

С этим подходом соглашаются и контролирующие органы. В частности, Минтруда в письме от 19.05.2009 г. № 5615/0/14-09/026 считает, что в период простоя работники могут присутствовать на рабочих местах, если этого требует производство и есть необходимость через определенный период срочно привлечь работников к работе. Если в начале простоя известна дата возможного возобновления работ, то работников можно не обязывать постоянно находиться на рабочих местах. Они должны появиться на работе в установленное в приказе (распоряжении) время.

Поэтому не забывайте при утверждении приказа (распоряжения) руководителя о начале простоя оговорить необходимость присутствия (отсутствия) работников на рабочих местах (письмо Минтруда от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07).

Оформляем простой

Простой, как и любое другое событие на предприятии, в учреждении нужно правильно задокументировать. К сожалению, до сих пор не существует утвержденного порядка документального оформления простоя. Поэтому ориентируемся на рекомендации компетентных органов и нормы действующего законодательства.

На наш взгляд, процедуру оформления простоя можно разделить на несколько этапов.

img 1Фиксируем причины простоя. Для этого оформляем акт простоя.

На нормативном уровне форма такого акта не определена. Поэтому составляют его в произвольной форме с указанием реквизитов, обязательных для первичных документов. В акте обязательно должны быть зафиксированы причины, вызвавшие приостановление работы. Для рассмотрения причин простоя и составления акта можно создать специальную комиссию.

Если же речь идет о форс-мажорных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью работников, то, чтобы не затягивать с принятием решения, советуем составить такой акт руководителям всех подразделений предприятия при первых проявлениях опасности. В акте четко укажите, что пребывание работников на предприятии является опасным и угрожает их жизни и здоровью, поэтому уместно приостановить работу предприятия до урегулирования ситуации.

img 2Принимаем решение. На основании акта руководитель издает соответствующий приказ (распоряжение). В нем целесообразно указать:

• причину простоя;

• меры по устранению простоя;

• необходимость присутствия либо отсутствия работников на время простоя на рабочих местах;

• дату начала и окончания простоя. Заметим: в некоторых случаях невозможно точно определить, когда закончится простой. Тогда в приказе (распоряжении) указывают, что простой закончится после урегулирования ситуации.

Как именно будут оповещены работники об окончании простоя, также следует отметить в приказе (распоряжении);

• порядок оплаты времени простоя.

img 3Учитываем простой. Учет времени простоев по каждому работнику служба персонала ведет в Табеле учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5).

Для простоев используем буквенный код «П» или цифровой код «23».

Составленные документы, подтверждающие возникшую ситуацию, послужат основанием для надлежащего отражения операций в период простоя в учете.

Ведь несмотря на приостановление работы, предприятие в период простоя по-прежнему несет ряд расходов, связанных с обеспечением его деятельности.

Это, в частности, оплата времени простоя работникам, амортизация и содержание основных средств, оплата коммунальных услуг и прочих расходов, связанных с управлением и обслуживанием предприятия.

Оплачиваем простой

Время простоя не по вине работника оплачивают из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада) (ст. 113 КЗоТ).

Заметьте: в данном случае речь идет о минимальном размере оплаты времени простоя, т. е. законодательно установленной минимальной государственной гарантии, ниже которой не может осуществляться выплата (ст. 12 Закона об оплате труда). Хотя ничто не мешает работодателю, например, в коллективном договоре предусмотреть оплату времени простоя и в более высоком размере* (ст. 15 Закона об оплате труда, письмо Минтруда от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07).

* См. статью «Оплата труда учителей во время карантина» этого номера.

Обратите внимание! Время простоя (из расчета 2/3) оплачивают именно исходя из установленной работнику тарифной ставки, а не, скажем, среднего заработка. Поэтому нормы Порядка № 100** в данной ситуации не применяются. Расчет оплаты времени простоя подкрепим примерами.

** Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Пример 1. Часовая тарифная ставка работника — 35 грн/ч. Длительность простоя — 10 ч.

Оплата времени простоя работника составит:

35 грн/ч х 2/3 х 10 ч = 233,33 грн.

Пример 2. Сдельная расценка за единицу продукции — 8 грн/ед. Норма выработки продукции — 5 ед./ч. Длительность простоя — 20 ч.

При таких условиях размер оплаты за 1 час (при выполнении норм выработки) составит:

8 грн/ед. х 5 ед./ч = 40 грн/ч.

Соответственно оплата времени простоя работника составит:

40 грн/ч х 2/3 х 20 ч = 533,33 грн.

Пример 3. Месячный оклад работника — 5250 грн. Предположим, в феврале 2020 года (20 рабочих дней) было 7 рабочих дней простоя.

Заработок работника за февраль составит:

• за 13 рабочих дней: 5250 грн : 20 дн. х 13 дн. = 3412,50 грн;

• за 7 рабочих дней простоя: 5250 грн : 20 дн. х 7 дн. х 2/3 = 1225,00 грн.

Итого заработок работника за февраль 2020 года:

3412,50 грн + 1225,00 грн = 4637,50 грн.

Внимание! Доплату до МЗП в данной ситуации начислять не нужно, даже несмотря на то, что общая сумма заработка (4637,50 грн) меньше МЗП (4723 грн).

Дело в том, что размер зарплаты работника не может быть ниже МЗП (4723 грн) в случае, когда он полностью выполнил месячную (часовую) норму труда. В рассматриваемой ситуации был оформлен простой.

А это значит, что уровень МЗП, ниже которого не может быть меньше зарплата работника за отработанное время, составит:

4723 : 20 x 13 = 3069,95 (грн).

Зарплата за отработанные 13 рабочих дней февраля составила 3412,50 грн, что больше 3069,95 грн. Поэтому доплату до МЗП не начисляем.

Важно! При особых обстоятельствах (не путать с общим случаем, рассмотренным выше!) — если простой связан с производственной ситуацией, опасной для жизни и здоровья работника либо окружающих его людей и окружающей природной среды, — время простоя оплачивают работникам в размере среднего заработка (абз. 3 ст. 113 КЗоТ, ст. 6 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII).

При этом среднюю зарплату рассчитывают исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих месяцу простоя (абз. 2 п. 2 разд. II Порядка № 100).

Признать возникшую ситуацию опасной для жизни или здоровья работников или окружающей природной среды могут специалисты предприятия по охране труда при участии представителей профсоюзной организации и страховой эксперт.

Внимание!

Время простоя по вине работника (например, если работник испортил производственное оборудование) не оплачивается.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше